25. Здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса.
Учебно-воспитательным процессом называется целостный процесс развития личности ребенка. Он включает в себя не только образование как передачу некоторых знаний от одного поколения к другому, но и полноценное развитие нравственной стороны личности, выработку определенных правил и норм поведения.
Важно также помнить, что полноценное и целостное развитие ребенка невозможно, если ребенок болен или страдает физическими недугами. Поэтому к числу функций учебно-воспитательного процесса необходимо отнести и здоровьесберегающую функцию. Выполнение этой функции должно включать в себя ряд мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса. Среди таких мер можно выделить следующие.
1. Организация условий для нормального прохождения учебно-воспитательного процесса. Данная мера включает в себя наличие специализированных для проведения учебных занятий помещений, создание в них оптимальных условий (температурный режим, освещенность и др.), наличие удобной классной мебели (не портящей осанку ученика).
2. Соблюдение в учебном учреждении необходимых санитарно-гигиенических норм и правил (регулярная влажная уборка всех помещений, профилактический осмотр всех сотрудников и др.).
3. Организация правильного питания учащихся в период нахождения в учебном учреждении: наличие специальных заведений (столовых, кафе), постоянный контроль за качеством исходных и конечных продуктов, строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм.
4. Регулярное проведение специальных занятий, цель которых привить школьникам правила и нормы личной гигиены, основные правила безопасности жизнедеятельности, а также научить элементарным приемам оказания первой медицинской помощи.
Воспитание здорового школьника должно стать составной частью общего воспитания учащихся. Следовательно, здоровьесберегающая функция учебного процесса ложится не только на плечи учителя-предметника, но и всего педагогического коллектива школы – от вахтера до директора.
- 1. Понятие о здоровье человека. Определение здоровья, признаки и критерии здоровья.
- 2. Показатели индивидуального и общественного здоровья.
- 3.Здоровье в России по возрастным группам
- 4.Факторы, влияющие на здоровье населения. Значение образа жизни в сохранении здоровья. Роль учителя в формировании здоровья учащихся.
- 4.Факторы, влияющие на здоровье населения. Значение образа жизни в сохранении здоровья. Роль учителя в формировании здоровья учащихся.
- 5.Виды и признаки неотложных состояний. Причины и факторы, их вызывающие. Виды медицинской помощи.
- 6.Основные принципы оказания первой медицинской помощи
- 7.Основы реанимации. Реанимация как наука об оживлении организма.
- 8 Способы восстановления деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
- 9. Первая медицинская помощь при острой сосудистой недостаточности (обморок, коллапс, шок).
- 10. Первая медицинская помощь при сердечно-сосудистой недостаточности (стенокардия, инфаркт миокарда).
- 11. Первая медицинская помощь при гипертоническом кризе, инсульте.
- 12. Первая медицинская помощь при нарушении функционального состояния дыхательной системы (инородное тело, истинный и ложный круп).
- 13. Первая медицинская помощь при приступе бронхиальной астмы.
- 14. Травмы. Причины, признаки, виды травм. Принципы оказания первой медицинской помощи. Профилактика детского травматизма.
- 15. Раны. Виды ран. Оказание первой медицинской помощи.
- 16. Кровотечения. Виды кровотечений. Первая медицинская помощь при капиллярном и венозном кровотечениях.
- 17. Первая медицинская помощь при артериальном кровотечении.
- 18. Ожоги. Первая медицинская помощь в зависимости от причин и степени повреждений. Понятие об ожоговой болезни.
- 19.Обморожения. Степени и первая медицинская помощь. Понятие об озноблении.
- 20. Первая медицинская помощь при укусах животных и ужалениях насекомыми. Первая медицинская помощь при поражении электрическим током.
- 21.Понятие о микробиологии, иммунологии, эпидемиологии.
- 22.Инфекционные заболевания. Особенности распространения. Профилактика. Понятие о карантине и обсервации.
- 23. Показания и противопоказания к назначению тепловых и холодовых процедур (постановка горчичников, банок, компрессов).
- 24. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема.
- 25. Здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса.