Каскадный принцип обучения
Каскадный принцип обучения СЛР предусматривает два уровня инструкторов: инструктор-учитель и просто инструктор. Инструктор-учитель — это хорошо подготовленный врач, в совершенстве владеющий приемами СЛР. Просто инструктор — это может быть человек с медицинским (врач, фельдшер, медицинская сестра) или без медицинского образования, но прошедший специальную подготовку («парамедик»). Инструктор-учитель должен обучать новых инструкторов-учителей и самих инструкторов, в то время как инструктор обучает только спасателей. Каскадный принцип состоит в том, что один инструктор-учитель может обучать 6 новых инструкторов-учителей за один курс. После I курса каждый сможет обучать 36 инструкторов. В течение года каждый из 36 сможет провести 6 курсов и подготовить до 1296 спасателей за 1 год.
Высокая оценка каскадного принципа обучения в том, что происходит быстрый рост числа обученных при минимальной затрате времени. Каждый инструктор работает менее 20 ч в год. Важно, чтобы программы были стандартными и ими можно было бы пользоваться длительное время.
Цель програм мы — обучение технике СЛР большого числа людей. Для лиц с медицинским образованием и студентов существует дополнительная программа. Необходимо широко пропагандировать программу СЛР среди организованного населения (школы, МВД, предприятия).
Подготовка к курсу по СЛР. В идеальном случае должна быть специально оборудованная учебная комната. Для обучения необходимы:
видеофильм, таблицы, плакаты;
руководство по СЛР;
руководство для самообучения (Лаердал);
полный комплект оборудования первой помощи;
учебный манекен (муляж) — 1 на 2 курсанта;
маска для вентиляции;
карты (объясняющие этапы оказания первой помощи), слайды;
сертификаты, заполненные и подписанные инструктором.
Структура курса. У каждого инструктора (как и у преподавателя медицинского вуза) не должно быть на курсе более 6 учеников. Курс проводится 4 ч.
Рекомендуемое время для всех элементов обучения:
• введение (5 мин). Инструктор должен представиться и ознакомить курсантов с целью обучения. Желательно оценить общий уровень знаний у курсантов;
• показ видеофильма по основам СЛР (20 мин). Остальное время отводится на практическое усвоение материала;
• инструктор демонстрирует каждый этап СЛР и после этого каждый обучающийся повторяет эти приемы. Инструктор контролирует каждый элемент практических занятий, от правильности выполнения приемов зависит конечный результат;
• указание на ошибки. В случае неусвоения материала назначают дополнительные занятия;
• оценка теоретических и практических знаний. Теоретические знания оцениваются письменно. Проводится проверка практических навыков на манекенах и муляжах. Для этого курсанту или группе курсантов даются задания (например, произошла автокатастрофа, у водителя остановка сердца, у одного пассажира признаки асфиксии, у другого — потеря сознания. Быстро сориентируйтесь в обстановке и окажите соответствующую помощь). Большое значение придается диагностике нарушений витальных функций: сознания, дыхания и кровообращения. Каждый курсант должен выполнить все элементы практической подготовки; 4 цикла СЛР. Сертификат (удостоверение) получают курсанты, окончившие курс;
• окончание курса — подведение итогов. Необходимо еще раз подчеркнуть, что полученные знания и практические навыки помогут окончившим курс СЛР оказать помощь любому пострадавшему.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОБУЧЕНИЯ
К основным элементам обучения относятся экстренная диагностика нарушений витальных функций: сознания, дыхания и кровообращения, определение показаний к СЛР.
Оценка сознания. Первое, что необходимо установить: в сознании ли пострадавший, реагирует ли он на вопросы и болевые ощущения? Важно указать на возможные причины потери сознания (обморок, кровотечение, интоксикация, мозговой инсульт, тепловой или солнечный удар, остановка сердца).
Инструктор демонстрирует на одном из курсантов, как проверить наличие сознания (положение пострадавшего на спине, громкий вопрос, оценка произвольных или непроизвольных движений, болевых ощущений).
Оценка дыхания. Следующий этап обучения — как определить, дышит ли пострадавший? Обучение экстренной диагностике нарушений дыхания:
экскурсия грудной клетки, движение воздуха у рта и носа пострадавшего. Если дыхание отсутствует, разгибают голову пострадавшего и поднимают нижнюю челюсть кверху. Демонстрируют каждый этап тройного приема. Эти приемы достаточны для того, чтобы восстановить проходимость дыхательных путей. На манекенах и муляжах показывают, как происходит обструкция дыхательных путей — главная причина смерти при потере сознания. Нельзя подкладывать валик под голову.
Инструктор показывает все приемы на манекене и на одном из курсантов. Затем курсанты тренируются на манекенах. Объясняется опасность разгибания головы и движений при переломах позвоночника и шеи.
Оценка кровообращения. Задача заключается в том, чтобы быстро определить работу сердца. Акцент делается на быстрое определение остановки сердца. Для этого каждый курсант должен уметь пальпировать пульс на сонных артериях, пользоваться дополнительными признаками остановки кровообращения (потеря сознания, расширение зрачков, отсутствие дыхания). Инструктор показывает, как определить пульс на сонных и периферических артериях. Затем повторяются все пройденные элементы: оценка сознания, дыхания и кровообращения.
Дыхание способами «изо рта в рот» и «изо рта в нос». Кратко объясняют, что при отсутствии дыхания человек быстро погибает. Атмосферный воздух содержит О2 21 %, а выдыхаемый — 16 %, что достаточно для поддержания жизни. Инструктор показывает рисунки, на которых представлены способы дыхания «изо рта в рот» и «изо рта в нос»; говорит о значении соблюдения гигиенических условий реанимации; затем на манекене демонстрирует каждый этап техники дыхания этими способами; подчеркивает моменты, когда дыхание может быть неэффективно; показывает, как устранить эти причины (как отсосать из ротовой полости рвотные массы, кровь или мокроту). Демонстрирует прием очистки полости рта с помощью пальца, обернутого платком.
Каждый обучающийся повторяет все приемы дыхательной реанимации. Инструктор обращает внимание на ошибки: голова недостаточно разогнута назад, ноздри не закрыты, плохая герметичность между губами и ртом, недостаточный объем вдувания, неполное раздувание легких, ЧД выбрана неправильно.
Непрямой массаж сердца. Инструктор объясняет, каким путем можно восстановить кровообращение при остановке сердца. На таблицах и муляжах представляется расположение сердца в грудной полости, его проекция на грудину. Демонстрируется, как прижатие грудины приводит к сжатию сердца между грудиной и позвоночником и выбросу крови из сердца. Оказывающий помощь располагается сбоку от больного, а его руки находятся на грудной клетке больного. Показывают, как определяется точка массажа на грудине. При компрессии грудины происходит пассивная систола, при прекращении компрессии грудная клетка принимает исходную форму, давление внутри грудной клетки уменьшается и кровь вновь поступает в сердце. При каждой компрессии должна определяться отчетливая пульсовая волна (на манекене сигнал, подтверждающий правильность массажа). Элементы практических упражнений: правильное положение тела при массаже сердца, определение места (точки) массажа, правильное расположение ладоней на грудной клетке; компрессия грудины должна сжимать грудную клетку на 4—5 см, скорость массажа — 80—100 компрессий в I мин. Каждый курсант должен провести минимум две фазы массажа по 15 компрессий в каждой.
Сердечно-легочная реанимация. Теперь мы знаем, как быстро диагностировать нарушение сознания, отсутствие дыхания и кровообращения. Целью этого этапа занятий является объединение всех признаков и проведение всего комплекса СЛР Например, из горящего здания вынесли человека без внешних признаков жизни, но с определяемым пульсом на сонной чртерии. Требуется определить необходимый порядок реанимационных мероприятий и провести их. Курсант демонстрирует разгибание головы и очистку рта пострадавшего, затем проводит дыхание способом «изо рта в рот». Инструктор должен оценить правильность приемов и указать ошибки. По ходу упражнения можно усложнить задачу. Так. если больному нельзя провести дыхание «изо рта в рот» вследствие перелома челюсти, проводят дыхание «изо рта в нос».
Еще пример. Человек работал с электропроводкой, получил удар электротоком и находится в бессознательном состоянии. Как определить нарушения и провести необходимый комплекс реанимации? При экстренной диагностике обнаружено, что больной без сознания, у него отсутствует дыхание и не пальпируется пульс на сонных артериях. Необходим весь комплекс СЛ Р. Курсант обязан быстро и без ошибок провести все этапы СЛ Р. Техника СЛР одним спасателем, производящим ИВЛ и наружный массаж сердца в соотношении 2:15. и техника СЛР двумя спасателями: дыхание и компрессии грудной клетки в соотношении 1:5.
Инструктор подробно объясняет допущенные ошибки и демонстрирует все этапы СЛР. При этом не следует упускать из виду возможность осложнений, регургитации, переломов ребер, утяжеления состояния в результате неправильных действий. Зачет получают только те стажеры, которые выполнили все элементы программы.
