Упражнения для снятия усталости глаз
Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, затем открыть.
Быстро моргать глазами в течение 30-60 сек.
Поставить указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек, затем опустить руку, продолжая смотреть туда же в течение 5 сек.
Смотреть на кончик пальца вытянутой руки, медленно согнуть палец и приблизить его к глазам (в течение 3-5 сек).
Отвести правую руку в сторону, медленно передвинуть палец согнутой руки справа налево и, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить упражнение, перемещая палец слева направо.
Приложить палец к носу, смотреть на него, затем убрать и перевести взгляд на кончик носа. Закрыть глаза и повращать глазными яблоками вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы.
Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек, затем перевести взор на кончик носа на 3-5 сек.
Производить круговые движения по часовой стрелке рукой на расстоянии 30-35 см от глаз, при этом следить за кончиком пальца. Повторить упражнение, перемещая руку против часовой стрелки.
36Гигиена органов слуха — профилактические меры для предохранения органов слуха от вредных воздействий и проникновения инфекций. Гигиена начинается с ежедневного мытья ушей.
Ушная сера
В наружном слуховом проходе, ведущем от ушной раковины к барабанной перепонке, постоянно выделяется ушная сера. Она содержит смягчающие и противомикробные вещества. Накопление ушной серы может привести к закупорке наружного слухового прохода и ухудшению слуха. Поэтому нужно постоянно следить за чистотой ушей. Если скопилось много серы, следует обратиться к врачу, чтобы он удалил серные пробки. При инфекционных заболеваниях (грипп, ангина, корь) микробы из носоглотки могут проникнуть через слуховую трубу в полость среднего уха и вызвать воспаление.
Производственный шум
Большой вред здоровью наносят сильные шумы, постоянно действующие на организм. Они могут не только приводить к ослаблению слуха или его полной потере, но и снижать работоспособность, повышать утомляемость, вызывать бессонницу, а также быть причиной возникновения ряда заболеваний (язва, гастрит, гипертония и др.). Для борьбы с производственными шумами используются различные средства защиты — звукопоглощающие материалы (беруши), звуконепроницаемые наушники и др.
Попадание воды в уши
Попадание воды в уши приводит к ощущению заложенности, ухудшению слуха, а при длительном воздействии - к сильной боли. Чтобы избавиться от недавно попавшей воды, необходимо лечь на спину, а затем медленно (примерно за 5 секунд) повернуть голову на больное ухо. После этого вода выльется из уха. В случае, если вода попала давно и ухо начало болеть, необходимо закапать несколько капель борной кислоты или изопропилового спирта, что поспособствует испарению оставшейся в ухе воды.
37. Нарушение в развитии опорно-двигательного аппарата(сколиоз, плоскостопие_ у школьников и их профилактика.
Боковые искривления позвоночника называются сколиозами. Они вызываются неправильным положением или держанием тела. Частой причиной сколиоза является мышечная слабость.
Отчего же появляется плохая осанка и как ее предотвратить?
Нарушение осанки и искривление позвоночника очень часто возникают в школьном возрасте. Происходит это потому, что развитие костно-мышечной системы у детей и подростков еще не закончено, кости гибки и податливы, и неправильная посадка за партой, неправильная поза за верстаком могут вызвать эти нарушения. Вредно носить тяжести в одной руке, спать в постели с сильно прогибающейся сеткой. Неправильная осанка часто бывает и от пользования мебелью, не соответствующей росту. Не только в школе, но и дома мебель должна соответствовать росту. [14]
Часто плохая осанка возникает у ослабленных, болезненных школьников. Они быстро утомляются и во время работы принимают неправильную позу. Затем эта поза становится привычной и приводит к неправильной осанке и искривлению позвоночника. [19]
Нарушается осанка и при недостаточном освещении, так как это заставляет при чтении и письме низко наклоняться над книгой и тетрадью.
На формирование осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие.
