25. Понятие об обмене веществ и энергии.
Обмен веществ и энергии - это совокупность физических, химических и физиологических процессов превращения веществ и энергии в живых организмах, а также обмен веществами и энергией между организмом и окружающей средой. Обмен веществ у живых организмов заключается в поступлении из внешней среды различных веществ, в превращении и использовании их в процессах жизнедеятельности и в выделении образующихся продуктов распада в окружающую среду.
Все происходящие в организме преобразования вещества и энергии объединены общим названием - метаболизм (обмен веществ). На клеточном уровне эти преобразования осуществляются через сложные последовательности реакций, называемые путями метаболизма, и могут включать тысячи разнообразных реакций. Эти реакции протекают не хаотически, а в строго определенной последовательности и регулируются множеством генетических и химических механизмов. Метаболизм можно разделить на два взаимосвязанных, но разнонаправленных процесса: анаболизм (ассимиляция) и катаболизм (диссимиляция).
Анаболизм - это совокупность процессов биосинтеза органических веществ (компонентов клетки и других структур органов и тканей). Он обеспечивает рост, развитие, обновление биологических структур, а также накопление энергии (синтез макроэргов). Анаболизм заключается в химической модификации и перестройке поступающих с пищей молекул в другие более сложные биологические молекулы. Например, включение аминокислот в синтезируемые клеткой белки в соответствии с инструкцией, содержащейся в генетическом материале данной клетки.
Катаболизм - это совокупность процессов расщепления сложных молекул до более простых веществ с использованием части из них в качестве субстратов для биосинтеза и расщеплением другой части до конечных продуктов метаболизма с образованием энергии. К конечным продуктам метаболизма относятся вода (у человека примерно 350 мл в день), двуокись углерода (около 230 мл/мин), окись углерода (0,007 мл/мин), мочевина (около 30 г/день), а также другие вещества, содержащие азот (примерно б г/день).
Катаболизм обеспечивает извлечение химической энергии из содержащихся в пище молекул и использование этой энергии на обеспечение необходимых функций. Например, образование свободных аминокислот в результате расщепления поступающих с пищей белков и последующее окисление этих аминокислот в клетке с образованием СО2, и Н2О, что сопровождается высвобождением энергии.
Процессы анаболизма и катаболизма находятся в организме в состоянии динамического равновесия. Преобладание анаболических процессов над катаболическими приводит к росту, накоплению массы тканей, а преобладание катаболических процессов ведет к частичному разрушению тканевых структур. Состояние равновесного или неравновесного соотношения анаболизма и катаболизма зависит от возраста (в детском возрасте преобладает анаболизм, у взрослых обычно наблюдается равновесие, в старческом возрасте преобладает катаболизм), состояния здоровья, выполняемой организмом физической или психоэмоциональной нагрузки.
27Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей |
Органы дыхания ребенка отличаются от органов дыхания взрослого. К моменту рождения дыхательная система ребенка не достигает полного развития. Лицевая часть черепа у новорожденного развита недостаточно, в связи с чем нос новорожденного относительно мал и короток. Носовые ходы и верхние дыхательные пути очень узки, полости носа недоразвиты. Нижний носовой ход у новорожденных и у детей первых месяцев жизни отсутствует, окончательное формирование его происходит к 4 годам. Слизистая оболочка, выстилающая носовые ходы, нежна, богата кровеносными и лимфатическими сосудами. В связи с этим довольно часто, особенно в первые дни жизни ребенка, наблюдается физиологическое набухание слизистых оболочек, что затрудняет носовое дыхание. Здоровый ребенок дышит только через нос, ртом он дышать не умеет. Даже при небольшом насморке слизистая носовых ходов набухает, просвет их и без того узкий, еще больше суживается, дыхание затрудняется и ребенок отказывается от груди или соски, так как во время сосания он задыхается. Из-за недоедания ребенок теряет в весе, становится беспокойным. По мере развития лицевых костей и верхней челюсти увеличивается ширина носовых ходов. Евстахиева труба, которая соединяет носоглотку со средним ухом, относительно коротка и широка. Это создает благоприятные условия для заноса инфекции из носоглотки в полость среднего уха. Вот почему у детей раннего возраста при различных инфекционных заболеваниях часто возникает воспаление среднего уха (отит). Придаточные пазухи в раннем возрасте недоразвиты. Гайморовы и лобные пазухи развиваются лишь к 2 годам, а окончательного развития достигают к 12—15 годам. Продолжением полости носа служат носоглотка и зев. Глотка у новорожденного узкая, покрыта нежной слизистой оболочкой, богатой кровеносными сосудами. Глоточное лимфатическое (вальдейровское) кольцо у новорожденного развито слабо, миндалины очень маленькие, при осмотре они не выступают из-за дужек. В связи с недоразвитием миндалин у ребенка первого года жизни редко бывают ангины. Но с возрастом миндалины увеличиваются, достигая наибольшей величины к 4—10 годам. К 14—15 годам они претерпевают обратное развитие. Миндалины играют защитную роль в организме. Микробы, попадая в миндалины, погибают, но небольшая часть их остается в глубоких лакунах, вызывая хроническое воспаление миндалины (хронический тонзиллит). Гортань, трахея и бронхи у ребенка уже, чем у взрослого. Слизистая, выстилающая эти отделы, богата кровеносными сосудами, при воспалении легко набухает, что вызывает сужение просвета. Голосовая щель в гортани расположена между голосовыми связками, она узка и коротка. Поэтому даже при умеренных воспалениях гортани легко возникает сужение голосовой щели (стеноз), что приводит к