logo search
Уч

Определение понятия врачебная ошибка и ее виды.

В медицинской и юридической литературе высказано несколько мнений по поводу определения понятия врачебная ошибка. Согласно одному из них врачебная ошибка – это небрежное, недобросовестное, невежественное отношение к своим обязанностям при оказании медицинской помощи или уходе за больным. С юридической точки зрения врачебная ошибка может квалифицироваться как противоправное виновное деяние медицинского работника, повлекшее причинение вреда здоровью пациента, и рассматривается с позиции наличия вины. В случае отсутствия вины речь идет о невиновном, случайном причинении вреда. Первое из названных деяний квалифицируется как правонарушение (преступление, проступок) влекущее какое либо наказание, во втором случае налицо случай, т.е. отсутствие вины и не влекущее ответственности. Данное определение дано с юридической точки зрения и, по сути (ошибка), не верно. С медицинской точки зрения (а также с этической) врачебная ошибка – это такие неблагоприятные последствия действий врача, которые являются следствием добросовестного заблуждения. Т.е. врач, выполняя свои обязанности, заблуждается, считает, что выполняет все правильно. Но все же ошибается. Почему? Выделяют следующие причины ошибок: субъективные и объективные.

Субъективные – это те причины, которые зависят от личности врача и его квалификации, опыта. В данном случае, что бы деяния по субъективным причинам, назвать ошибкой, необходимо исключить признаки вины, т.е. небрежное, неквалифицированное отношение к своим обязанностям. По этим причинам чаще ошибаются молодые врачи.

Объективные – это те причины, которые привели к ошибкам вследствие объективно сложившихся обстоятельств, не зависящих от личности врача, его квалификации и опыта. К таким причинам чаще всего относятся: тяжелое бессознательное состояние пациента, когда очень сложно собрать необходимую информацию; атипичное течение заболевания, что вводит в заблуждение врача при постановке диагноза; наличие 2-х и более конкурирующих между собой заболеваний и т.д.

Нужно подчеркнуть, что за врачебную ошибку, особенно по объективным причинам, врач ее допустивший не несет какой либо ответственности (уголовной, административной и т.д.). В случае если налицо субъективные причины, что квалифицировать последствия деяний врача как ошибку, необходимо исключить элементы халатности или пренебрежительного отношения к своим обязанностям. В случае наличия данных элементов (невежество, пренебрежительное отношение и т.д.) последствия действий врача будут содержать признаки вины и квалифицируются не как ошибка, а как преступление или правонарушение.

Различают следующие виды врачебных ошибок:

1. Диагностические. Причинами диагностических врачебных ошибок могут быть перечисленные выше (субъективные и объективные) причины. Как следствие диагностических ошибок могут возникнуть

2. Ошибки в выборе метода и проведения лечения. Эти ошибки могут возникать и в результате правильно поставленного диагноза. Они могут возникнуть в случае необоснованной самонадеянности врача, или как следствие недостаточной оценки данных лабораторных, инструментальных и т.д. дополнительных методов исследования (обследования).

3. Ошибки в организации оказания медицинской помощи. Они чаще всего возникают при оказании медицинской помощи в выходные и праздничные дни. Как, пример, в случае неожиданно большого количества поступления больных в отделение, врачу непросто бывает выделить наиболее нуждающихся.

Некоторые авторы выделяют деонтологические ошибки. Они возникают в случае формального, а иной раз и грубого отношения к больным и его родственникам. Иными словами в случае нарушения мотально-этических норм поведения врача. Последствия таких ошибок могут быть как следствие случайных (необдуманных) действий врача, а иной раз, и к сожалению, что сейчас бывает нередко, как результат сознательного поведения мед. работника. Конечно, можно сказать, что в современных условиях состояния здравоохранения нет времени и возможности думать об этике, деонтологии. Можно сказать, как можно быть с такой низкой заработной платой приветливым с больными, терпеть их капризы и необоснованные претензии. Но если представить, что мы – пациенты. Здесь, как ни в какой любой другой ситуации срабатывает «золотое правило» этики – поступай к окружающим так, как хотел бы, чтобы поступали к тебе.

Выше было сказано, что успех здравоохранения зависит от сплоченной работы медицинского коллектива.