- Оглавление
- Раздел III. Шок. .............................................. 125
- Часть III. Первая помощь
- Часть I интенсивная терапия
- Раздел I
- Глава 1
- Внешнее дыхание и функции легких
- Дыхательная функция легких
- И патофизиологические механизмы
- Гипоксемии и гиперкапнии
- Нормальные величины функциональных проб легких
- Недыхательные функции легких
- Методы исследования внешнего дыхания
- Глава 2 острые нарушения дыхания
- Глава 3 респираторная терапия
- Глава 4 Искусственная вентиляция легких
- Глава 5
- Заболевания, приводящие к обструкции верхних дыхательных путей
- Острая обструкция нижних дыхательных путей
- Глава 6
- Глава 7
- Поддерживающие дозы эуфиллина
- Глава 8
- Глава 9
- Раздел II
- Глава 10
- Распределение объемов крови в организме
- Классификация типов гемодинамики
- Глава 11
- Острая левожелудочковая и правожелудочковая недостаточность
- Глава 12
- Препараты с положительным инотропным действием
- Другие препараты, применяемые для лечения шока и сердечной недостаточности
- Глава 13
- Отек легких при изменениях коллоидно-осмотического давления
- Отек легких при повышенной проницаемости сосудистой стенки
- Глава 14
- Раздел III
- Глава 15
- Глава 16
- Гемодинамика при гиповолемическом шоке
- Доставка кислорода к тканям в зависимости от степени кровопотери и гемодинамической компенсации
- Алгоритмы первичного возмещения кровопотери (мужчина средних лет, масса тела 70 кг, кровопотеря 20,30 и 50 % оцк)
- Глава 17
- Шкала sofa [Vincent j.L. Et al., 1996]
- Глава 18
- Некоторые медиаторы анафилактической реакции
- Раздел IV
- Глава 19
- Секторальное распределение воды в организме человека
- Осмолярность и коллоидно-осмотическое давление
- Концентрация компонентов плазмы и создаваемое ими осмотическое давление
- Ионный и молярный состав жидкостей тела
- Почечная регуляция водно-электролитного равновесия
- Основная роль ионов
- Содержание катионов и анионов в организме человека
- Эквивалентные отношения некоторых химических соединений
- Глава 20 дисбаланс жидкости и электролитов
- Клинические и лабораторные признаки нарушений баланса воды и электролитов
- Виды нарушений баланса воды и электролитов
- Нарушение осмолярности (гипо- и гиперосмолярные состояния)
- Нарушения коллоидно-осмотического давления плазмы
- Зависимость коллоидно-осмотического давления от концентрации общего белка плазмы
- Нарушения баланса электролитов
- Острая почечная недостаточность
- Глава 21 кислотно-основное состояние
- Буферные системы
- Первичные изменения параметров кос и компенсаторные реакции
- Определение первичного нарушения кос
- Анионная разница [по п. Марино, 1998]
- Глава 22 нарушения кислотно-основного состояния
- Острый дыхательный ацидоз
- Хронический дыхательный ацидоз
- Острый дыхательный алкалоз
- Хронический дыхательный алкалоз
- Метаболический ацидоз
- Лактат-ацидоз
- Акладка: проверить ф-лу
- Кетоацидоз
- Применение раствора калия
- Алкогольный кетоацидоз
- Метаболический алкалоз
- Глава 23 реологические свойства крови и их нарушения при интенсивной терапии
- Факторы, влияющие на вязкость крови
- Норма вязкости крови при ротационной вискозиметрии
- Глава 24 диссеминированное внутрисосудистое свертывание (двс-синдром)
- Раздел V
- Инфузионная терапия и парентеральное питание
- Глава 25
- Инфузионные среды
- Аутогенные коллоидные растворы
- Кристаллоидные растворы
- Замещающие растворы
- Базисные растворы
- Корригирующие растворы
- Концентраты электролитов (молярные растворы)
- Содержание электролитов и осмотическая концентрация некоторых растворов [по я.А. Жизневскому, 1994]
- Осмодиуретики
- Детоксикационные растворы
- Инфузионные растворы полифункционального действия
- Новые плазмозаменители
- Инфузионные растворы
- Глава 26 основы инфузионной терапии
- Потеря воды и электролитов в биологических жидкостях
- Проведение инфузионной терапии
- Пути введения инфузионных растворов
- Катетеризация вен и артерий
- Базисная инфузионная терапия
- Корригирующая инфузионная терапия
- Корригирующая инфузионная терапия при некоторых нарушениях [по в. Хартигу 1982].
- Интенсивная терапия осмолярных и объемных нарушений
- Гиперосмолярный синдром, обусловленный гипернатриемией.
- Корригирующая терапия при метаболическом алкалозе
- Корригирующая терапия при метаболическом ацидозе
- Осложнения инфузионной терапии
- Глава 27 инфузионная терапия в хирургической клинике предоперационный период
- Операционный период (управление водно-электролитным балансом во время операции)
- Инфузионная терапия в операционном периоде
- Осложнения интраоперационной инфузионной терапии
- Послеоперационный период (интерпретация водно-электролитного дисбаланса и корригирующая терапия)
- Преренальные нарушения в сравнении с тубулярным некрозом (по Рендал)
- Изменения метаболизма в послеоперационном периоде
- Перитонит
- Кишечная непроходимость
- Острый панкреатит
- Глава 28 парентеральное питание
- Энергетический баланс
- Азотистый баланс
- Потребность организма в белке
- Источники энергии
- Определение дозы инсулина, необходимой для введения при парентеральном питании [по п. Марине, 1998]
- Концентрация глюкостерила и скорость введения
- Состав 1 л липовеноза
- Жировые эмульсии
- Источники аминного азота. Аминокислотные смеси и белковые гидролизаты
- Рациональные программы парентерального питания
- Вариант полного парентерального питания
- Особенности парентерального питания при различных заболеваниях
- Непереносимость питательных веществ
- Потребность в жидкости
- Электролиты
- Микроэлементы
- Примерные суточные дозы микроэлементов для больного, находящегося в отделении интенсивной терапии
- Витамины
- Рекомендуемые суточные дозы витаминов
- Раздел VI интенсивная терапия болевого синдрома и нарушений сознания
- Глава 29
- Боль, болевой синдром, психологический стресс и фармакотерапия
- Принципы обезболивающей терапии
- Методы оценки болевых ощущений у пациентов в отделении реанимации и блока интенсивной терапии
- Психологический и эмоциональный стресс
- Глава 30 обморок, делирий, кома обморок
- Эпилептические припадки
- Спутанность сознания и делирий
- Коматозные состояния
- Алгоритмы реанимационных мероприятий
- Общая стратегия защиты головного мозга (по в. Фитч, 1995)
- Раздел VII анатомо-топографические основы в практике врача отделения интенсивной терапии и реанимации
- Глава 31 клиническая анатомия в практике отделения интенсивной терапии
- Приблизительные размеры эндотрахеальных трубок для лиц различного возраста
- Часть II реанимация
- Глава 32
- Сердечно-легочная реанимация
- Основные мероприятия слр
- Устранение обструкции дыхательных путей инородным телом
- Искусственная вентиляция легких
- Наружный массаж сердца
- Контроль за эффективностью слр
- Специализированные реанимационные мероприятия
- Алгоритм при фибрилляции желудочков (по к. Гроер, д. Кавалларо)
- (По к.Гроер, д.Кавалларо)
- Асистолия
- Синусовая брадикардия
- Атриовентрикулярная блокада или медленный идиовентрикулярный ритм с артериальной гипотензией
- Особенности сердечно-легочной реанимации у детей
- Постреанимационный период
- Глава 33 новые принципы реанимации
- Лекарственная терапия при остановке сердца
- Электрическая дефибрилляция сердца
- Прекордиальный удар
- Глава 34 программа обучения по сердечно-легочной реанимации
- Каскадный принцип обучения
- Дополнительные элементы обучения для студентов медицинских институтов
- Часть III первая помощь
- Глава 35
- Общие принципы оказания первой помощи
- Искусственная вентиляция легких
- Глава 36 первая помощь при несчастных случаях и террористических актах
- Первая медицинская помощь при тяжелых травмах различной этиологии
- Поражение ударной волной
- Автоаварии
- Поражение электрическим током
- Глава 37 первая помощь при отравлениях
- Методы детоксикационной терапии
- I. Методы стимуляции естественных процессов очищения организма Стимуляция выведения
- II. Антидотная (фармакологическая) детоксикация.
- III. Методы искусственной физико-химической детоксикации.
- Отравление окисью углерода и бытовым газом
- Отравление барбитуратами
- Острые отравления алкоголем и его суррогатами
- Острое отравление метиловым спиртом
- Острое отравление этиленгликолем
- Отравления фосфорорганическими соединениями
- Внутривенное введение лекарственных средств при возбуждении больного в отделении интенсивной терапии [Fricchione g., Kohane d.S., Daly r., Todres d 1998]
- Оценка возраста