3. Целеполагающие принципы
Целеполагающие принципы определяют направленность деятельности специалиста в сфере здравоохранения в аспекте обеспечения безопасности пациента и достижение максимально возможного клинического эффекта лечения – это принципы «не навреди!» и «делай благо!».
Принцип «не навреди!» В клятве Гиппократа есть такие слова: «Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости».
Многие специалисты полагают, что со времен Гиппократа и до наших дней принцип «не навреди!» является главным при осуществлении медицинской деятельности. В латинской формулировке название принципа звучит как афоризм: «primumnonnocere», т.е. «прежде всего – не навреди!». Слова «прежде всего» могут быть поняты в том смысле, что этот принцип является первостепенным в деятельности врача.
Понятие вреда, причиненного здоровью, является важным как в этическом, так и юридическом смысле, поэтому необходимо остановиться на легальных определениях понятий «здоровье» и «вред, причиненным здоровью человека».
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» здоровье – состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
Согласно пункту 2 Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. № 522, под вредом, причиненным здоровью человека, понимается нарушение анатомической целостности и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических и психических факторов внешней среды.
В биоэтическом отношении актуализация принципа «не навреди!» важна при проведении медицинских исследований с привлечением человека. В связи с этим особого внимания заслуживают нормы Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации. Согласно пункту 8 Хельсинкской декларации большинство медицинских вмешательств в современном практическом здравоохранении и научных исследованиях сопряжено с рисками и нагрузками. Поэтому каждому медицинскому исследованию с привлечением человека должна предшествовать тщательная оценка предсказуемых рисков и нагрузок для отдельных лиц и их групп в сопоставлении с ожидаемой пользой для этих и других лиц либо групп, сталкивающихся с проблемой, решаемой в данном исследовании (пункт 18). При этом врачи должны воздержаться от участия в исследовании с привлечением человека, если они не уверены, что сопутствующие риски получили адекватную оценку и поддаются адекватному контролю. Врачи обязаны приостановить исследование, если окажется, что риски перевешивают ожидаемую пользу, или если имеются неопровержимые доказательства позитивных и благоприятных результатов (пункт 20).
Очевидно, что при оказании медицинской помощи и проведении научных исследований важно, чтобы вред не превышал того блага, которое приобретается в результате вмешательства, и чтобы он был минимальным.
Принцип «делай благо!» указывает на необходимость активных действий со стороны врача ради претворения блага, а не только предотвращения вреда при оказании медицинской помощи.
Указанные целеполагающие принципы нашли отражение в ст. 4 «Благо и вред» Декларации, в которой указано: «В процессе применения и развития научных знаний, медицинской практики и связанных с ними технологий следует добиваться получения максимальных прямых и косвенных благ для пациентов, участников исследований и других затрагиваемых лиц и сводить к минимуму любой возможный для них вред».
- Глава 1 биоэтика в современном здравоохранении
- 1. Формирование биоэтического сознания специалистов
- В сфере здравоохранения
- 2. Этические основы современного законодательства в сфере охраны здоровья
- 3. Соотношение биоэтики, профессиональной этики и права
- 4. Основные этические документы международных, отечественных правительственных и неправительственных организаций
- В статье 21 Конституции рф указано:
- 5. Основные этические теории и биоэтика
- 6. Законы биоэтики
- Первый закон биоэтики. Закон благоговения перед жизнью.
- Второй закон биоэтики. Закон разумного и нравственного обоснования.
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Глава 2 принципы биоэтики
- 1. Система принципов биоэтики
- 2. Мотивационные принципы
- 3. Целеполагающие принципы
- 4. Экзистенциально-гуманистические принципы
- 5. Функциональные принципы
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Глава 3 правила биоэтики
- 1. Правила биоэтики в структуре этического анализа
- 2.Правило правдивости
- 3. Правило уважения неприкосновенности частной жизни
- 4. Правило конфиденциальности
- 5. Правило информированного согласия
- 6. Этические аспекты отказа пациента от медицинского вмешательства
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Глава 4 модели биоэтики. Традиционные и новые сферы профессиональной этики
- 1. Основные модели биоэтики
- 2. Этическая основа правового статуса пациента и работников здравоохранения
- 3. Традиционные сферы профессиональной этики (отношения с пациентами, коллегами, обществом)
- Часть iiДекларации названа «Права граждан на активность».
- 4. Новые сферы профессиональной этики (защита будущих поколений, окружающей среды, биосферы и биоразнообразия)
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Глава 5 биоэтические проблемы применения инновационных технологий
- 1. Проблематизация применения инновационных технологий
- 2. Нравственное и рациональное обоснование биомедицинских исследований
- 3. Клинические исследования лекарственных препаратов
- 4. Минимизация страданий лабораторных животных
- 5. Роль комитетов по биоэтике
- 6. Биоэтическая аргументация при рассмотрении спорных вопросов и разрешении конфликтов
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Глава 6 биоэтические проблемы реализации репродуктивных прав человека
- 1. Медицинские вмешательства в репродукцию человека
- 2. Различные подходы к применению вспомогательных репродуктивных технологий
- 3. Биоэтические проблемы контрацепции и стерилизации
- 4. Биоэтические проблемы искусственного прерывания беременности
- 5. Биоэтические аспекты сексологии
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Глава 7 биоэтические проблемы психиатрии
- 1. Специфика биоэтических проблем в психиатрии
- 2. Уважение человеческого достоинства и защита прав лиц с психическими расстройствами
- 3. Патернализм и антипатернализм в психиатрии. Антипсихиатрия
- 4. Принцип уважения автономии личности в психиатрии
- 5. Значение биоэтического правила пропорциональности в психиатрии
- 6. Определение понятия «злоупотребление психиатрией»
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Глава 8 биоэтические проблемы, связанные с инфекционными заболеваниями
- 1. Инфекционные болезни как источник социальной опасности
- 2. Биоэтические аспекты профилактики инфекционных заболеваний
- 3. Основные биоэтические проблемы, связанные с вич/спид
- 4. Спидофобия. Тестирование и скрининг
- 5. Спид как ятрогения. Профессиональный риск медработников
- Рекомендуемая литература
- Тестовые задания
- Глава 9 биоэтические проблемы трансплантации, умирания и смерти
- 1. Основные моральные дилеммы, связанные с пересадкой органов и тканей человека. Правило пропорциональности в трансплантологии
- 2. Эксперимент в трансплантологии
- 3. Донорство как альтруистическая, осознанная, добровольная жертва ближнему. Биоэтические проблемы некомпетентных доноров
- 4. Недопустимость продажи органов и тканей человека
- 5. Современная медицина и проблемы смерти. Определение момента смерти человека
- 6. Биоэтические проблемы эвтаназии
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Эталоны ответов на тестовые задания к главе 1: 1 (1, 2, 4), 2 (2, 3, 4), 3 (3), 4 (1, 3), 5 (2).
- С о д е р ж а н и е