Под плоскостопием понимают деформацию, сопровождающуюся уплощением сводов стопы. Плоская стопа характеризуется опусканием ее продольного или поперечного свода. По форме различают нормальную, уплощенную и плоскую стопу, определяемую методом плантографии (отпечатка следа ноги). [17]
Нормальная стопа имеет 1 поперечный и 2 продольных свода обеспечивающие её рессорность, т.е. способность амортизировать сотрясение тела при ходьбе, беге, прыжках и повышающие выносливость к осевой нагрузке. .
Голеностопный сустав - сложный сустав, и движения возможны по 3 осям: сгибание, отведение и поворот.
В норме стопа опирается о землю пяточной костью и головками плюсневых костей, внутренняя ее часть не касается земли, что заметно по отпечатку подошвы.
Плоскостопие зависит от состояния мускулатуры ног, поддерживающий свод стопы; оно может возникнуть в результате преждевременной постановки ребенка (в возрасте до 1года) на ножки и обучение его ходьбе, когда и еще не окреп физически. [16]
Уменьшение высоты сводов стопы носит название “плоскостопие". При плоскостопии одновременно с уменьшением высоты сводов происходит скручивание стоп, поэтому осевая нагрузка приходится на уплощённый внутренний свод. Рессорность стопы при этом резко снижается. При уплощении свода стопы происходит натяжение связок и подошвенного нерва, что вызывает боли при ходьбе.
С этиологической точки зрения различают 5видов плоской стопы: врожденную, рахическую, паралитическую, травматическую и статическую.
Врожденная плоская стопа встречается крайне редко.
Рахитическое плоскостопие - является следствием перенесенного рахита - мягкость костей при рахите, и ослабление мышечно-связочного аппарата приводят к уплощению стопы под влиянием нагрузки тела ребенка.
Паралитическое плоскостопие - является следствием полиомиелита.
Травматическая плоская стопа - является следствием различных переломов.
Статическое плоскостопие - самый распространенный вид плоскостопия.
Основными причинами его считаются:
а) слабость мышечного тонуса
б) несоразмерность обуви
В раннем детском возрасте маловыраженные формы плоскостопия обычно безболезненны, но в дальнейшем по мере роста ребенка этот недостаток может увеличиться. Причинять много неприятностей (усталость, боли) и даже привести к искривлению позвоночника. Поэтому важно предупреждать плоскостопие, а если оно появилось, своевременно его лечить.
В более старшем возрасте плоскостопие или недостаточность развития стопы может быть серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта. [23]
В младшем школьном возрасте, когда организм отличается большой пластичностью, можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.
Причинами плоскостопия обычно бывают слабость мышечных стоп и чрезмерное их утомление в связи с длительным пребыванием на ногах, поэтому необходимо включить в занятия специальные упражнения и чередовать их пребывание ребенка на ногах с отдыхом. А также причиной плоскостопия может служить плохой выбор обуви.
Большое значение в формировании стопы у детей младшего школьного возраста имеет обувь. Обувь не должна стеснять движений и затруднять кровообращение.
Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большей эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к статистическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов, быстро утомляется и легко подвергается деформации. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по окончании ее тотчас же с помощью мышц и к стойкому упущению сводов. [16]
Исходя из вышесказанного, основными задачами формирования свода стопы являются: нормализация двигательных функций, повышение общей и силовой выносливости мышц нижних конечностей, физической работоспособности и сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Систематические занятия физической культурой помогают выработать правильную осанку; в комплексы гимнастических упражнений включаются корригирующие (исправляющие) упражнения. Особенно полезны для выработки хорошей осанки плавание, гребля, гимнастика, волейбол, баскетбол.
Незначительные нарушения осанки устраняются в результате занятий утренней гимнастикой и физкультурой: Более выраженные и стойкие изменения требуют специальных занятий и лечения.
38.Профилактика функциональных нарушений сердечно- сосудистой системы детей и подростков.
