3. Традиционные сферы профессиональной этики (отношения с пациентами, коллегами, обществом)
Два основных вида профессиональной деятельности в здравоохранении (медицинская и фармацевтическая) характеризуются высокой степенью ответственности специалистов при их осуществлении, так как:
1) в медицине и фармации имеется риск причинения вреда жизни и здоровью пациента (потребителя лекарственных средств);
2) деятельность строится на основе специальных знаний, не доступных для полного осознания большинством населения;
3) в медицине и фармации необходимы более жесткие правила профессионального поведения.
Традиционные сферы профессиональной этики специалистов в сфере здравоохранения охватывают их отношение с пациентами, коллегами и обществом.
Система «специалист – пациент». В Декларации о независимости и профессиональной свободе врача, принятой ВМА в октябре 1986 г. определено: «Врачи должны обладать профессиональной независимостью, чтобы представлять и защищать интересы своих пациентов от любых действий, которые приводят к ограничению или отказу в помощи больным и пострадавшим». В ст. 1.1. Этического кодекса фармацевтического работника России (провизора и фармацевта) сформулированы следующие важные положения: «Фармацевтический работник должен оказывать фармацевтическую помощь любому человеку независимо от национальности, политических и религиозных убеждений, имущественного положения, пола, возраста, социального статуса пациента. Специальное фармацевтическое образование дает фармацевтическому работнику право отвечать за рациональное использование лекарственных средств, проявляя исключительную бдительность при отпуске лекарственных средств для престарелых и детей. Фармацевтический работник должен гарантировать в интересах сохранения здоровья и безопасности населения адекватный контроль за качеством, хранением, безопасностью и эффективностью лекарственных препаратов». В ст. 1.2. данного Кодекса указано: «Фармацевтический работник должен постоянно совершенствовать свои специальные знания, умения, навыки, эрудицию и помнить, что «лекарство в руках знающего человека подобно бессмертию и жизни, а в руках невежды – подобно огню и мечу».
Единая типология отношений между врачом и пациентом до настоящего времени отсутствует и вряд ли подобная типология когда-нибудь примет завершенный характер, поскольку эти отношения имеют большое количество составляющих их элементов и связей. Любая из типологий скорее всего будет носить лишь рамочный характер. Всегда за рамками останется что-то большее, чем предложенная схема. Вместе с тем это не исключает важности анализа и синтеза различных сторон отношений в системе «врач-пациент».
Особого внимания заслуживают стратегия, глубина и форма отношений врача и пациента.
Стратегия– это искусство планирования руководства своими действиями, основанное на долгосрочном прогнозе. Можно выделить следующие стратегии врача и пациента: оптимистическая, реалистическая, пессимистическая.
Казалось бы, с нравственной точки зрения, безусловно, оправданы оптимистическая и реалистическая стратегии, а пессимизм может вызвать только осуждение. На самом деле, не все так однозначно. Потому, что каждая из названных стратегий может иметь разную основу: рациональную или иррациональную. В итоге, стратегии могут быть следующими:
1. Оптимистическая (рациональный оптимизм, иррациональный оптимизм).
2. Реалистическая (рациональный реализм, иррациональный реализм).
3. Пессимистическая (рациональный пессимизм, иррациональный пессимизм).
Особого внимания заслуживают диаметрально противоположные стра-тегии (оптимистическая и пессимистическая).
Рациональный оптимизм врача (РОВ) основан на глубоких знаниях о закономерностях течения конкретного патологического процесса, о больших возможностях современной медицинской науки и практики в области лечения диагностированного заболевания, на объективно благоприятном прогнозе течения заболевания у пациента, на адекватной самооценке врача, на уверенности в правильности своих действий, на высокой степени самоконтроля и на личной ответственности за свой моральный выбор.
Иррациональный оптимизм врача (ИОВ) проявляется в тех случаях, когда он, не обладая знаниями о закономерностях течения конкретного патологического процесса, не зная возможности современной медицинской науки и практики в области лечения определенного заболевания, предвидя объективно неблагоприятный исход заболевания, демонстрирует пациенту полную уверенность в своих профессиональных способностях и убеждает его в благоприятном исходе заболевания, проявляя при этом завышенную самооценку, низкую степень самоконтроля и безответственность за свой моральный выбор.
Рациональный пессимизм врача (РПВ) основан на глубоких знаниях о закономерностях течения конкретного патологического процесса, об ограниченных возможностях современной медицинской науки и практики в области лечения диагностированного заболевания, на объективно неблагоприятном прогнозе течения заболевания у пациента, на адекватной самооценке врача, на уверенности в правильности своих действий, на высокой степени самоконтроля и на личной ответственности за свой моральный выбор.
