Утомляемость
- особенность организма в целом или отдельных его частей быть подверженными утомлению. Глубина развивающегося утомления при одной и той же нагрузке зависит от степени адаптации человека к какому-либо виду деятельности и его тренированности, физического и психического состояния работающего, уровней мотивации и нервно-эмоционального напряжения. При физическом труде, тренировках любой тяжести (интенсивности), а также умственном труде утомляемость тем больше, чем ниже уровень общей физической работоспособности.
Нервно-эмоциональное напряжение.
Особое состояние, возникающее в процессе работы или общения, где доминирует эмоциональная составляющая, придающая повышенную оценку всем или каким-либо элементам деятельности. Нервно-эмоциональное напряжение характеризуется высоким тонусом ЦНС и повышенной активностью гормонального звена регуляции.
Умственное утомление.
Проявляется снижением эффективности интеллектуального труда, ослаблением внимания (главным образом, человеку трудно сосредоточиться), замедлением мышления.
Физическое утомление.
Выражается нарушением функции мышц: снижением скорости, силы, точности, согласованности и ритмичности движений и т. д. Уменьшается работоспособность.
Хроническое утомление.
При постоянном утомлении (переутомлении) возникают выраженные дистрофические и деструктивные изменения части мышечных волокон. Одной из причин их появления является гипоксия или нарушение микроциркуляции тканей ОДА. Хроническое утомление, потеря эластичности мышц (имеет место гипертонус, мышечный дисбаланс и т. п.), мышечные боли, эпизодические спазмы мышц являются предполагающим фактором возникновения травм опорно-двигательного аппарата. При хроническом утомлении в тканях происходит недоокисленных продуктов обмена веществ, а это, в свою очередь, приводит к изменению коллоидного состава тканей, нарушениям кровообращения, что проявляется повышенной чувствительностью и болью в мышцах. В этой фазе колоидных реакций еще не отмечается отечественных органических изменений в мышцах и возвращение их к норме легко осуществимо. Следует применить криомассаж, сегментарный массаж, гидропроцедуры, фонофорез на фоне снижения физических нагрузок, особенно скоростных и скоростно-силовых. Нерациональное применение физических нагрузок (тренировок) может привести к функциональным перегрузкам тканей ОДА, а в дальнейшем, если тренировки будут проводиться в таком же режиме, они будут способствовать возникновению травм и заболеваний ОДА. Большие физические нагрузки при тренировках в среднегорье и зонах жаркого и влажного климата приводят к обострению хронических заболеваний или к перенапряжению кардиореспираторной системы. При интенсивной мышечной работе расход энергии резко возрастает, в связи с чем более интенсивно протекает процесс окисления веществ в мышечной ткани, увеличивается доставка кислорода к скелетным мышцам. Если кислорода для полного окисления веществ не хватает, то оно происходит частично и в организме накапливается большое количество недоокисленных продуктов, таких, как молочная и пировиноградная кислоты, мочевина и др. Это приводит к отклонению ряда важных констант внутренней среды организма, что не позволяет ему продолжать мышечную деятельность.
- Предмет, задачи и значение курса.
- Рост и развитие. Гетерохронность и гармоничность развития детей и подростков.
- Онтогенез, возрастная периодизация, критерии и значение.
- 4.Физическое и психическое развитие детей и подростков. Критические периоды развития.
- 5. Акселерация развития, виды и причины.
- 6.Роль наследственности и среды в развитии ребенка.
- 7. Адаптация организма ребенка к условиям внешней среды.
- 8. Общий план строения нервной системы. Основные элементы и возрастные особенности нервной системы.
- 9.Рефлекс, рефлекторная дуга.
- 11.Головной мозг и его развитие у детей.
- 12.Условный и безусловный рефлексы. Условия образования условных рефлексов и их роль в процессах обучения и воспитания.
- 13.Динамический стереотип как основа поведения человека и основа режима дня. Его значение в процессах обучения и воспитания.
- 14. Типы внд. Учет индивидуальных особенностей внд в процессах обучения и воспитания.
- 15. Физиологические основы эмоций. Развитие эмоций у детей и подростков.
- 16.Влияние психоактивных веществ на растущий организм. Профилактика употребления наркотиков, токсических веществ.
- 17. Память, развитие памяти у детей и подростков.
- 18. Первая и вторая сигнальные системы. Возрастные особенности их взаимодействия.
- 19. Физиологические основы речи. Развитие речи у детей и подростков.
- 20. Строение и функции анализаторов. Сенсорная информация как фактор развития детей и подростков.
- Двигательный
- 21. Анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора у детей и подростков.
- 22. Анатомо-физиологические особенности слухового анализатора у детей и подростков.
- 23. Возрастная анатомия и физиология опорно-двигательного аппарата.
- 24.Анатомо-физиологические особенности системы пищеварения у детей и подростков.
- 25. Понятие об обмене веществ и энергии.
- 28Возрастные особенности крови
- 29Железы внутренней секреции
- 30 Иммунитет
- Что такое иммунитет?
- Виды иммунитета
- Механизмы иммунной защиты
- Причины снижения иммунитета
- Признаки снижения иммунитета:
- Половое созревание детей подросткового возраста (12-18 лет)
- 32 Физиология и гигиена сна детей и подростков.
- 33Физическая Работоспособность. Работоспособность
- Утомление. Усталость. Перетренированность Утомление
- Усталость
- Утомляемость
- Переутомление и перетренированность
- Правила чтения
- Упражнения для снятия усталости глаз
- Гигиена кожи, закаливание
- 2. Контролируемые показатели микроклимата
- 3. Принятые сокращения
- 4.3. План производственного помещения
- Оптимальные и допустимые значения температуры воздуха на рабочих местах производственных помещений
- 44. Гигиенические требования к расписанию уроков
- Тема 11. Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся
- 49.Гигиенические требования к планировке школьного здания.