logo
Predmet

17. Память, развитие памяти у детей и подростков.

Обучение возможно благодаря памяти. Память - это комплекс процессов, протекающих в центральной нервной системе и обеспечивающих накопление, хранение и воспроизведение индивидуального опыта. Что происходит с человеком, если он лишается памяти, можно наблюдать у больных с глубокими нарушениями функции мозга. Такие больные не помнят, кто они, где они находятся, не знают, что они делали в этот день, могут много раз читать одну и ту же страницу, не запоминая ее содержания. Они не могут трудиться и приобретать даже простейшие навыки. Без накопления индивидуального опыта нарушается обычный ход жизни человека, он становится инвалидом. Память связана с определенными отделами больших полушарий головного мозга. При повреждении коры, связанной с анализаторами, нарушаются специальные виды памяти: слуховой, зрительной, двигательной и др. Это ведет к нарушению запоминания и воспроизведения звуков, зрительных образов, движений. В случае поражения лобных или височных долей коры ухудшается память в целом. Отделы мозга, имеющие отношение к процессам памяти, связаны между собой замкнутыми цепочками нейронов. Нервные импульсы, циркулирующие в этих цепочках, изменяют процессы биосинтеза в нервных клетках. В результате этого образуются вещества - материальные носители "следов памяти". Нарушение синтеза некоторых биологически активных веществ мешает образованию следов памяти и, следовательно, процессу обучения. Для того чтобы информация отложилась в памяти, необходимо какое-то время ее повторять. Например, когда мы хотим запомнить номер телефона, стихотворение или математическую формулу, мы сознательно неоднократно повторяем материал, чтобы закрепить его в памяти.

В зависимости от того, что запоминается человеком, можно выделить 4 вида памяти.

Двигательная память лежит в основе обучения движениям, бытовым, спортивным и трудовым навыкам, письменной речи. Образная память помогает запоминать и воспроизводить лица людей, картины природы, обстановку, запахи, звуки окружающей среды, музыкальные мелодии. Образная память особенно хорошо развита у писателей, артистов, художников, музыкантов. Эмоциональная память прочно сохраняет пережитые человеком чувства. Доказано, что запоминанию способствуют биологически активные вещества, выделяющиеся при эмоциональном возбуждении. В той или иной мере эмоциональная память развита у каждого человека. Благодаря эмоциональной памяти возможно сочувствие другому человеку. Запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесенных слов - словесная память.

Улучшают запоминание выделение основных мыслей, использование иллюстраций, составление планов, схем, таблиц. Одна и та же информация, неоднократно повторенная, запоминается лучше. Поэтому и говорят: "Повторение - мать учения". Самостоятельное повторение вслух всегда дает больший эффект, чем механическое, пусть даже многократное прочтение материала. Чем больше тренируется память, тем лучше она становится.

В дошкольном возрасте у детей преобладает непроизвольное запоминание. Произвольное запоминание активно формируется в школьные годы. Наибольшего развития память достигает к 25 годам и сохраняется до 50 лет. Затем способность запоминать и вспоминать постепенно идет на убыль. Профессиональная память сохраняется и в пожилом возрасте.