Болезни сердечно-сосудистой системы у детей
Истоки многих болезней системы кровообращения, обычно медленно развивающихся, лежат в детском возрасте, тем более что за последнее десятилетие распространённость сердечнососудистых заболеваний у детей возросла в 3 раза. Видимо, и ранее детей с этой патологией было больше, чем предполагали, так как за это же время существенно улучшились диагностические возможности. Обращает на себя внимание также увеличение контингента детей с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, в том числе детейинвалидов. Изменилась и структура сердечно-сосудистой заболеваемости детского возраста: уменьшилась частота ревматических поражений сердца и инфекционных эндокардитов, но увеличился удельный вес нарушений ритма, артериальной гипертензии, кардиомиопатий, СВД, функциональных расстройств. Ежегодно возрастает количество детей с врождёнными пороками развития и нарушениями метаболизма миокарда. Развитие этих заболеваний часто обусловлено дисплазией соединительной ткани сердца, наследственной предрасположенностью или генетическими дефектами.
В детском возрасте субъективные симптомы патологии органов кровообращения часто отсутствуют или выражены минимально. В дальнейшем, по мере роста ребёнка и воздействия на него множества разнообразных факторов (эмоциональные и физические перегрузки, вредные привычки, неблагоприятная экологическая обстановка и др.), эта патология проявляется, в некоторых случаях приводя к летальному исходу.
Из сказанного выше следует, что не только педиатру, но и врачу общей практики необходимо иметь представление обо всём спектре патологии органов кровообращения у детей. Следует обращать внимание на слабость, одышку, жалобы, не свойственные детям (боли в сердце, сердцебиение и т.д.), окраску кожных покровов, деформации грудной клетки и пальцев, отставание в физическом развитии и своевременно проводить необходимое обследование ребёнка. Профилактику заболеваний сердечно-сосудистой системы и неблагоприятных исходов, связанных с патологией сердца и сосудов у взрослых, необходимо начинать в детстве. Диспансерное наблюдение за состоянием сердечно-сосудистой системы необходимо проводить у всех без исключения детей начиная с периода новорождённости с обязательным измерением АД на руках и ногах, проведением ЭКГ, ЭхоКГ.
39.Строение,функции и гигиена кожи.
Строение кожи В коже различают: тонкий наружный слой— надкожица, или эпидермис; расположенный под ним более толстый слой — собственно кожа, или кориум; еще более толстый слой — подкожная клетчатка . Надкожица состоит из многослойного эпителия. Его нижний, или основной, слой образован плотно соприкасающимися друг с другом клетками, которые непрерывно растут и размножаются. Возникающие при этом молодые клетки располагаются над нижним слоем, оттесняя кнаружи клетки более старые, образовавшиеся раньше. Кровеносные сосуды не проникают в толщу надкожицы. Они подходят только к основному слою. Клетки остальных слоев из-за недостатка кислорода и питательных веществ постепенно перерождаются и гибнут, слипаясь друг с другом и превращаясь в плотное роговое вещество, которое частично слущивается с поверхности кожи в виде белых чешуек. Их легко заметить в волосах — это всем известная перхоть. Цвет кожи зависит от присутствия в клетках надкожицы особого красящего вещества — кожного пигмента. Собственно кожа состоит из соединительной ткани с большим количеством эластических, упругих волокон, которые делают кожу прочной, легко растягивающейся при движениях и равномерно обтягивающей все тело. Она богата кровеносными и лимфатическими сосудами. Здесь же расположены окончания нервов, корни волос, сальные и потовые железы. Корень волоса заканчивается расширением — волосяной луковицей, клетки которой, размножаясь, обеспечивают рост волоса и появление нового волоса взамен выпавшего. Как правило, луковицы сохраняются и при выщипывании волос, благодаря чему они вновь вырастают. Сальная железа выделяет кожное сало, которое покрывает тонким слоем кожу и волосы. Ее проток выходит в полость сумки, окружающей корень волоса. Расположенные тут же тонкие пучки гладких мышечных волокон, сокращаясь, выдавливают сало из желез и выпрямляют (приподнимают) волосы. Потовая железа имеет вид завитой в клубочек трубочки, клетки которой выделяют пот. Он состоит из воды, в которой растворено незначительное количество мочевины и некоторых