затруднению дыхания и даже удушью. При поражении голосовой щели появляется сиплый голос, лающий кашель, свистящее затрудненное дыхание. При осмотре отмечается раздувание крыльев носа и втяжение межреберных промежутков. Такое состояние требует немедленной врачебной помощи. Легкие богаты кровеносными сосудами, но в отличие от легких взрослого менее воздушны и бедны эластичной тканью. Их рост и развитие происходят в течение многих лет. При этом меняется структура легкого: развивается эластичная ткань, нарастает количество альвеол и увеличивается воздушность легких. Особенно энергичный рост легких наблюдается в течение первых 3 месяцев жизни. Грудная клетка ребенка ограничена в подвижности. Это объясняется: 1) горизонтальным расположением ребер, что препятствует расширению грудной клетки при вдохе, а тем самым и расширению легких; 2) слабостью дыхательной мускулатуры в силу ее недоразвития. Легкие расширяются в основном в сторону податливой диафрагмы, так что у маленьких детей наблюдается диафрагмальный тип дыхания. Все условия, затрудняющие движение диафрагмы (метеоризм кишечника, увеличение печени и т. д.), уменьшают вентиляцию легких. По мере роста ребенка экскурсия грудной клетки увеличивается, появляется грудобрюшной и грудной тип дыхания. Возрастные особенности строения грудной клетки и легких обусловливают некоторые особенности дыхания детей в различные периоды детства. Первая и наиболее важная особенность дыхания у детей — это поверхностный его характер. Глубина дыхания у новорожденного значительно меньше, чем у детей в последующие годы жизни и у взрослых. Вторая особенность— это более частое дыхание, чем у взрослого. Особенно учащенное дыхание наблюдается у новорожденного, до 40—60 дыханий в минуту. По мере развития легких и грудной клетки и укрепления дыхательной мускулатуры дыхание становится реже и глубже. Потребность в кислороде у маленьких детей очень велика, это объясняется более интенсивным обменом веществ, чем у взрослых. Так как дыхание у детей поверхностное, то повышенная потребность в кислороде компенсируется более частым дыханием. Учащение дыхания нередко можно наблюдать у детей при недостаточном проветривании жилого помещения. О дыхательной способности легких можно судить по жизненной емкости легких. Жизненная емкость легких равна количеству воздуха, максимально выдохнутого после максимального вдоха. Определяется она с помощью спирометра. Вследствие указанных анатомических особенностей (горизонтальное положение ребер, слабость дыхательной мускулатуры и др.) дыхательные экскурсии грудной клетки у новорожденного и здорового грудного ребенка слабы, ограничены и развертывание легких во время вдоха происходит в недостаточной степени. Отсюда недостаточная вентиляция всех отделов легких, особенно задненижних. Богатство легких кровеносными сосудами, почти постоянное горизонтальное положение маленького ребенка, слабое развитие эластической ткани, обусловливающее легкое возникновение ателектазов, способствуют частому возникновению воспалительных явлений в легких у детей грудного возраста. |
- Предмет, задачи и значение курса.
- Рост и развитие. Гетерохронность и гармоничность развития детей и подростков.
- Онтогенез, возрастная периодизация, критерии и значение.
- 4.Физическое и психическое развитие детей и подростков. Критические периоды развития.
- 5. Акселерация развития, виды и причины.
- 6.Роль наследственности и среды в развитии ребенка.
- 7. Адаптация организма ребенка к условиям внешней среды.
- 8. Общий план строения нервной системы. Основные элементы и возрастные особенности нервной системы.
- 9.Рефлекс, рефлекторная дуга.
- 11.Головной мозг и его развитие у детей.
- 12.Условный и безусловный рефлексы. Условия образования условных рефлексов и их роль в процессах обучения и воспитания.
- 13.Динамический стереотип как основа поведения человека и основа режима дня. Его значение в процессах обучения и воспитания.
- 14. Типы внд. Учет индивидуальных особенностей внд в процессах обучения и воспитания.
- 15. Физиологические основы эмоций. Развитие эмоций у детей и подростков.
- 16.Влияние психоактивных веществ на растущий организм. Профилактика употребления наркотиков, токсических веществ.
- 17. Память, развитие памяти у детей и подростков.
- 18. Первая и вторая сигнальные системы. Возрастные особенности их взаимодействия.
- 19. Физиологические основы речи. Развитие речи у детей и подростков.
- 20. Строение и функции анализаторов. Сенсорная информация как фактор развития детей и подростков.
- Двигательный
- 21. Анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора у детей и подростков.
- 22. Анатомо-физиологические особенности слухового анализатора у детей и подростков.
- 23. Возрастная анатомия и физиология опорно-двигательного аппарата.
- 24.Анатомо-физиологические особенности системы пищеварения у детей и подростков.
- 25. Понятие об обмене веществ и энергии.
- 28Возрастные особенности крови
- 29Железы внутренней секреции
- 30 Иммунитет
- Что такое иммунитет?
- Виды иммунитета
- Механизмы иммунной защиты
- Причины снижения иммунитета
- Признаки снижения иммунитета:
- Половое созревание детей подросткового возраста (12-18 лет)
- 32 Физиология и гигиена сна детей и подростков.
- 33Физическая Работоспособность. Работоспособность
- Утомление. Усталость. Перетренированность Утомление
- Усталость
- Утомляемость
- Переутомление и перетренированность
- Правила чтения
- Упражнения для снятия усталости глаз
- Гигиена кожи, закаливание
- 2. Контролируемые показатели микроклимата
- 3. Принятые сокращения
- 4.3. План производственного помещения
- Оптимальные и допустимые значения температуры воздуха на рабочих местах производственных помещений
- 44. Гигиенические требования к расписанию уроков
- Тема 11. Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся
- 49.Гигиенические требования к планировке школьного здания.