logo search
mikryukov бжд

Раздел II защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

 

В широком смысле слова, под чрезвычайной ситуацией (ЧС) понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей природной среде. Каждая чрезвычайная ситуация имеет свою физическую сущность, причины возникновения и характер развития, а также свои особенности воздействия на человека и окружающую его среду обитания.

Классификация ЧС (см. табл. 3) учитывает количество людей, пострадавших в этих ситуациях, или людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размеры материального ущерба, а также границы зон распространения чрезвычайных ситуаций.

Таблица 3

Классификация чрезвычайных ситуаций

 

Критерий

Кол-во пострадавших (чел.)

Нарушены условия жизне-деятель-ности (чел.)

Матери-альный ущерб (тыс. МРОТ*)

Зона ЧС не выходит за пределы

Ликвидация осуществляется силами и средствами

Локальная ЧС

Не более 10

100

1

Объекта производствен-ного или социального назначения

Предприятий, учреждений и организаций

Местная ЧС

10—50

100—300

1—5

Населенного пункта, района, города

Органов местного самоуправления

Территориальная ЧС

50—500

300—500

5—5000

Субъекта РФ

Органов исполнительной власти субъекта РФ, оказавшегося в зоне ЧС

Региональная ЧС

50—500

500—1000

500—5000

2-х субъектов РФ

Органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС

Федеральная ЧС

Свыше 500

Свыше 1000

Свыше 5000

2-х субъектов РФ

Органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС

Трансграничная ЧС

 

 

 

Выходит за пределы РФ

По решению Правительства РФ в соответствии с нормами права

* МРОТ — минимальный размер оплаты труда.

 

Причинами возникновения чрезвычайных ситуаций могут быть:

         стихийные бедствия — чрезвычайные ситуации природного происхождения;

         аварии и катастрофы вследствие нарушения технологического процесса, превышения сроков эксплуатации техники и оборудования, нарушения правил их эксплуатации – чрезвычайные ситуации техногенного происхождения;

         загрязнение мирового океана и атмосферы, деградация почв, опустынивание и обеслесение, изменение климата – чрезвычайные ситуации экологического происхождения;

         эпидемии, войны, общественные беспорядки, террористические акты – чрезвычайные ситуации социального происхождения.

Сущность единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты населения и территорий представляет собой совокупность научно обоснованных теоретических положений, правовых и экономических норм, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций с целью защиты жизни и здоровья людей, объектов экономики и окружающей природной среды.

Концепция государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС – это система взглядов, принципов и общих положений, определяющих цели и конкретные задачи, как предупреждения, так и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всей территории России. Она обеспечивает организацию и подготовку органов управления, сил и средств для защиты населения, объектов экономики и военной инфраструктуры, а также окружающей природной среды в чрезвычайных ситуациях.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действий характерных для них опасных факторов.

Ликвидацией чрезвычайных ситуаций занимается Министерство Российской Федерацией по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В состав сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями по наблюдению и контролю за состоянием потенциально опасных объектов и ликвидации чрезвычайных ситуаций. К ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться Войска гражданской обороны РФ, Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством РФ.

Основополагающим законом, регламентирующим организацию работ по профилактике ЧС, порядку действий в ЧС и ликвидации их последствий, является Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (1994 г.). В главе I закона "Общие положения" разъясняются его основные понятия, цели, определяются единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС, границы зон ЧС, основные принципы защиты населения и территорий от ЧС. Отдельная статья связана с обеспечением гласности информации о ЧС. Глава II посвящена полномочиям органов государственной власти и самоуправления РФ; глава III — принципам государственного управления в области защиты населения и территорий от ЧС; глава IV определяет права и обязанности граждан в рассматриваемой области и принципы социальной защиты пострадавших от ЧС; глава V связана с подготовкой населения к ЧС; глава VI — с порядком финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС; глава VII — с порядком проведения государственной экспертизы, надзора и контроля в рассматриваемой области; глава VIII посвящена международным договором по защите от ЧС.

Правовую основу защиты в чрезвычайных ситуациях составляют отдельные разделы законов «О безопасности», «О военном положении», «О гражданской обороне», «О пожарной безопасности», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «Об охране окружающей среды».

Подзаконные акты исполнения по ЧС включают в себя целый ряд Постановлений Правительства, Положений и Правил Госгортехнадзора, приказов МЧС и Госгортехнадзора. Следует отметить Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций», «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Подзаконные нормативные акты по ЧС представлены, прежде всего, системой стандартов "Безопасность в чрезвычайных ситуациях" (БЧС), включающей в себя 11 групп стандартов:

        0 группа – Основополагающие стандарты.

        1 группа – Стандарты в области мониторинга и прогнозирования.

        2 группа – Стандарты в области обеспечения безопасности объектов народного хозяйства.

        3 группа – Стандарты в области обеспечения безопасности населения.

        4 группа – Стандарты в области обеспечения безопасности продовольствия, пищевого сырья и кормов.

        5 группа – Стандарты в области обеспечения безопасности сельскохозяйственных животных и растений.

        6 группа – Стандарты в области обеспечения безопасности водоисточников и систем водоснабжения.

        7 группа – Стандарты на средства и способы управления, связи и оповещения.

        8 группа – Стандарты в области ликвидации чрезвычайных ситуаций.

        9 группа - Стандарты в области технического оснащения аварийно-спасательных формирований, средств специальной защиты и экипировки спасателей.

        10, 11 группы – Резерв.

Государственное управление в ЧС определено Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), объединяющей органы управления субъектов Федерации, Федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и органы управления ЧС организаций. В положении определена система мер предупреждения ЧС, организационный порядок реагирования на их возникновение и порядок действий в ЧС.