6. Законы биоэтики
Вопрос о законах биоэтики носит открытый и дискуссионный характер.
Одним из проявлений всеобщей связи предметов и явлений действительности является закономерная связь между ними. Отличие закономерных связей от незакономерных состоит в том, что первые имеют отличительные признаки, а вторые такими не обладают.
Среди этих отличительных признаков обычно выделяют:
1. Объективность. Закон – это объективное отношение, которое не зависит от человека и человечества.
2. Необходимость. Закон – это необходимое отношение, отражающее внутреннюю, существенную связь.
3. Общее. Закон – общее отношение. Это означает, что закон охватывает класс явлений, которые характеризуются действием одного и того же закона.
4. Существенность. Закон – это сущностное отношение. Суть состоит в том, что в законе отражается наиболее значимое в характеристике явлений.
5. Определенность условий. Закон действует в определенных условиях.
6. Направленность. Закон действует в определенном направлении.
Совокупность названных выше признаков является необходимой и достаточной для того, чтобы характеризовать изучаемые отношения предметов и явлений действительности как закономерные и сформулировать на этом основании определенный закон.
Данная совокупность признаков является необходимой, так как все признаки закономерной связи должны быть установлены.
Данная совокупность признаков является достаточной, поскольку не требуется других признаков для того, чтобы определять изучаемые отношения предметов и явлений в качестве закономерных.
Таким образом, закон – это объективные, необходимые, общие, существенные отношения между предметами и явлениями, которые при определенных условиях, вызывают их изменение и развитие в конкретном направлении.
Говоря о законах биоэтики, следует проанализировать приведенные выше признаки.
Объективность. Для обсуждения объективности законов биоэтики важно поставить следующие вопросы: «Является ли человек частью бытия?», «Каким образом соотносятся онтологический и гносеологический аспекты объективной реальности?».
Правильное решение поставленных вопросов возможно, если обратиться к следующим глубоким мыслям С.Л. Рубинштейна: «Познаваемое бытие, его квалификацию в качестве такового надо брать в соотношении с познающим человеком. Но сам познающий человек располагается не перед бытием, сущим и, значит, не располагает его перед собой, превращая все бытие в предмет, в объективную наличность для созерцания, превращая все только в объект для субъекта, а находится внутри его. Познающий субъект – это человек, сущее, наделенное сознанием, расположенное внутри сущего. Таким образом, исходным является онтологическое отношение различных сущих, сущих с различным способом существования, а познание – осуществляющееся внутри онтического отношения различных сущих. В этом смысле обнаруживается некоторая двусмысленность при сведении всего сущего к «объективной реальности». Двусмысленность заключается в признании за исходное познавательного отношения, а не объективного отношения и места человека в бытии. Поэтому и характеристика самого бытия оказывается гносеологической – только как внеположенность сознанию, только как объекта познания, в отношении к познанию. Человек находится внутри бытия, а не только бытие внешне его сознанию. В этом смысле бытие обступает нас со всех сторон, и нам из него никуда «не уйти». Мир бытия, в котором мы находимся, – это его непосредственная данность, неотступность, очевидность, его неустранимость, со всех сторон нас объемлющая, его неотменяемость».
Следовательно, человек – это часть бытия, находящаяся внутри его. При сведении сущего к объективной реальности необходимо выделять онтологический и гносеологический аспекты. Онтологический аспект – это единство бытия, взятое как отношение целого (бытие) и его части (человек). Гносеологический аспект – это отношения субъекта и объекта познания. Все свойства человека, в частности его сознание как одна из форм движения материи, также могут выступать в качестве объекта познания. Поэтому различные свойства и качества, присущие данной форме движения материи являются объективными и с онтологической, и с гносеологической точки зрения.
Учитывая сказанное можно утверждать, что биоэтические законы обладают признаком объективности, действуют независимо от того, что знают о них люди, или нет. Независимо от того, приносят они пользу или вред конкретному человеку, человек лишь способен учитывать их действие. При этом степенями свободы морального выбора каждого человека являются соблюдение или не соблюдение законов биоэтики.
