logo
_Малышев (ИНТЕНСИВНАЯ ТЕРАПИЯ)

Каскадный принцип обучения

Каскадный принцип обучения СЛР предусматривает два уровня инструк­торов: инструктор-учитель и просто инструктор. Инструктор-учитель — это хорошо подготовленный врач, в совершенстве владеющий приемами СЛР. Просто инструктор — это может быть человек с медицинским (врач, фельдшер, медицинская сестра) или без медицинского образования, но прошедший специальную подготовку («парамедик»). Инструктор-учитель должен обучать новых инструкторов-учителей и самих инструкторов, в то время как инструктор обучает только спасателей. Каскадный принцип со­стоит в том, что один инструктор-учитель может обучать 6 новых инструк­торов-учителей за один курс. После I курса каждый сможет обучать 36 ин­структоров. В течение года каждый из 36 сможет провести 6 курсов и под­готовить до 1296 спасателей за 1 год.

Высокая оценка каскадного принципа обучения в том, что происходит быстрый рост числа обученных при минимальной затрате времени. Каж­дый инструктор работает менее 20 ч в год. Важно, чтобы программы были стандартными и ими можно было бы пользоваться длительное время.

Цель програм мы — обучение технике СЛР большого числа людей. Для лиц с медицинским образованием и студентов существует до­полнительная программа. Необходимо широко пропагандировать програм­му СЛР среди организованного населения (школы, МВД, предприятия).

Подготовка к курсу по СЛР. В идеальном случае должна быть специ­ально оборудованная учебная комната. Для обучения необходимы:

видеофильм, таблицы, плакаты;

руководство по СЛР;

руководство для самообучения (Лаердал);

полный комплект оборудования первой помощи;

учебный манекен (муляж) — 1 на 2 курсанта;

маска для вентиляции;

карты (объясняющие этапы оказания первой помощи), слайды;

сертификаты, заполненные и подписанные инструктором.

Структура курса. У каждого инструктора (как и у преподавателя меди­цинского вуза) не должно быть на курсе более 6 учеников. Курс проводит­ся 4 ч.

Рекомендуемое время для всех элементов обучения:

• введение (5 мин). Инструктор должен представиться и ознакомить курсантов с целью обучения. Желательно оценить общий уровень знаний у курсантов;

• показ видеофильма по основам СЛР (20 мин). Остальное время от­водится на практическое усвоение материала;

• инструктор демонстрирует каждый этап СЛР и после этого каждый обучающийся повторяет эти приемы. Инструктор контролирует каж­дый элемент практических занятий, от правильности выполнения приемов зависит конечный результат;

• указание на ошибки. В случае неусвоения материала назначают до­полнительные занятия;

• оценка теоретических и практических знаний. Теоретические знания оцениваются письменно. Проводится проверка практических навы­ков на манекенах и муляжах. Для этого курсанту или группе курсан­тов даются задания (например, произошла автокатастрофа, у водите­ля остановка сердца, у одного пассажира признаки асфиксии, у дру­гого — потеря сознания. Быстро сориентируйтесь в обстановке и окажите соответствующую помощь). Большое значение придается диагностике нарушений витальных функций: сознания, дыхания и кровообращения. Каждый курсант должен выполнить все элементы практической подготовки; 4 цикла СЛР. Сертификат (удостовере­ние) получают курсанты, окончившие курс;

• окончание курса — подведение итогов. Необходимо еще раз под­черкнуть, что полученные знания и практические навыки помогут окончившим курс СЛР оказать помощь любому пострадавшему.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОБУЧЕНИЯ

К основным элементам обучения относятся экстренная диагностика нару­шений витальных функций: сознания, дыхания и кровообращения, опре­деление показаний к СЛР.

Оценка сознания. Первое, что необходимо установить: в сознании ли пострадавший, реагирует ли он на вопросы и болевые ощущения? Важно указать на возможные причины потери сознания (обморок, кровотечение, интоксикация, мозговой инсульт, тепловой или солнечный удар, останов­ка сердца).

Инструктор демонстрирует на одном из курсантов, как проверить на­личие сознания (положение пострадавшего на спине, громкий вопрос, оценка произвольных или непроизвольных движений, болевых ощуще­ний).

Оценка дыхания. Следующий этап обучения — как определить, дышит ли пострадавший? Обучение экстренной диагностике нарушений дыхания:

экскурсия грудной клетки, движение воздуха у рта и носа пострадавшего. Если дыхание отсутствует, разгибают голову пострадавшего и поднимают нижнюю челюсть кверху. Демонстрируют каждый этап тройного приема. Эти приемы достаточны для того, чтобы восстановить проходимость дыха­тельных путей. На манекенах и муляжах показывают, как происходит об­струкция дыхательных путей — главная причина смерти при потере созна­ния. Нельзя подкладывать валик под голову.