Иррациональный пессимизм врача (ИПВ) проявляется в тех случаях, когда он, не обладая знаниями о закономерностях течения конкретного патологического процесса, не зная возможности современной медицинской науки и практики в области лечения определенного заболевания, предвидя объективно неблагоприятный исход заболевания, демонстрирует пациенту полную неуверенность в своих профессиональных способностях и убеждает его в неблагоприятном исходе заболевания, проявляя при этом заниженную самооценку, низкую степень самоконтроля и безответственность за свой моральный выбор.
Рациональный оптимизм пациента (РОП) основан на обыденных (бытовых) знаниях о течении конкретного патологического процесса, о больших достижениях современной медицинской науки и практики в области лечения диагностированного у него заболевания, на объективно удовлетворительном состоянии, на уверенности в правильности действий врача, на адекватной самооценке, на высокой степени самоконтроля за состоянием своего организма и на личной ответственности за свой моральный выбор.
Иррациональный оптимизм пациента (ИОП) проявляется в тех случаях, когда он, не обладая знаниями о закономерностях течения конкретного патологического процесса, не зная возможности современной медицинской науки и практики в области лечения определенного заболевания, отмечая объективно ухудшение состояния, демонстрирует полную уверенность в своих силах и в благоприятном исходе заболевания, проявляя при этом завышенную самооценку, низкую степень самоконтроля за состоянием своего организма и безответственность за свой моральный выбор.
Рациональный пессимизм пациента (РПП) основан на обыденных (бытовых) знаниях о течении конкретного патологического процесса, об ограниченных возможностях современной медицинской науки и практики в области лечения диагностированного заболевания, на объективном ухудшении состояния, на адекватной самооценке, на неуверенности в правильности действий врача, на высокой степени самоконтроля и на личной ответственности за свой моральный выбор.
Иррациональный пессимизм пациента (ИПП) проявляется в тех случаях, когда он, не обладая знаниями о закономерностях течения конкретного патологического процесса, не зная возможности современной медицинской науки и практики в области лечения определенного заболевания, отмечая объективно улучшение состояния, демонстрирует полную неуверенность в действиях врача, проявляя при этом заниженную самооценку, низкую степень самоконтроля и безответственность за свой моральный выбор.
Очевидно, что самым лучшим сочетанием стратегий будет такое, при котором рациональному оптимизму врача соответствует рациональный оптимизм пациента, а самым худшим – ИПВ/ИПП. Очевидно, что в подавляющем большинстве случаев оправданным моральным выбором врача должна являться стратегия рационального оптимизма, вселяющая надежду на благоприятный прогноз заболевания. И лишь при объективно неблагоприятном исходе заболевания, и при отсутствии каких-либо возможностей его предотвращения можно считать морально оправданным рациональный пессимизм врача, который проявляет при этом по отношению к пациенту милосердие, сочувствие и сострадание.
Одной из профессиональных деформаций медицинских работников является утрата индивидуального и целостного подхода к пациенту. Нередко специалисты склонны объяснять это недостатком времени, которое может быть использовано для общения с пациентом, тем более для глубинного общения. Безусловно, временная характеристика общения врача и пациента имеет существенное значение. Вместе с тем следует признать и недостаточную коммуникативную компетентность врачей в вопросах реализации различных уровней общения с пациентом.
Отдельного рассмотрения заслуживают формы отношения врача и пациента. С биоэтической точки зрения, можно выделить следующие формы отношений врача и пациента: тактичная, деликатная, грубая.
Тактичная формапредполагает, что врач чутко реагирует на любые изменения в общении с пациентом и точно выбирает тот характер общения, который уместен при конкретных обстоятельствах, сохраняя при этом свое достоинство и не умаляя достоинство пациента.
Деликатная форма подразумевает особую душевную чуткость врача к пациенту, когда он чувствует индивидуальные особенности пациента, относится к нему с повышенным вниманием, тонко, мягко и вежливо обсуждает все вопросы, касающиеся состояния здоровья пациента. Деликатную форму общения врача и пациента следует признать самой предпочтительной, а в тех случаях, когда прогноз заболевания неблагоприятный – необходимой. В соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона РФ № 323-ФЗ информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.
Грубая формаобщения врача и пациента прежде всего свидетельствует о недостаточной общей и коммуникативной культуре одного или обоих субъектов общения и проявляется в дерзком нарушении ими общепринятых и профессиональных правил поведения. Очевидно, что грубость не совместима с принципами и нормами биоэтики.
Б. Лаун (2010) считает, что упадок уважения к врачебной профессии усиливается и тем фактом, что студентам-медикам вменяется необходимость высокомерного отношения к больным. Становясь врачами, они действуют по упрощенной модели, в которой люди представлены как биохимический лабораторный комплекс.