Следует подчеркнуть, что сущность отношений законов биоэтики раскрывается в наиболее значимом в характеристике изучаемых ее явлений, а именно: в отношении вмешательств в процессы жизнедеятельности, которые представляют для них возможную или действительную опасность(существенность). Именно эти отношения являются существенными для законов биоэтики, когда процессы жизнедеятельности, находящиеся в своей естественной актуализации (возникновение, развитие, прекращение) выступают в качестве объекта вмешательства, которые несут возможную или действительную опасность их естественному протеканию.
Отсюда очевидно, что законы биоэтики действуют лишь в определенных условиях – в ситуациях морального выбора, связанных с вмешательством в процессы жизнедеятельности, представляющие возможную или действительную опасность, в частности, для жизни и здоровья человека (определенность условий).
Из этого вытекает и направленность законов биоэтики на высшее благо – жизнь. Безусловность этого высшего блага не вызывает сомнения у любого разумного и нравственного человека. Даже если принять в расчет жизнеотрицающее мировоззрение какого-либо отдельного человека, то при глубоком и объективном анализе оно, в конечном итоге, выводится в жизнеутвержда-ющее мировоззрение через признание как высшего блага другой (неземной) жизни.
В биоэтическом плане важно подчеркнуть тот факт, что разумный и нравственный человек должен испытывать чувство благоговения перед любой формой жизни.
Глубоко и вдохновенно об этом говорит А. Швейцер: «Этика заключается, следовательно, в том, что я испытываю побуждение выказывать равное благоговение перед жизнью как по отношению к моей воле к жизни, так и по отношению к любой другой. В этом и состоит основной принцип нравственного. Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей.
Фактически можно все, что считается добрым в обычной нравственной оценке отношения человека к человеку, свести к материальному и духовному сохранению и развитию человеческой жизни и к стремлению придать ей высшую ценность. И наоборот, все, что в отношениях людей между собой счита-ется плохим, можно свести в итоге к материальному и духовному уничтожению или торможению человеческой жизни, а также к отсутствию стремления предать жизни высшую ценность. Отдельные определения добра и зла, часто лежащие в разных плоскостях и как будто бы не связанные между собой, оказываются непосредственными сторонами одного и того же явления, как только они раскрываются в общих определениях добра и зла.
Но единственно возможный основной принцип нравственного означает не только упорядочение и углубление существующих взглядов на добро и зло, но и их расширение. Поистине нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред. Он не спрашивает, насколько та или иная жизнь заслуживает его усилий, он не спрашивает также, может ли она и в какой степени ощутить его доброту. Для него священна жизнь как таковая. Он не сорвет листочка с дерева, не сломает ни одного цветка и не раздавит ни одно насекомое. Когда летом он работает ночью при лампе, то предпочитает закрыть окно и сидеть в духоте, чтобы не увидеть ни одной бабочки, упавшей с обожженными крыльями на его стол.
Если, идя после дождя по улице, он увидит червяка, ползущего по мостовой, то подумает, что червяк погибнет на солнце, если вовремя не доползет до земли, где может спрятаться в щель, и перенесет его в траву. Если он проходит мимо насекомого, упавшего в лужу, то найдет время бросить ему для спасения листок или соломинку.
Он не боится, что будет осмеян за сентиментальность. Такова судьба любой истины, которая всегда является предметом насмешек до того, как ее признают. Когда-то считалось глупостью думать, что цветные люди являются действительно людьми и что с ними следует обращаться, как со всеми людьми. Теперь эта глупость стала истиной. Сегодня кажется не совсем нормальным признавать в качестве требования разумной этики внимательное отношение ко всему живому вплоть до низших форм проявления жизни. Но когда-нибудь будут удивляться, что людям потребовалось так много времени, чтобы признать несовместимым с этикой бессмысленное причинение вреда жизни.
Этика есть безграничная ответственность за все, что живет».
Таким образом, законы биоэтики – это объективные, необходимые, общие, существенные отношения, которые в ситуациях морального выбора, связанных с вмешательством личности в процессы жизнедеятельности, представляющим для них возможную или действительную опасность, определяют изменение и развитие сознания и воли разумного и нравственного человека в направлении высшего блага – жизни.
Обобщая сказанное можно сформулировать три закона биоэтики, первый из которых является основным, а второй и третий – дополнительными, вытекающими из основного закона биоэтики.
- Глава 1 биоэтика в современном здравоохранении
- 1. Формирование биоэтического сознания специалистов
- В сфере здравоохранения
- 2. Этические основы современного законодательства в сфере охраны здоровья
- 3. Соотношение биоэтики, профессиональной этики и права
- 4. Основные этические документы международных, отечественных правительственных и неправительственных организаций
- В статье 21 Конституции рф указано:
- 5. Основные этические теории и биоэтика
- 6. Законы биоэтики
- Первый закон биоэтики. Закон благоговения перед жизнью.
- Второй закон биоэтики. Закон разумного и нравственного обоснования.
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Глава 2 принципы биоэтики
- 1. Система принципов биоэтики
- 2. Мотивационные принципы
- 3. Целеполагающие принципы
- 4. Экзистенциально-гуманистические принципы
- 5. Функциональные принципы
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Глава 3 правила биоэтики
- 1. Правила биоэтики в структуре этического анализа
- 2.Правило правдивости
- 3. Правило уважения неприкосновенности частной жизни
- 4. Правило конфиденциальности
- 5. Правило информированного согласия
- 6. Этические аспекты отказа пациента от медицинского вмешательства
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Глава 4 модели биоэтики. Традиционные и новые сферы профессиональной этики
- 1. Основные модели биоэтики
- 2. Этическая основа правового статуса пациента и работников здравоохранения
- 3. Традиционные сферы профессиональной этики (отношения с пациентами, коллегами, обществом)
- Часть iiДекларации названа «Права граждан на активность».
- 4. Новые сферы профессиональной этики (защита будущих поколений, окружающей среды, биосферы и биоразнообразия)
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Глава 5 биоэтические проблемы применения инновационных технологий
- 1. Проблематизация применения инновационных технологий
- 2. Нравственное и рациональное обоснование биомедицинских исследований
- 3. Клинические исследования лекарственных препаратов
- 4. Минимизация страданий лабораторных животных
- 5. Роль комитетов по биоэтике
- 6. Биоэтическая аргументация при рассмотрении спорных вопросов и разрешении конфликтов
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Глава 6 биоэтические проблемы реализации репродуктивных прав человека
- 1. Медицинские вмешательства в репродукцию человека
- 2. Различные подходы к применению вспомогательных репродуктивных технологий
- 3. Биоэтические проблемы контрацепции и стерилизации
- 4. Биоэтические проблемы искусственного прерывания беременности
- 5. Биоэтические аспекты сексологии
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Глава 7 биоэтические проблемы психиатрии
- 1. Специфика биоэтических проблем в психиатрии
- 2. Уважение человеческого достоинства и защита прав лиц с психическими расстройствами
- 3. Патернализм и антипатернализм в психиатрии. Антипсихиатрия
- 4. Принцип уважения автономии личности в психиатрии
- 5. Значение биоэтического правила пропорциональности в психиатрии
- 6. Определение понятия «злоупотребление психиатрией»
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Глава 8 биоэтические проблемы, связанные с инфекционными заболеваниями
- 1. Инфекционные болезни как источник социальной опасности
- 2. Биоэтические аспекты профилактики инфекционных заболеваний
- 3. Основные биоэтические проблемы, связанные с вич/спид
- 4. Спидофобия. Тестирование и скрининг
- 5. Спид как ятрогения. Профессиональный риск медработников
- Рекомендуемая литература
- Тестовые задания
- Глава 9 биоэтические проблемы трансплантации, умирания и смерти
- 1. Основные моральные дилеммы, связанные с пересадкой органов и тканей человека. Правило пропорциональности в трансплантологии
- 2. Эксперимент в трансплантологии
- 3. Донорство как альтруистическая, осознанная, добровольная жертва ближнему. Биоэтические проблемы некомпетентных доноров
- 4. Недопустимость продажи органов и тканей человека
- 5. Современная медицина и проблемы смерти. Определение момента смерти человека
- 6. Биоэтические проблемы эвтаназии
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Эталоны ответов на тестовые задания к главе 1: 1 (1, 2, 4), 2 (2, 3, 4), 3 (3), 4 (1, 3), 5 (2).
- С о д е р ж а н и е