других продуктов обмена, соленый вкус пота зависит от присутствия неорганических солей, главным образом хлористого натрия. Подкожная, или жировая, клетчатка в некоторых местах тела достигает толщины нескольких сантиметров. Ее клетки захватывают частицы жира и почти полностью заполняются им. Защитная функция кожи Пропитанный кожным салом роговой слой надкожицы не пропускает через кожу ни воды, ни растворенных в ней веществ. Он предохраняет лежащие под ним живые клетки от механических и других повреждений. В тех местах, которые сильнее подвергаются раздражению, например на подошве, роговой слой кожи может становиться очень толстым; в особо раздражаемых местах образуются мозоли. Подкожная клетчатка предохраняет внутренние органы от повреждения, ослабляя действие толчков и ударов, и уменьшает потерю тепла. Энергия солнечных лучей возбуждает живые клетки и повышает их деятельность. Однако чрезмерное действие солнечных лучей может нарушить нормальную деятельность клеток и даже убить их. Особенно сильно действуют невидимые ультрафиолетовые лучи, легко вызывающие солнечный ожог. Под влиянием солнечных лучей, проникающих через толщу надкожицы, клетки ее нижнего слоя быстрее размножаются и растут, что ведет к утолщению надкожицы; кроме того, усиленно образуется кожный пигмент, и кожа покрывается загаром. Чем толще надкожица и чем сильнее загар, тем слабее проникают вглубь лучи, в частности ультрафиолетовые, избыток которых особенно вреден. Таким образом, загар и утолщение надкожицы — это защитные реакции организма в ответ на чрезмерное действие солнечных лучей.
- Предмет, задачи и значение курса.
- Рост и развитие. Гетерохронность и гармоничность развития детей и подростков.
- Онтогенез, возрастная периодизация, критерии и значение.
- 4.Физическое и психическое развитие детей и подростков. Критические периоды развития.
- 5. Акселерация развития, виды и причины.
- 6.Роль наследственности и среды в развитии ребенка.
- 7. Адаптация организма ребенка к условиям внешней среды.
- 8. Общий план строения нервной системы. Основные элементы и возрастные особенности нервной системы.
- 9.Рефлекс, рефлекторная дуга.
- 11.Головной мозг и его развитие у детей.
- 12.Условный и безусловный рефлексы. Условия образования условных рефлексов и их роль в процессах обучения и воспитания.
- 13.Динамический стереотип как основа поведения человека и основа режима дня. Его значение в процессах обучения и воспитания.
- 14. Типы внд. Учет индивидуальных особенностей внд в процессах обучения и воспитания.
- 15. Физиологические основы эмоций. Развитие эмоций у детей и подростков.
- 16.Влияние психоактивных веществ на растущий организм. Профилактика употребления наркотиков, токсических веществ.
- 17. Память, развитие памяти у детей и подростков.
- 18. Первая и вторая сигнальные системы. Возрастные особенности их взаимодействия.
- 19. Физиологические основы речи. Развитие речи у детей и подростков.
- 20. Строение и функции анализаторов. Сенсорная информация как фактор развития детей и подростков.
- Двигательный
- 21. Анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора у детей и подростков.
- 22. Анатомо-физиологические особенности слухового анализатора у детей и подростков.
- 23. Возрастная анатомия и физиология опорно-двигательного аппарата.
- 24.Анатомо-физиологические особенности системы пищеварения у детей и подростков.
- 25. Понятие об обмене веществ и энергии.
- 28Возрастные особенности крови
- 29Железы внутренней секреции
- 30 Иммунитет
- Что такое иммунитет?
- Виды иммунитета
- Механизмы иммунной защиты
- Причины снижения иммунитета
- Признаки снижения иммунитета:
- Половое созревание детей подросткового возраста (12-18 лет)
- 32 Физиология и гигиена сна детей и подростков.
- 33Физическая Работоспособность. Работоспособность
- Утомление. Усталость. Перетренированность Утомление
- Усталость
- Утомляемость
- Переутомление и перетренированность
- Правила чтения
- Упражнения для снятия усталости глаз
- Гигиена кожи, закаливание
- 2. Контролируемые показатели микроклимата
- 3. Принятые сокращения
- 4.3. План производственного помещения
- Оптимальные и допустимые значения температуры воздуха на рабочих местах производственных помещений
- 44. Гигиенические требования к расписанию уроков
- Тема 11. Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся
- 49.Гигиенические требования к планировке школьного здания.