Инструктор показывает все приемы на манекене и на одном из курсан­тов. Затем курсанты тренируются на манекенах. Объясняется опасность разгибания головы и движений при переломах позвоночника и шеи.

Оценка кровообращения. Задача заключается в том, чтобы быстро опре­делить работу сердца. Акцент делается на быстрое определение остановки сердца. Для этого каждый курсант должен уметь пальпировать пульс на сонных артериях, пользоваться дополнительными признаками остановки кровообращения (потеря сознания, расширение зрачков, отсутствие дыха­ния). Инструктор показывает, как определить пульс на сонных и перифе­рических артериях. Затем повторяются все пройденные элементы: оценка сознания, дыхания и кровообращения.

Дыхание способами «изо рта в рот» и «изо рта в нос». Кратко объясня­ют, что при отсутствии дыхания человек быстро погибает. Атмосферный воздух содержит О2 21 %, а выдыхаемый — 16 %, что достаточно для под­держания жизни. Инструктор показывает рисунки, на которых представле­ны способы дыхания «изо рта в рот» и «изо рта в нос»; говорит о значении соблюдения гигиенических условий реанимации; затем на манекене де­монстрирует каждый этап техники дыхания этими способами; подчеркива­ет моменты, когда дыхание может быть неэффективно; показывает, как устранить эти причины (как отсосать из ротовой полости рвотные массы, кровь или мокроту). Демонстрирует прием очистки полости рта с помо­щью пальца, обернутого платком.

Каждый обучающийся повторяет все приемы дыхательной реанима­ции. Инструктор обращает внимание на ошибки: голова недостаточно ра­зогнута назад, ноздри не закрыты, плохая герметичность между губами и ртом, недостаточный объем вдувания, неполное раздувание легких, ЧД вы­брана неправильно.

Непрямой массаж сердца. Инструктор объясняет, каким путем можно восстановить кровообращение при остановке сердца. На таблицах и муля­жах представляется расположение сердца в грудной полости, его проекция на грудину. Демонстрируется, как прижатие грудины приводит к сжатию сердца между грудиной и позвоночником и выбросу крови из сердца. Ока­зывающий помощь располагается сбоку от больного, а его руки находятся на грудной клетке больного. Показывают, как определяется точка массажа на грудине. При компрессии грудины происходит пассивная систола, при прекращении компрессии грудная клетка принимает исходную форму, давление внутри грудной клетки уменьшается и кровь вновь поступает в сердце. При каждой компрессии должна определяться отчетливая пульсо­вая волна (на манекене сигнал, подтверждающий правильность массажа). Элементы практических упражнений: правильное положение тела при массаже сердца, определение места (точки) массажа, правильное располо­жение ладоней на грудной клетке; компрессия грудины должна сжимать грудную клетку на 4—5 см, скорость массажа — 80—100 компрессий в I мин. Каждый курсант должен провести минимум две фазы массажа по 15 компрессий в каждой.

Сердечно-легочная реанимация. Теперь мы знаем, как быстро диагнос­тировать нарушение сознания, отсутствие дыхания и кровообращения. Целью этого этапа занятий является объединение всех признаков и прове­дение всего комплекса СЛР Например, из горящего здания вынесли чело­века без внешних признаков жизни, но с определяемым пульсом на сон­ной чртерии. Требуется определить необходимый порядок реанимационных мероприятий и провести их. Курсант демонстрирует разгибание голо­вы и очистку рта пострадавшего, затем проводит дыхание способом «изо рта в рот». Инструктор должен оценить правильность приемов и указать ошибки. По ходу упражнения можно усложнить задачу. Так. если больно­му нельзя провести дыхание «изо рта в рот» вследствие перелома челюсти, проводят дыхание «изо рта в нос».

Еще пример. Человек работал с электропроводкой, получил удар электротоком и находится в бессознательном состоянии. Как определить нарушения и провести необходимый комплекс реанимации? При экстрен­ной диагностике обнаружено, что больной без сознания, у него отсутствует дыхание и не пальпируется пульс на сонных артериях. Необходим весь комплекс СЛ Р. Курсант обязан быстро и без ошибок провести все этапы СЛ Р. Техника СЛР одним спасателем, производящим ИВЛ и наружный массаж сердца в соотношении 2:15. и техника СЛР двумя спасателями: ды­хание и компрессии грудной клетки в соотношении 1:5.

Инструктор подробно объясняет допущенные ошибки и демонстриру­ет все этапы СЛР. При этом не следует упускать из виду возможность ос­ложнений, регургитации, переломов ребер, утяжеления состояния в ре­зультате неправильных действий. Зачет получают только те стажеры, кото­рые выполнили все элементы программы.