1.6.4. Аутотренинг
Один из самых эффективных методов для воздействия на своё душевное состояние - это аутогенная тренировка. При правильном применении она действительно эффективна, не все люди легко внушаемые, но абсолютно невнушаемых не бывает. Для того, чтобы добиться эффекта, нужно лишь использовать специальные приёмы. Аутогенная тренировка несколько уступает по силе воздействия гипнозу, однако и с помощью неё можно внушить себе очень многое. С помощью аутотренинга лечатся даже некоторые болезни. Лечебное свойство слова на первых порах кажется необычным. Слово, в силу заложенного в нём смысла, глубоко влияет на психику человека, воздействуя через неё на весь организм [28].
Для того, чтобы слово действовало с максимальной эффективностью, необходимо, чтобы мозг человека получал как можно меньше посторонних импульсов из внешней и внутренней среды. В этом случае мозг сможет полностью сосредоточиться на том, что слышит человек.
Итак, лечебное воздействие слова возрастает когда: - человек заинтересован в услышанном и сказанное для него желанно; - слова не встречают критики, сопротивления; - человек чуть-чуть взволнован, но никак не раздражён; - человек немного физически утомлён; - мышцы максимально расслаблены и потому не посылают сигналов в мозг; - снижен поток звуков и других сигналов из окружающей среды.
Отсюда следуют рекомендации, как правильно проводить аутогенную тренировку.
Импульсы от напряжённых мышц очень сильно мешают мозгу концентрироваться на произносимых словах. Поэтому, чтобы добиться максимального эффекта, необходимо научиться полностью расслаблять тело. Очень важно научиться ощущать момент наивысшего расслабления мышц [28].
Содержание произносимого текста делится на 2 части: 1. Первая часть для расслабления организма. 2. Вторая - состоит из тех слов, которыми Вы хотите зарядиться - это так называемая «Формула- цель».
В зависимости от того, с какой целью Вы проводите самовнушение Вы и подбираете соответствующие слова. Проговаривать их лучше про себя. Естественно, что словесные формулы необходимо выучить наизусть, чтобы не отвлекаться на припоминание [25].
1. Я отдыхаю. Расслабляюсь. Чувствую себя свободно и легко. Я спокоен. Я спокоен. Я спокоен. Всё тело расслаблено. Мне легко и приятно. Я отдыхаю. 2. Расслаблены мышцы правой руки. Расслаблены плечо, предплечье, кисть, пальцы. Расслаблены мышцы левой руки. Расслаблены плечо, предплечье, кисть, пальцы. Обе руки расслаблены. Они лежат неподвижные и тяжёлые. Приятное тепло проходит по рукам. Я спокоен. 3. Расслаблены мышцы правой ноги. Расслаблены мышцы бедра и голени. Расслаблены мышцы левой ноги. Расслаблены бедро и голень. Обе ноги расслаблены. Чувствую тяжесть ног. Я спокоен. Я спокоен. 4. Всё тело расслаблено. Расслаблены мышцы спины. Расслаблены плечи. Расслаблены мышцы живота. Голова лежит свободно и спокойно. 5. Всё тело расслаблено. Чувствую себя легко и непринуждённо. Мне приятно. Я отдыхаю. 6. Я отдохнул. Чувствую себя освежённым. Чувствую лёгкость во всём теле. Чувствую бодрость во всём теле. Хочется встать и начать действовать. Открываю глаза. Я полон сил и бодрости. Встаю! После этого надо быстро и энергично подняться, сделать резкий и глубокий вдох [25].
Если Вам необходимо внести изменения в собственный характер, то постарайтесь очень точно сформулировать, что Вы хотите изменить. Допустим, Вы считаете, что слишком эмоционально реагируете на различные неприятности и хотите избавиться от чрезмерной раздражительности. Затем составьте соответствующую словесную формулу-цель. Например, она может быть такой:
"Я спокоен. Что бы не происходило, я спокоен, я всегда абсолютно спокоен. Мой разум сильнее эмоций. Я всегда принимаю логически осмысленные решения. Я управляю собой и своей жизнью с помощью Интеллекта, я способен решить все проблемы". Во время аутогенных погружений проговаривайте сначала первую "расслабляющую" часть текста (пункты 1-6), а затем свою "Формулу-цель".
Можно повторить текст несколько раз. Продолжительность процедуры около 15 минут в день и до нескольких недель [25, 28].
- Кафедра физической реабилитации и здоровья человека
- Геронтологические аспекты физической реабилитации людей пожилого возраста
- Содержание
- Раздел 1. Физиология старения. Основные методы физической реабилитации 6
- Раздел 2. Материалы и методы исследования 40
- Раздел 3. Результаты исследования и их обсуждение 51
- Введение
- Раздел 1. Физиология старения. Основные методы физической реабилитации
- Основные черты процесса биологического старения
- 1.2. Возрастные функциональные изменения
- 1.2.1. Влияние старения на функции физиологических систем
- 1.1.2. Физиологическое старение и работоспособность
- Понятие адаптации, общебиологические основы
- Адаптация к физическим нагрузкам
- Основные принципы профилактики старения
- 1.6. Современные средства реабилитации направленные на профилактику старения
- Диетотерапия
- 1.6.4. Аутотренинг
- Раздел 2. Материалы и методы исследования
- 2.1. Организация исследований
- 2.2. Методы исследования функционального состояния сердечно-сосудистой системы
- 2.3. Методы исследования функционального состояния дыхательной системы
- 2.4. Определение уровня здоровья и темпов старения
- 2.5. Методика проведения антропометрических исследований
- 2.6. Организация занятий угг
- 2.7. Методика проведения лечебного массажа
- 2.8. Методика проведения процедур фито- и ароматерапии
- 2.9. Методика проведения аутогенной тренировки
- 2.10. Математическая обработка данных
- Раздел 3. Результаты исследования и их обсуждение
- 3.1. Изменение показателей функционального состояния в контрольной группе женщин
- 3.1.1. Результаты функциональной диагностики в первый день курса реабилитации
- 3.1.2.Результаты функциональной диагностики в последний день курса реабилитации
- 3.1.3. Изменение показателей функционального состояния в период курса реабилитации в контрольной группы
- 3.2. Изменение показателей функционального состояния в основной группе женщин
- 3.2.1. Результаты функциональной диагностики в первый день курса реабилитации
- 3.2.2. Результаты функциональной диагностики в последний день курса реабилитации
- 3.2.3. Изменение показателей функционального состояния в период курса реабилитации в основной группе
- 3.3. Сравнительный анализ результатов исследования в контрольной и основной группах
- Список использованных источников
- Приложения
- Критерии отбора исследуемых Контрольная группа
- Основная группа