12. Первая медицинская помощь при нарушении функционального состояния дыхательной системы (инородное тело, истинный и ложный круп).
Первая помощь при возникновении ложного крупа. Круп – синдром, характеризующийся хриплым голосом, лающим кашлем и затрудненным дыханием. Круп развивается вследствие воспалительного процесса слизистой оболочки гортани и трахеи. Различают истинный и ложный круп. Истинный круп развивается при воспалительном процессе в гортани, обусловленном только возбудителем дифтерии. На сегодняшний день данная форма встречается крайне редко.
Первая медицинская помощь. Горячие ручные и ножные ванны, но лучше ребенка посадить в теплую ванну, а рядом поставить кастрюлю с горячим содовым раствором для ингаляции. Можно наложить горчичники на грудь и гортань и дать таблетку антигистаминного (противоаллергического) средства. Вызвать «скорую помощь».
Истинный круп — это воспаление гортани, вызванное возбудителем дифтерии, при котором образуются плотные, закрывающие ее просвет пленки. Часто одновременно поражается глотка. Симптомы истинного крупа развиваются постепенно при нерезко выраженных признаках интоксикации. Вначале появляется влажный кашель, который усиливается и становится «лающим», затем присоединяется нарастающая осиплость голоса. Через 1—3 суток кашель становится беззвучным, голос исчезает, появляется затруднение вдоха (шумное дыхание с втяжением уступчивых мест грудной клетки на вдохе). Это состояние продолжается 1—3 суток, затем при отсутствии лечения дыхательные нарушения усиливаются, возникают синюшность кожи, беспокойство ребенка, дыхание становится поверхностным и останавливается. Пульс замедляется, сердечная деятельность прекращается.
При появлении первых симптомов истинного крупа нужно немедленно вызвать скорую помощь и госпитализировать ребенка. Спасти его жизнь можно только при своевременном введении противодифтерийной сыворотки. В поздних стадиях заболевания (резкое нарушение дыхания, сопровождающееся беспокойством и синюшностью кожи, остановка дыхания) для восстановления проходимости дыхательных путей врач производит разрез гортани и вводит через него канюлю (трубочку), иногда специальную трубку вводят в гортань через рот (интубация трахеи).
Инородные тела верхних дыхательных путей.
Причины: попадание инородных тел в верхние дыхательные пути. В соответствии с рекомендациями Европейского совета по реанимации и Национального совета по реанимации России, выделяют закупорки верхних дыхательных путей инородным телом умеренной и тяжелой степени.
•При закупорке умеренной степени предложите пострадавшему покашлять. Более ничего не предпринимайте!
•При закупорке тяжёлой степени предпринять меры по удалению инородного тела. Для этого необходимо сделать следующее:
1. Встаньте сбоку и немного сзади пострадавшего.
2. Придерживая грудную клетку пациента одной рукой, другой наклоните его вперёд, чтобы в случае смещения инородного тела оно попало в рот пострадавшего, а не опустилось ниже в дыхательные пути.
3. Нанесите 5 резких ударов между лопатками основанием ладони.
4. Проверяйте после каждого удара, не удалось ли устранить обструкцию.
5. Если после 5 ударов обструкция не устранена - сделайте 5 попыток надавливания на живот следующим образом (метод или прием Геймлиха):
- Встаньте позади пострадавшего, обхватите его сзади обеими руками на уровне верхней половины живота.
- Наклоните пострадавшего вперед.
- Сожмите руку в кулак, поместите его посередине между пупком и мечевидным отростком грудины.
- Обхватите кулак другой рукой и резко надавите на живот пострадавшего в направлении внутрь и кверху.
- Повторите этот метод при необходимости до 5 раз.
Если удалить инородное тело не удалось, продолжайте попытки его удаления, перемежая удары по спине с приёмом Геймлиха по 5 раз.
Если пострадавший потерял сознание – начните сердечно-лёгочную реанимацию в объеме компрессий грудной клетки и искусственной вентиляции легких.
Особенностью оказания первой помощи при инородных телах верхних дыхательных путей у тучных или беременных является то, что у них метод Геймлиха не осуществляется. Вместо него проводятся толчки в грудь.
- 1. Понятие о здоровье человека. Определение здоровья, признаки и критерии здоровья.
- 2. Показатели индивидуального и общественного здоровья.
- 3.Здоровье в России по возрастным группам
- 4.Факторы, влияющие на здоровье населения. Значение образа жизни в сохранении здоровья. Роль учителя в формировании здоровья учащихся.
- 4.Факторы, влияющие на здоровье населения. Значение образа жизни в сохранении здоровья. Роль учителя в формировании здоровья учащихся.
- 5.Виды и признаки неотложных состояний. Причины и факторы, их вызывающие. Виды медицинской помощи.
- 6.Основные принципы оказания первой медицинской помощи
- 7.Основы реанимации. Реанимация как наука об оживлении организма.
- 8 Способы восстановления деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
- 9. Первая медицинская помощь при острой сосудистой недостаточности (обморок, коллапс, шок).
- 10. Первая медицинская помощь при сердечно-сосудистой недостаточности (стенокардия, инфаркт миокарда).
- 11. Первая медицинская помощь при гипертоническом кризе, инсульте.
- 12. Первая медицинская помощь при нарушении функционального состояния дыхательной системы (инородное тело, истинный и ложный круп).
- 13. Первая медицинская помощь при приступе бронхиальной астмы.
- 14. Травмы. Причины, признаки, виды травм. Принципы оказания первой медицинской помощи. Профилактика детского травматизма.
- 15. Раны. Виды ран. Оказание первой медицинской помощи.
- 16. Кровотечения. Виды кровотечений. Первая медицинская помощь при капиллярном и венозном кровотечениях.
- 17. Первая медицинская помощь при артериальном кровотечении.
- 18. Ожоги. Первая медицинская помощь в зависимости от причин и степени повреждений. Понятие об ожоговой болезни.
- 19.Обморожения. Степени и первая медицинская помощь. Понятие об озноблении.
- 20. Первая медицинская помощь при укусах животных и ужалениях насекомыми. Первая медицинская помощь при поражении электрическим током.
- 21.Понятие о микробиологии, иммунологии, эпидемиологии.
- 22.Инфекционные заболевания. Особенности распространения. Профилактика. Понятие о карантине и обсервации.
- 23. Показания и противопоказания к назначению тепловых и холодовых процедур (постановка горчичников, банок, компрессов).
- 24. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема.
- 25. Здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса.