Переутомление и перетренированность
- это симптомы невроза, который характеризуется наличием соматических и вегетативных нарушений. Невротические реакции обычно возникают при монотонных (однообразных), длительных, многообразных и многоразовых тренировках (2-3 раза в день), приводящих к постоянному эмоциональному напряжению. Переутомление и перетренированность характеризуются ухудшением нервно-психического и физического состояния, снижением спортивной и общей работоспособности. В большинстве случаев переутомление и перетренированность наслаиваются друг на друга, давая симптомокомплекс нарушений деятельности организма. Переутомление проявляется прежде всего в ухудшении спортивной работоспособности, прекращении роста достижений, несмотря на интенсивные тренировки. Ухудшаются общая работоспособность, сон, усиливаются потливость при выполнении физической нагрузки, сердцебиение (тахикардия), повышается содержание в крови мочевины, нередко имеют место изменения на ЭКГ, снижатся пневмотонометрический показатель, отражающий функцию дыхательной мускулатуры, ЖЕЛ, и другие показатели. Переутомление нарушает слаженность взаимодействия между корой головного мозга, нижележащими отделами нервной системы и внутренними органами. Перетренированность развивается при систематическом предъявлении спортсмену очень сложных двигательных и такических заданий, сочетающихся с большими физическими нагрузками и недостаточным отдыхом. При перетренированности тмечаются повышенная возбудимость, неустойчивость настроения, нежелание тренироваться, вялость. Преобладание процессов торможения, в свою очередь, замедляет восстановительные роцессы. Ухудшение спортивных достижений и снижение портивной работоспособности - основной симптом перетренированности. Спортсмены высокой квалификации постоянно тренируются на фоне хронического утомления, поэтому часто возникают травмы и обостряются заболевания ОДА. Необходимы постоянный врачебный контроль за функциональным состоянием спортсмена, выявление первых (начальных) признаков переутомления. Особо контролируются состояние здоровья (артериальное давление, частота сердечных сокращений, аппетит, потливость при выполнении физической нагрузки, сон и др.), функциональное состояние (биохимические и инструментальный методы исследования) на фоне проводимых интенсивных, объемных тренировочных нагрузок. Ортоклиностатическая проба, биохимические показатели (особенно лактат, мочевина в крови) являются первыми признаками переутомления, и если не внести коррективы в тренировочный процесс, то возникают более серьезные морфофункциональные изменения в тканях ОДА, сердечной мышце и других органах и системах.
35.Близорукость (миопия) — заболевание, при котором человек плохо различает предметы, расположенные на дальнем расстоянии. При близорукости изображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено в плоскости перед ней. Поэтому оно воспринимается нами как нечеткое. Происходит это из-за несоответствия силы оптической системы глаза и его длины. Обычно при близорукости размер глазного яблока увеличен (осевая близорукость), хотя она может возникнуть и как результат чрезмерной силы преломляющего аппарата (рефракционная миопия). Чем больше несоответствие, тем сильнее близорукость.
Степени близорукости
Врачи-офтальмологи разделяют миопию на:
слабую (до 3,0 D (диоприй) включительно),
среднюю (от 3,25 до 6,0 D),
высокую (более 6 D). Высокая миопия может достигать весьма значительных величин: 15, 20, 30 D.
Близорукие люди нуждаются в очках для дали, а многие и для близи: когда миопия превышает 6-8 и более диоптрий. Но очки, увы, не всегда корректируют зрение до высокого уровня, что связано с дистрофическими и др. изменениями в оболочках близорукого глаза.
Близорукость может быть врожденной, а может появиться со временем, иногда начинает усиливаться — прогрессировать. При близорукости человек хорошо различает даже мелкие детали вблизи, но чем дальше расположен предмет, тем хуже он его видит. Задача любой коррекции близорукости — ослабить силу преломляющего аппарата глаза так, чтобы изображение пришлось на определенную область сетчатки (то есть вернулось "в норму").
Близорукость и сетчатка
Обычно близорукость сопровождается увеличением глазного яблока, что приводит к растяжению сетчатки. Чем сильнее степень близорукости, тем выше вероятность возникновения проблем связанных с сетчаткой глаза.
