logo search
Конспект лекций по дисциплине Университетское о

Принципы Болонского процесса

1. Введение двухциклового обучения (бакалавр, магистр). При этом продолжительность обучения на первом цикле должно быть не менее 3-х и не более 4-х лет. Обучение в течение второго цикла может предусматривать получение степени магистра (через 1-2 года обучения после получения 1-й степени) или докторской степени (при общей продолжительности обучения 7-8 лет).

2. Внедрение европейской кредитной системы. Предлагается ввести во всех национальных системах образования систему учета трудоемкости учебной работы в кредитах. За основу предлагается принять ЕСТB (Европейскую кредитно-трансферную систему), сделав ее накопительной системой, способной действовать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».

3. Контроль качества образования. Предполагается организация аккредитации них агентств, независимых от национальных правительств и международных организаций, и установление стандартов транснационального образования. Оценивание знаний и умений будет основываться не на длительности или содержании обучения, а на знаниях, умениях и навыках, которые получили выпускники, в соответствии с образовательными стандартами.

4. Расширение мобильности студентов и научно-педагогических работников для взаимного обогащения европейским опытом. Предполагается изменение национальных законодательных актов в сфере трудоустройства иностранцев.

5. Обеспечение трудоустройства выпускников. Знания и умения выпускников должны быть применимы и использованы на пользу всей Европы. Для обеспечения признания квалификации специалистов планируется использовать Приложение к диплому, который рекомендован ЮНЕСКО.

6. Обеспечение привлекательности европейской системы образования. Существует мнение, что введение общеевропейской системы гарантии качества образования, кредитной системы накопления, согласованных квалификаций и т.п. способствовать повышению интереса европейских и других граждан к высшему образованию.

Следует отметить, что Болонским процессом не предусматривается создание полностью идентичных систем образования в разных странах, он предназначен только для укрепления взаимосвязей и улучшения взаимопонимания между разными образовательными системами.

Украина является активным участником этих процессов. Принципы Болонской декларации решено ввести в 2010 году.

Главной задачей на ближайший период является внедрение предусмотренной Болонской декларацией системы академических кредитов, аналогичной Европейской кредитно-трансферной системе (ЕСТ8). Именно ее рассматривают как средство повышения мобильности студентов при переходе с одной учебной программы на другую, включая программы последипломного образования. ЕСТ8 будет многоцелевым инструментом признания и мобильности, средством реформирования учебных программ, а также средством передачи кредитов высшим учебным заведениям других стран. Важным моментом введения аккумулирующей кредитной системы является возможность учитывать все достижения студента, а не только учебную нагрузку, например, участие в научных исследованиях, конференциях, предметных олимпиадах и т.д..