Следует подчеркнуть, что подобная моральная позиция подрывает не только статус пациента, но и врача.
К. Дёрнер (2006) в книге «Хороший врач» отмечает: «Моя этическая позиция, в которой мое моральное Я заменено Другим, может быть определена как забота, а также как ответственность за Другого. Такая забота и о себе, и о Другом оберегает меня от опасности морально раствориться в беспомощности. Мое назначение как врача – разрешить конкретную ситуацию в пользу Другого».
Система «специалист – коллеги». Многосторонний, многоуровневый, многоэтапный характер современного лечебно-диагностического процесса определяет актуальность адекватного построение связей и отношений в системе «специалист – коллеги», особенно, в аспекте гармоничного сочетания профессиональной автономии и коллегиальности.
В Мадридской декларации ВМА указано: «Главная цель профессиональной автономии – обеспечение свободы профессиональных решений врача при оказании медицинской помощи в соответствии с Декларацией о независимости и профессиональной свободе врача, принятой ВМА в октябре 1986 г.». В пункте 2 указанной Декларации установлено: «Профессиональная свобода врача предполагает свободу от постороннего вмешательства в лечебный процесс. Всегда и везде следует охранять и защищать независимость профессиональных медицинских и этических решений врача при лечении и обслуживании пациента».
В Декларации о независимости и профессиональной свободе врача, принятой ВМА в октябре 1986 г., определено: «Врачи должны обладать профессиональной независимостью, чтобы представлять и защищать интересы своих пациентов от любых действий, которые приводят к ограничению или отказу в помощи больным и пострадавшим».
В Международном кодексе медицинской этики установлены следующие нормы по отношению к коллегам:
- врач долженбыть честен в отношениях с пациентами и коллегами и бороться с теми из своих коллег, которые проявляют некомпетентность или замечены в обмане;
- врач должен уважать права пациентов, коллег, других медицинских работников, а также хранить врачебную тайну.
- врач должен вести себя по отношению к своим коллегам так, как хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему;
- врач должен не переманивать пациентов у своих коллег;
- врач должен соблюдать принципы Женевской Декларации, утвержденной Всемирной медицинской ассоциацией.
В Женевской Декларации ВМА определено: «мои коллеги станут моими братьями и сестрами».
В Кодекс врачебной этики, одобренном II (XVIII) Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 года, в разделе III, названном «Коллегиальность врачей», установлено:
«1. В течение всей жизни врач обязан сохранять уважение и чувство благодарности к тому, кто научил его искусству врачевания.
2. Врач обязан охранять честь и благородные традиции медицинского сообщества. Врачи должны относиться друг к другу с уважением и доброжелательностью.
3. Врач не вправе публично ставить под сомнение профессиональную квалификацию другого врача или каким-либо иным образом его дискредитировать. Профессиональные замечания в адрес коллеги должны быть аргументированными, сделаны в не оскорбительной форме, желательно в личной беседе, прежде чем о них будет проинформировано медицинское сообщество или вопрос будет вынесен на обсуждение этического комитета (комиссии). Медицинское сообщество обязано оказывать помощь врачу в восстановлении его профессиональной репутации.
4. В трудных клинических случаях опытные врачи должны давать советы и оказывать помощь менее опытным коллегам в корректной форме. Но за процесс лечения всю полноту ответственности несет только лечащий врач, который вправе принять рекомендации коллег или от них отказаться, руководствуясь при этом исключительно интересами больного.
5. Врачи-руководители научных и лечебных учреждений обязаны заботиться о повышении профессиональной квалификации своих коллег-подчиненных.
6. Врачи обязаны с уважением относиться к другому медицинскому и вспомогательному персоналу учреждения, постоянно заботясь о повышении его квалификации».
Система «специалист – общество». В контексте рассматриваемых вопросов профессиональной этики в системе «специалист – общество» особого внимания заслуживают вопросы взаимоотношения медицинских и фармацевтических работников со следующими институтами гражданского общества:
- союзы и ассоциации пациентов;
- профессиональные медицинские (фармацевтические) ассоциации;
- саморегулируемые организации.
Социальные институты пациентов можно разграничить по главной цели их деятельности.
Если акцент деятельности смещен в сторону взаимодействия с врачами, то объединения создаются в виде групп поддержки пациентов с конкретными заболеваниями.
В случае смещения акцента в сторону судебной защиты прав пациентов, создаются организации подобные союзам потребителей.
В последнее время заметно стремление к интеграции указанных социальных институтов в союзы и ассоциации пациентов, которые актуализируют свободу выбора пациентом врача, лечебно-профилактического учреждения, медицинского вмешательства и его ответственность за состояние своего здоровья.
Правовой статус общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья определен в настоящее время в ст. 28 Федерального закона РФ № 323-ФЗ, в которой указано:
«1. Граждане имеют право на создание общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья, формируемых на добровольной основе.
2. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья и решении вопросов, связанных с нарушением таких норм и правил.
3. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья не вправе осуществлять рекламу конкретных торговых наименований лекарственных препаратов, биологически активных добавок, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и заменителей грудного молока».
На Первом Всероссийском конгрессе пациентов 28 мая 2010 года в Москве была принята Декларация о правах пациентов в России (далее – Декларация).
- Глава 1 биоэтика в современном здравоохранении
- 1. Формирование биоэтического сознания специалистов
- В сфере здравоохранения
- 2. Этические основы современного законодательства в сфере охраны здоровья
- 3. Соотношение биоэтики, профессиональной этики и права
- 4. Основные этические документы международных, отечественных правительственных и неправительственных организаций
- В статье 21 Конституции рф указано:
- 5. Основные этические теории и биоэтика
- 6. Законы биоэтики
- Первый закон биоэтики. Закон благоговения перед жизнью.
- Второй закон биоэтики. Закон разумного и нравственного обоснования.
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Глава 2 принципы биоэтики
- 1. Система принципов биоэтики
- 2. Мотивационные принципы
- 3. Целеполагающие принципы
- 4. Экзистенциально-гуманистические принципы
- 5. Функциональные принципы
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Глава 3 правила биоэтики
- 1. Правила биоэтики в структуре этического анализа
- 2.Правило правдивости
- 3. Правило уважения неприкосновенности частной жизни
- 4. Правило конфиденциальности
- 5. Правило информированного согласия
- 6. Этические аспекты отказа пациента от медицинского вмешательства
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Глава 4 модели биоэтики. Традиционные и новые сферы профессиональной этики
- 1. Основные модели биоэтики
- 2. Этическая основа правового статуса пациента и работников здравоохранения
- 3. Традиционные сферы профессиональной этики (отношения с пациентами, коллегами, обществом)
- Часть iiДекларации названа «Права граждан на активность».
- 4. Новые сферы профессиональной этики (защита будущих поколений, окружающей среды, биосферы и биоразнообразия)
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Глава 5 биоэтические проблемы применения инновационных технологий
- 1. Проблематизация применения инновационных технологий
- 2. Нравственное и рациональное обоснование биомедицинских исследований
- 3. Клинические исследования лекарственных препаратов
- 4. Минимизация страданий лабораторных животных
- 5. Роль комитетов по биоэтике
- 6. Биоэтическая аргументация при рассмотрении спорных вопросов и разрешении конфликтов
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Глава 6 биоэтические проблемы реализации репродуктивных прав человека
- 1. Медицинские вмешательства в репродукцию человека
- 2. Различные подходы к применению вспомогательных репродуктивных технологий
- 3. Биоэтические проблемы контрацепции и стерилизации
- 4. Биоэтические проблемы искусственного прерывания беременности
- 5. Биоэтические аспекты сексологии
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Глава 7 биоэтические проблемы психиатрии
- 1. Специфика биоэтических проблем в психиатрии
- 2. Уважение человеческого достоинства и защита прав лиц с психическими расстройствами
- 3. Патернализм и антипатернализм в психиатрии. Антипсихиатрия
- 4. Принцип уважения автономии личности в психиатрии
- 5. Значение биоэтического правила пропорциональности в психиатрии
- 6. Определение понятия «злоупотребление психиатрией»
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Глава 8 биоэтические проблемы, связанные с инфекционными заболеваниями
- 1. Инфекционные болезни как источник социальной опасности
- 2. Биоэтические аспекты профилактики инфекционных заболеваний
- 3. Основные биоэтические проблемы, связанные с вич/спид
- 4. Спидофобия. Тестирование и скрининг
- 5. Спид как ятрогения. Профессиональный риск медработников
- Рекомендуемая литература
- Тестовые задания
- Глава 9 биоэтические проблемы трансплантации, умирания и смерти
- 1. Основные моральные дилеммы, связанные с пересадкой органов и тканей человека. Правило пропорциональности в трансплантологии
- 2. Эксперимент в трансплантологии
- 3. Донорство как альтруистическая, осознанная, добровольная жертва ближнему. Биоэтические проблемы некомпетентных доноров
- 4. Недопустимость продажи органов и тканей человека
- 5. Современная медицина и проблемы смерти. Определение момента смерти человека
- 6. Биоэтические проблемы эвтаназии
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Эталоны ответов на тестовые задания к главе 1: 1 (1, 2, 4), 2 (2, 3, 4), 3 (3), 4 (1, 3), 5 (2).
- С о д е р ж а н и е