Глава 9
СПИД: МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
I. Цель занятия:
1. Разобрать основные профилактические и противоэпидемические мероприятия в отношении ВИЧ-инфекции.
2. Ознакомиться с правом человека на эпидемическую ситуацию.
3. Рассмотреть моральные проблемы ВИЧ-инфицированных.
II. Мотивационная характеристика темы:
ВИЧ-инфекция с момента ее появления породила в обществе немало проблем этического и правового характера. Это связано, прежде всего, с низкой информированностью населения об инфекции. А также негативное влияние средств массовой информации. Феномен спидофобии поставил вопрос о социальной защите ВИЧ-инфицированных, а также недопустимости дискриминации таких больных, что не редко встречается и среди практикующих врачей.
III. Оснащение занятий:
Настоящая рекомендация.
Задачи по теме занятия.
Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:
1.При выявлении ВИЧ у больного необходимо:
а) предупредить всех лиц контактировавших с пациентом
б) назначить принудительное лечение
в) изолировать в специальном отделении
г) проинформировать пациента о заболевании и мерах предосторожности
2. Вправе ли работодатель требовать от работника результаты тестирования на ВИЧ:
а) вправе
б) не вправе
в) только в случаях оговоренных законом
3. Одной из причин возникновения феномена «спидофобия» является:
а) низкая информированность о заболевании СПИД
б) страх перед смертельным заболеванием
в) высокая стоимость лечения
4. Представляет ли угрозу для окружающих ВИЧ-инфицированный учитель:
а) да
б) нет
5. Правомочна ли принудительная иммунопрофилактика (вакцинирование):
а) да
б) нет
в) только по решению суда
6. Необходимо ли получение добровольного информированного согласия для производства вакцинирования при проведении обязательных прививок:
а) да
б) нет
7. Возможно ли ущемление некоторых прав пациента при наличии у него особо опасной инфекции:
а) да
б) нет
8. Обязан ли врач информировать работодателя о диагнозе ЗППП диагностированного у его работника:
а) да
б) нет
9. Имеется ли формальный запрет заниматься врачебной деятельностью ВИЧ-инфицированному врачу:
а) да
б) нет
10. Обязательному тестированию на ВИЧ подлежат:
а) все медицинские работники
б) пациенты ЛПУ
в) доноры крови.
Эталоны ответов: 1-г; 2-в; 3-а,б; 4-б; 5-б; 6-а; 7-а; 8-б; 9-б; 10-в.
Во многих отношениях СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита – стоит особняком среди тысяч известных современной медицине заболеваний. Впервые болезнь была идентифицирована в США в 1981 г., хотя позднее в средствах массовой информации были опубликованы сообщения о случаях заболевания ею, имевших место раньше. В 1983 г. француз Л. Монтанье и независимо от него американец Р. Галло выделили вирус, вызывавший СПИД. Спор между ними о приоритете завершился компромиссом, и главное – в ходе этого спора вирус получил признанное теперь во всем мире название – «вирус иммунодефицита человека» (ВИЧ).
Первый ВИЧ – инфицированный, иностранный гражданин, на территории СССР был выявлен в 1985 г., а первый больной, явившийся гражданином нашей страны – в марте 1987 г. Темпы распространения ВИЧ в России стали угрожающими с 1996 г.
Многообразие морально-этических вопросов, связанных с ВИЧ – инфекцией, определяется следующими факторами:
- СПИД является заболеванием с чрезвычайно высокой смертностью;
- ВИЧ – инфекция уже стала пандемией, то есть ее распространение не содержится ни географическими, ни государственными, ни культурными границами;
- этиология СПИДа в большинстве случаев связана с интимными сторонами жизни людей, с человеческой сексуальностью, а так же с такими формами девиантного поведения, как злоупотребление наркотиками;
- естественный страх человека перед неизлечимой болезнью часто становиться источником неадекватного поведения многих людей в отношении СПИДа, что, в свою очередь, поражает своеобразный феномен массового сознания – «спидофобию»;
- высокая стоимость лечения ВИЧ – инфицированных и больных СПИДом в сочетании с неуклонным ростом числа лиц, нуждающихся в таком лечении, побуждает к спорам на темы социальной справедливости, оптимального распределения ресурсов здравоохранения, которые даже в богатых странах всегда ограничены;
- практически все важнейшие вопросы современной медицинской этики (сохранение врачебной тайны, уважение автономии личности пациента, предупреждение дискриминации пациентов в связи с характером их заболевания, право больного на достойную смерть и т.д.) требуют конкретизации, углубленного анализа применительно к ВИЧ – инфицированным и больным СПИДом.
- Государственное образовательное учреждение
- Оглавление
- Глава 1.
- Оснащение занятий:
- Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:
- Происхождение профессиональной этики.
- Профессионализм как нравственная черта личности.
- Виды профессионально этики.
- Краткая история формирования основных этических учений в медицине и биомедицинской этики
- Краткая история медицинской этики в России.
- Контрольные вопросы для проверки конечного уровня знаний студентов:
- Глава 2
- Основные этические теории.
- Модели моральной медицины в эпоху революционных изменений.
- Модель технического типа.
- Модель сакрального типа.
- Модель коллегиального типа.
- Модель контрактного типа или договорная модель.
- Контрольные вопросы для проверки конечного уровня знаний студентов:
- Глава 3 Основные правила биомедицинской этики. Права и моральные обязательства врачей. Права пациентов.
- I. Цель занятия:
- II. Мотивационная характеристика темы:
- III. Оснащение занятий:
- IV. Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:
- Правило конфиденциальности (врачебная тайна).
- Глава 4.
- Определение понятия врачебная ошибка и ее виды.
- Этические аспекты взаимоотношений в медицинском коллективе.
- I. Требования и этические нормы
- II. Управление коллективом.
- III. Этика бизнеса и деловых отношений.
- Глава 5.
- История биомедицинских экспериментов на человеке и животных.
- Этико-правовое регулирование биомедицинских исследований на человеке.
- Этические проблемы, связанные с проведением экспериментов на животных.
- Глава 6
- III. Оснащение занятий:
- IV. Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:
- Правовые аспекты эвтаназии.
- Моральные проблемы трансплантологии.
- Контрольные вопросы для проверки конечного уровня знаний студентов:
- Глава 7 Медицинские вмешательства в репродукцию человека. Моральные проблемы медицинской генетики.
- I. Цель занятия:
- II. Мотивационная характеристика темы:
- III. Оснащение занятий:
- IV.Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:
- Морально-этические проблемы искусственного аборта.
- Краткая история проблемы искусственного аборта.
- Либеральная, консервативная позиции и умеренных подход к проблеме искусственного аборта.
- Этико-правовые проблемы новых репродуктивных технологий.
- Этико-правовые проблемы новых репродуктивных технологий.
- Суррогатное материнство.
- Моральные проблемы медицинской генетики.
- Программа «Геном человека».
- Этические, правовые и социальные аспекты проекта «Геном Человека».
- Контрольные вопросы для проверки конечного уровня знаний студентов:
- Глава 8 этика в психиатрии и психотерапии.
- I. Цель занятия:
- II.Мотивационная характеристика темы:
- III. Оснащение занятий:
- IV. Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:
- Недобровольная госпитализация психических больных
- Принцип «не навреди» в психиатрии.
- О злоупотреблениях в психиатрии.
- Защита конфиденциальности психически больных.
- Контрольные вопросы для проверки конечного уровня знаний студентов:
- Глава 9
- «Спидофобия» и требование медицинской этики
- Тестирование и скриниг на вич в контексте принципа уважения автономии пациента
- Контрольные вопросы для проверки конечного уровня знаний студентов:
- Глава 10 моральные проблемы распределения дефицитных ресурсов здравоохранения
- I. Цель занятия:
- II. Мотивационная характеристика темы:
- III. Оснащение занятий:
- IV. Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:
- Приложение
- Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: «конвенция о правах человека и биомедицине» (ets n 164)
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Согласие
- Глава III. Частная жизнь и право на информацию
- Глава IV. Геном человека
- Глава V. Научные исследования
- Глава VI. Изъятие органов и тканей у живых доноров в целях трансплантации
- Глава VII. Запрет на извлечение финансовой выгоды и возможное использование отдельных частей тела человека
- Глава VIII. Нарушение положений конвенции
- Глава IX. Связь настоящей конвенции с другими положениями
- Глава X. Публичное обсуждение
- Глава XI. Толкование и выполнение положений конвенции
- Глава XII. Протоколы
- Глава XIII. Поправки к конвенции
- Глава XIV. Заключительные положения
- В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.
- Кодекс профессиональной этики психиатра
- 19 Апреля 1994 года
- 1. Главной целью профессиональной деятельности психиатра является оказание психиатрической помощи всякому, нуждающемуся в ней, а также содействие укреплению и защите психического здоровья населения.
- 2. Профессиональная компетентность психиатра — его специальные знания и искусство врачевания — является необходимым условием психиатрической деятельности.
- 3. Психиатр не вправе нарушать древнюю этическую заповедь врача: "Прежде всего, не вредить!".
- 4. Всякое злоупотребление психиатром своими знаниями и положением врача несовместимо с профессиональной этикой.
- 5. Моральная обязанность психиатра — уважать свободу и независимость личности пациента, его честь и достоинство. Заботиться о соблюдении его прав и законных интересов.
- 6. Психиатр должен стремиться к установлению с пациентом "терапевтического сотрудничества", основанного на взаимном согласии, доверии, правдивости и взаимной ответственности.
- 7. Психиатр должен уважать право пациента соглашаться или отказываться от предлагаемой психиатрической помощи после предоставления необходимой информации.
- 10. Моральное право и долг психиатра — отстаивать свою профессиональную независимость.
- Нюрнберский кодекс
- Гавайская декларация
- Хельсинская декларация
- Кодекс врачебной этики
- I. Врач и общество
- II. Врач и пациент
- III. Коллегиальность врачей
- IV. Врачебная тайна
- V. Научные исследования и биомедицинские испытания
- VI. Помощь больным в терминальном состоянии
- VII. Трансплантация, репродукция, геном человека
- VIII. Информация и реклама
- IX. Врачебные справки
- Ситуационные задачи.
- Список рекомендуемой литературы