У новорожденных зрение почти в 25 раз слабее, чем у взрослых, но этого вполне достаточно, чтобы наблюдать за лицами родных с близкого расстояния. К трем месяцам малыши уже способны следить за игрушками, а к шести видят предметы на различном расстоянии почти так же хорошо, как и взрослые.
К сожалению, здоровые глаза и хорошее зрение встречаются далеко не всегда. В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом, амблиопией («ленивый глаз») и косоглазием. С каждым годом число таких детей растет. Поэтому специалисты придают большое значение профилактике и ранней диагностике нарушений зрения.
Первый раз посетить офтальмолога необходимо еще с новорождённым. В этом возрасте врач сможет определить наличие глаукомы, катаракты, нистагма и врожденного косоглазия, оценить состояние сосудов глазного дна. В два-три года, как правило, впервые проверяют остроту зрения ребенка, диагностируют косоглазие и амблиопию. Затем зрение проверяют непосредственно перед поступлением в школу, а далее — в 11-12 и в 14-15 лет. При этом оцениваются бинокулярные функции, цветовое зрение, выявляется наличие близорукости или дальнозоркости.
Ранняя диагностика позволяет не только выявить заболевание, но и предотвратить возможные отклонения в развитии — ведь резкое снижение остроты зрения ограничивает процесс познания окружающего мира, негативно влияет на формирование речи, память, воображение.
- Предмет, задачи и значение курса.
- Рост и развитие. Гетерохронность и гармоничность развития детей и подростков.
- Онтогенез, возрастная периодизация, критерии и значение.
- 4.Физическое и психическое развитие детей и подростков. Критические периоды развития.
- 5. Акселерация развития, виды и причины.
- 6.Роль наследственности и среды в развитии ребенка.
- 7. Адаптация организма ребенка к условиям внешней среды.
- 8. Общий план строения нервной системы. Основные элементы и возрастные особенности нервной системы.
- 9.Рефлекс, рефлекторная дуга.
- 11.Головной мозг и его развитие у детей.
- 12.Условный и безусловный рефлексы. Условия образования условных рефлексов и их роль в процессах обучения и воспитания.
- 13.Динамический стереотип как основа поведения человека и основа режима дня. Его значение в процессах обучения и воспитания.
- 14. Типы внд. Учет индивидуальных особенностей внд в процессах обучения и воспитания.
- 15. Физиологические основы эмоций. Развитие эмоций у детей и подростков.
- 16.Влияние психоактивных веществ на растущий организм. Профилактика употребления наркотиков, токсических веществ.
- 17. Память, развитие памяти у детей и подростков.
- 18. Первая и вторая сигнальные системы. Возрастные особенности их взаимодействия.
- 19. Физиологические основы речи. Развитие речи у детей и подростков.
- 20. Строение и функции анализаторов. Сенсорная информация как фактор развития детей и подростков.
- Двигательный
- 21. Анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора у детей и подростков.
- 22. Анатомо-физиологические особенности слухового анализатора у детей и подростков.
- 23. Возрастная анатомия и физиология опорно-двигательного аппарата.
- 24.Анатомо-физиологические особенности системы пищеварения у детей и подростков.
- 25. Понятие об обмене веществ и энергии.
- 28Возрастные особенности крови
- 29Железы внутренней секреции
- 30 Иммунитет
- Что такое иммунитет?
- Виды иммунитета
- Механизмы иммунной защиты
- Причины снижения иммунитета
- Признаки снижения иммунитета:
- Половое созревание детей подросткового возраста (12-18 лет)
- 32 Физиология и гигиена сна детей и подростков.
- 33Физическая Работоспособность. Работоспособность
- Утомление. Усталость. Перетренированность Утомление
- Усталость
- Утомляемость
- Переутомление и перетренированность
- Правила чтения
- Упражнения для снятия усталости глаз
- Гигиена кожи, закаливание
- 2. Контролируемые показатели микроклимата
- 3. Принятые сокращения
- 4.3. План производственного помещения
- Оптимальные и допустимые значения температуры воздуха на рабочих местах производственных помещений
- 44. Гигиенические требования к расписанию уроков
- Тема 11. Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся
- 49.Гигиенические требования к планировке школьного здания.