Типы высшей нервной деятельности. Сигнальные системы
Формирование типов высшей нервной деятельности зависит от силы процессов возбуждения и торможения, их равновесия и изменчивости (подвижности). На основе этих признаков различают четыре типа высшей нервной деятельности: 1) сильный неуравновешенный (возбуждение преобладает над торможением); 2) сильный уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов; 3) сильный уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов и 4) слабый, с недостаточным развитием возбуждения и торможения.
У человека первый тип соответствует сангвиническому типу (условные рефлексы быстро возникают, легко угасают и восстанавливаются). При этом возбуждение быстро сменяется торможением и наоборот. Люди с таким типом высшей нервной деятельности отличаются живым темпераментом, выразительной мимикой, хорошим поведением и т. д.
Второй тип — флегматический (условные рефлексы образуются быстро, закрепляются, имеют сильные тормозные реакции). Люди такого типа ведут себя спокойно, ровно, речь их без резких выразительных эмоций и др.
Третий тип — холерический, сильный, повышенно возбудимый, неуравновешенный. Условные рефлексы образуются медленно, слабые. Человек с этим типом нервной системы высокоэмоциональный, легковозбудимый, запальчивый.
Четвертый тип — меланхолический, слабый, со сниженной возбудимостью, с медленным формированием условных реакций. Люди с меланхолическим типом нервной системы быстро устают, речь их тихая, бедная словами, они часто страдают невротическими реакциями и неврозами.
Первая сигнальная система обеспечивает восприятие конкретных раздражителей (звук, химические и физические факторы и др.) внешней среды, их анализ и синтез корой головного мозга. Она свойственна как человеку, так и животному
Вторая сигнальная система возникла в процессе трудовой деятельности, общественных отношений и формирования нервных функций мозга: восприятия и произношения слов, мимики, жестов, их понимания. При этом словесная сигнализация, речь, язык являются главнейшими средствами отношений между людьми. Таким образом, вторая сигнальная система играет важную роль в обучении человека. Изменение социальной среды влечет за собой и изменения в формировании второй сигнальной системы.
- Н. И. Федюкович
- Анатомия
- И физиология
- Человека
- Предисловие
- Введение
- Краткая история развития анатомии и физиологии
- Методы исследований
- Вопросы для самоконтроля
- Клетки и ткани Клетки
- Эпителиальная ткань
- Соединительная ткань
- Зависимость группы крови от наличия в ней агглютиногенов эритроцитов и агглютининов плазмы
- Мышечная ткань
- Нервная ткань
- Органы и системы органов. Организм как единое целое
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Кости и их соединения
- Строение костей
- Соединение костей
- Скелет туловища
- Скелет головы
- Скелет конечностей
- Кости верхней конечности
- Кости нижней конечности
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Мышечная система
- Строение мышц
- Классификация мышц
- Форма мышц в зависимости от расположения мышечных волокон к сухожилию
- Вспомогательный аппарат и работа мышц
- Мышцы и фасции туловища
- Мышцы и фасции головы и шеи
- Мышцы и фасции верхней конечности
- Мышцы и фасции нижней конечности
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Внутренние органы
- Пищеварительная система
- Полость рта
- Железы рта
- Пищевод
- Желудок
- Тонкая кишка
- Толстая кишка
- Печень. Желчный пузырь
- Поджелудочная железа
- Полость живота и брюшина
- Физиология пищеварения
- Регуляция пищеварения
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Дыхательная система
- Полость носа
- Гортань
- Трахея и бронхи
- Плевра и средостение
- Физиология дыхания
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Мочеполовой аппарат
- Мочеточники
- Мочевой пузырь
- Мочеиспускательный канал
- Физиология почек
- Мужские половые органы
- Женские половые органы
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Обмен веществ и энергии
- Белковый обмен
- Углеводный обмен
- Липидный обмен
- Водный и минеральный обмен
- Витамины
- Образование и расход энергии
- Зависимость между величинами дыхательного коэффициента и энергией окисления
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Задания
- Железы внутренней секреции
- Гипофиз и эпифиз
- Щитовидная и паращитовидная железы. Вилочковая железа
- Надпочечник
- Эндокринная часть поджелудочной железы
- Эндокринная часть половых желез
- Регуляция желез внутренней секреции
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Сердечно-сосудистая система
- Сосуды малого круга кровообращения
- Сосуды большого круга кровообращения
- Ветви дуги аорты
- Ветви грудной части аорты
- Ветви брюшной части аорты
- Вены большого круга кровообращения
- Система вен сердца
- Система верхней полой вены
- Система нижней полой вены
- Система воротной вены
- Лимфатическая система
- Кроветворные органы
- Физиология сердечно - сосудистой и лимфатической систем
- Регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы
- Образование, состав и своийства лимфы
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Нервная система
- Центральная нервная система
- Спинной мозг
- Головной мозг
- Периферическая нервная система
- Черепные нервы
- Спинномозговые нервы
- Вегетативная (автономная) нервная система
- Влияние симпатических и парасимпатических нервов на функции органов (по п. И. Лобко с соавт., 1988)
- Морфологические различия симпатической и парасимпатической частей вегетативной нервной системы (по п. И. Лобко с соавт., 1988)
- Симпатическая часть вегетативной (автономной) нервной системы
- Парасимпатическая часть вегетативной (автономной) нервной системы
- Физиология нервно-мышечной системы
- Физиология центральной нервной системы
- Условные и безусловные рефлексы
- Типы высшей нервной деятельности. Сигнальные системы
- Физиология сна
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Органы чувств
- Орган зрения
- Орган слуха и равновесия
- Орган вкуса
- Орган обоняния
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Приложения
- 3.Номограмма для формулы Рида
- Литература
- Федюкович Николай Иванович анатомия и физиология человека