В сфере здравоохранения
На современном этапе развития здравоохранения одной из фундаментальных проблем следует признать формирование биоэтического сознания специалистов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в этой важной сфере.
Биоэтическое сознание– это область сознания, обобщенно и целенаправленно отражающая действительность в форме биоэтических знаний, оценочных отношений к биоэтике и практике реализации ее законов, принципов и правил, моральных установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение разумного и нравственного человека в ситуациях морального выбора, связанного с его вмешательством в процессы жизнедеятельности, которое представляет для них возможную или реальную опасность.
Биоэтическое сознание выпоняет следующие функции:
- познавательную;
- оценочную;
- регулятивную.
Познавательная функция связана с накоплением биоэтических знаний, являющихся результатом интеллектуальной (мыслительной) деятельности и выражающихся в понятиях «биоэтическое образование», «биоэтическая подготовка»;
Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к биоэтике и практике реализации ее законов, принципов и правил, разным сторонам и явлениям жизни, имеющим биоэтическое содержание, на основе собственного опыта;
Регулятивная функция осуществляется посредством моральных установок и ценностных ориентаций, определяющих поведение человека в биоэтически значимых ситуациях.
Важными факторами формирования биоэтического сознания являются:
- разум;
- добрая воля;
- высшее благо.
Разумвоплощает способность человека к верным, объективным, взвешенным суждениям о мире. Неразумные (иррациональные) процессы протекают отчасти независимо от разума, но отчасти зависят от него. Они протекают независимо на вегетативном уровне. Они зависят от разума в своих эмоциональных, аффективных проявлениях – во всем том, что сопряжено с удовольствиями и страданиями (Гусейнов А.А., Апресян Р.Г., 2004).
Разумность поведения совпадает с его целесообразностью. Это значит, что человек предвидит возможный ход и исход событий и заранее, идеально, в виде цели формулирует тот результат, который ему предстоит достичь.
Нацеленность разума на высшее благо обнаруживается в доброй воле. Понятие доброй воли в качестве специфического признака морали обосновал И. Кант. Он видел в доброй воле единственное безусловное благо. Только добрая воля имеет самоценное значение; она потому и называется доброй, что никогда не может стать злой, обернуться против самой себя. Все прочие блага, будь то телесные (здоровье, сила и т.п.), внешние (богатство, почет и т.п.), душевные (самообладание, решительность и т.п.), умственные (память, остроумие и т.п.), как они ни важны для человека, тем не менее сами по себе, без доброй воли могут быть использованы для порочных целей. Только добрая воля обладает абсолютной ценностью.
Под доброй волей И. Кант понимал чистую волю – чистую от соображений выгоды, удовольствия, житейского благоразумия, вообще каких-либо эмпирических мотивов. Отсутствие себялюбивых мотивов становится в ней самостоятельным мотивом. Показателем доброй воли можно считать способность к поступкам, которые не только не сулят индивиду какой-либо выгоды, но даже сопряжены для него с очевидными потерями. Добрая воля есть бескорыстная воля. Ее нельзя обменять ни на что другое. Она не имеет цены в том смысле, что является бесценной.
В «Основах метафизики нравственности» И. Кант констатирует: «Так как разум недостаточно приспособлен для того, чтобы уверенно вести волю в отношении ее предметов и удовлетворения всех наших потребностей (которые он сам, отчасти, приумножает), а к этой цели гораздо вернее привел бы врожденный природный инстинкт, и все же нам дан разум как практическая способность, т.е. как такая, которая должна иметь влияние на волю, — то истинное назначение его должно состоять в том, чтобы породить не волю как средство для какой-нибудь другой цели, а добрую волю самое по себе. Для этого непременно нужен был разум, если только природа всегда поступала целесообразно при распределении своих даров. Эта воля не может быть, следовательно, единственным и всем благом, но она должна быть высшим благом и условием для всего прочего, даже для всякого желания счастья».
Разумность человека обнаруживается не только в способности к целесо-образной деятельности, но и в том, что эта деятельность выстраивается в пер-спективе последней (высшей, совершенной) цели. Разумная рассудитель-ность поведения изначально и органично нацелена на высшее благо.
Разумное поведение является морально совершенным тогда, когда оно направлено на совершенную цель, которая считается безусловной (абсолютной) и признается в качестве высшего блага. Высшее благо – безусловно (абсолютно), оно придает осмысленность человеческой деятельности в целом, выражает ее общую позитивную направленность. С позиций биоэтического сознания высшим благом является жизнь.
Таким образом, разум, добрая воля и высшее благо являются важными критериями нравственного измерения специалиста в сфере здравоохранения.
- Глава 1 биоэтика в современном здравоохранении
- 1. Формирование биоэтического сознания специалистов
- В сфере здравоохранения
- 2. Этические основы современного законодательства в сфере охраны здоровья
- 3. Соотношение биоэтики, профессиональной этики и права
- 4. Основные этические документы международных, отечественных правительственных и неправительственных организаций
- В статье 21 Конституции рф указано:
- 5. Основные этические теории и биоэтика
- 6. Законы биоэтики
- Первый закон биоэтики. Закон благоговения перед жизнью.
- Второй закон биоэтики. Закон разумного и нравственного обоснования.
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Глава 2 принципы биоэтики
- 1. Система принципов биоэтики
- 2. Мотивационные принципы
- 3. Целеполагающие принципы
- 4. Экзистенциально-гуманистические принципы
- 5. Функциональные принципы
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Глава 3 правила биоэтики
- 1. Правила биоэтики в структуре этического анализа
- 2.Правило правдивости
- 3. Правило уважения неприкосновенности частной жизни
- 4. Правило конфиденциальности
- 5. Правило информированного согласия
- 6. Этические аспекты отказа пациента от медицинского вмешательства
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Глава 4 модели биоэтики. Традиционные и новые сферы профессиональной этики
- 1. Основные модели биоэтики
- 2. Этическая основа правового статуса пациента и работников здравоохранения
- 3. Традиционные сферы профессиональной этики (отношения с пациентами, коллегами, обществом)
- Часть iiДекларации названа «Права граждан на активность».
- 4. Новые сферы профессиональной этики (защита будущих поколений, окружающей среды, биосферы и биоразнообразия)
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Глава 5 биоэтические проблемы применения инновационных технологий
- 1. Проблематизация применения инновационных технологий
- 2. Нравственное и рациональное обоснование биомедицинских исследований
- 3. Клинические исследования лекарственных препаратов
- 4. Минимизация страданий лабораторных животных
- 5. Роль комитетов по биоэтике
- 6. Биоэтическая аргументация при рассмотрении спорных вопросов и разрешении конфликтов
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Глава 6 биоэтические проблемы реализации репродуктивных прав человека
- 1. Медицинские вмешательства в репродукцию человека
- 2. Различные подходы к применению вспомогательных репродуктивных технологий
- 3. Биоэтические проблемы контрацепции и стерилизации
- 4. Биоэтические проблемы искусственного прерывания беременности
- 5. Биоэтические аспекты сексологии
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Глава 7 биоэтические проблемы психиатрии
- 1. Специфика биоэтических проблем в психиатрии
- 2. Уважение человеческого достоинства и защита прав лиц с психическими расстройствами
- 3. Патернализм и антипатернализм в психиатрии. Антипсихиатрия
- 4. Принцип уважения автономии личности в психиатрии
- 5. Значение биоэтического правила пропорциональности в психиатрии
- 6. Определение понятия «злоупотребление психиатрией»
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Глава 8 биоэтические проблемы, связанные с инфекционными заболеваниями
- 1. Инфекционные болезни как источник социальной опасности
- 2. Биоэтические аспекты профилактики инфекционных заболеваний
- 3. Основные биоэтические проблемы, связанные с вич/спид
- 4. Спидофобия. Тестирование и скрининг
- 5. Спид как ятрогения. Профессиональный риск медработников
- Рекомендуемая литература
- Тестовые задания
- Глава 9 биоэтические проблемы трансплантации, умирания и смерти
- 1. Основные моральные дилеммы, связанные с пересадкой органов и тканей человека. Правило пропорциональности в трансплантологии
- 2. Эксперимент в трансплантологии
- 3. Донорство как альтруистическая, осознанная, добровольная жертва ближнему. Биоэтические проблемы некомпетентных доноров
- 4. Недопустимость продажи органов и тканей человека
- 5. Современная медицина и проблемы смерти. Определение момента смерти человека
- 6. Биоэтические проблемы эвтаназии
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Тестовые задания
- Эталоны ответов на тестовые задания к главе 1: 1 (1, 2, 4), 2 (2, 3, 4), 3 (3), 4 (1, 3), 5 (2).
- С о д е р ж а н и е