Основные задачи рсчс
-
разработка и реализация правовых и экономических норм;
-
сбор, обработка, обмен и выдача информации;
-
подготовка населения;
-
оповещение и информирование населения;
-
прогнозирование и оценка последствий ЧС;
-
создание резервов: финансовых и материальных ресурсов;
-
экспертиза, надзор и контроль;
-
ликвидация ЧС;
-
социальная защита пострадавшего населения;
-
международное сотрудничество
1.2 Основные задачи, силы и средства РСЧС
Основными задачами РСЧС являются:
организация оповещения и информирование населения;
проведение мероприятий по защите населения и территорий;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
оказание гуманитарной помощи;
подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения;
пропаганда среди населения роли РСЧС в общей системе безопасности страны.
Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери.
Силы и средства РСЧС подразделяются:
на силы и средства наблюдения и контроля;
силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства наблюдения и контроля включают:
подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.);
контрольно-инспекционную службу (Минэкологии);
службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами;
ветеринарную службу;
сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО;
лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья;
службу предупреждения о стихийных бедствиях.
В силы и средства ликвидации ЧС входят в первую очередь соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД,невоенизированные формирования ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России.
Основу этих сил составляют войска ГО, подразделения поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС. В настоящее время намечен ряд мероприятий, направленных на их укрепление. Так, в составе спасательных бригад создаются воздушнодесантные отряды. Они более мобильны и эффективны в работе, поскольку их можно быстро перебрасывать в любой регион страны. Появилась необходимость сформировать в войсках ГО подразделения переправочно-десантных средств и спасательных взводов.
Особого внимания в силах МЧС заслуживает Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд. Это первое в нашей стране спасательное формирование, целиком состоящее из профессионалов высокого класса. Они не раз убедительно доказывали, что хорошо знают свое дело и умеют отлично работать в самых сложных условиях. Отряд призван оперативно реагировать на природные и техногенные катастрофы. И не только на территории России, но и за ее пределами.
В Кыргызстане, например, отряд занимался поиском и извлечением людей из-под оползней и завалов зданий, разрушенных землетрясением, оказывал необходимую помощь пострадавшим. Его личный состав способен работать автономно в течение двух недель, прибывать в зону бедствия любого континента планеты не позднее чем через 12 ч после получения соответствующего распоряжения.
При необходимости в отряде можно скомплектовать сразу несколько групп спасателей, готовых одновременно и эффек-тивно действовать в различных регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Значительными силами для быстрого реагирования на ЧС располагают и другие министерства и ведомства. Например, Министерство путей сообщений имеет восстановительные и по-жарные поезда.
Личный состав Министерства внутренних дел в экстремальных ситуациях обеспечивает правопорядок, сохраняетматериальные ценности, осуществляет охрану важных объектов, организует оцепление, а когда надо - и пропускной режим. В ве-дении МЧС находится и вся противопожарная служба. Ее под-разделения способны не только тушить пожары, но и проводить первоочередные работы при авариях на химически опасных объ-ектах, спасать людей и материальные ценности.
Федеральная служба безопасности осуществляет мероприятия по обеспечению государственной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе на режимных объектах, а также при оказании содействия в ликвидации ЧС другим странам.
Министерство здравоохранения - это одна из подсистем РСЧС, имеющая службу оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.
Минтопэнерго, Минатом имеют свои специализированные подразделения, которые ведут наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, осуществляют мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф.
Министерство сельского хозяйства располагает лабораториями, лечебницами, учреждениями, занимающимися обеззараживанием сельскохозяйственных угодий. На них возложена организация и координация работ по контролю за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными веществами и тяжелыми металлами, они следят за ситуациями природного и экологического характера.
Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), став правоприемником ДОСААФ на территории России, учредила ассоциацию спасательных формирований. В нее входят отряды, группы добровольных спасателей (аэромобильные, парашютно-десантные, автотранспортные, подводно-технических работ, радистов).
Кроме перечисленных сил создают, готовят и оснащают формирования все субъекты Федерации (республики, края, области). В городах, районах и на объектах должны быть свои подразделения. Это значит, что везде, где бы ни произошли авария, катастрофа или стихийное бедствие, в распоряжениисоответствующего начальника ГО есть силы и средства, которыми он может распорядиться по своему усмотрению.
В случае необходимости в район бедствия будет направлена в срочном порядке такая помощь, которая позволит свести потери к минимуму.
- 1)Предмет, цели и структура бжд.
- 2)Система «Человек-среда обитания»
- 3)Аксиома о потенциальной опасности.
- Аксиомы бжд:
- 4)Опасность. Понятие,классификация.
- 5)Риск. Концепции абсолютной безопасности и приемлемого риска.
- Виды риска.
- Концепция абсолютной безопасности
- 6)Основные принципы и методы снижения риска.
- 7)Коллективные и индивидуальные средства защиты.
- 8)Основы эргономики и производственная безопасность.
- Структура эргономики
- Состав эргономики
- Методы эргономики
- 9)Основы физиологии труда
- 10)Напряженность и тяжесть труда.
- 11)Классификация форм деятельности.
- 12)Основы санитарии и гигиены труда.
- 13)Производственные вредности.
- 14)Современные элементы оргтехники и условия труда.
- 15)Комплексная профессиография.
- 16)Основы психологии труда. Психология и безопасность.
- 17)Совместимости в системе «человек-машина»
- Виды совместимости среды «человек-машина»
- 18)Нормы охраны труда.
- 19)Динамика работоспособности.
- 20)Рациональная оргнизация труда и отдыха.
- 21)Концепция устойчивого развития мировой системы.
- 22)Федеральный закон «о защите населения и территории от чс».
- Глава I. Общие положения
- 23)Российская система по чс.
- Основные задачи рсчс
- 24)Основные направления развития и совершенствования рсчс.
- 25)Приницпы организации и структура рсчс.
- 26)Чс-определение, характерные признаки, причинно-следственная связь возникновения чс.
- 27)Классификация Чс мирного и военного времени.
- Общая классификация чрезвычайных ситуаций
- Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения
- 28)Чс в условиях военного времени-факторы воздействия.
- 29)Чс техногенного характера-причина возникновения, превентивные мероприятия.
- Основными причинами крупных техногенных аварий являются:
- 31)Чс на хим.Опасных объектах.
- 32)Чс на пожароопасных объектах.
- 33)Го на объектах сдяв.
- Основные нормы поведения и действия населения при авариях с выбросом сдяв
- 34)Средства индивидуальной защиты на объектах сдяв. Индивидуальные средства защиты кожи
- 35)Современное развитие организации государственной пожароспасательной службы.
- 36)Организация го при наводнениях.
- 37)Организация го при землятресениях.
- 38)Устойчивость работы объектов экономики при чс.
- 39)Факторы,влияющие на устойчиость работы оэ при чс.
- 40) Го на радиационных объектах.
- 41)Защита населения при чс.
- 42)Ликвидация последствий чс.
- Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают:
- Неотложные работы включают:
- Успех аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций достигается:
- 43)Аварии,катастрофы на пожаро- и взрывоопасных объектах экономики.
- 44)Оценка экономических последствий чс.