Углеводный обмен
В организме человека до 60 % энергии удовлетворяется за счет углеводов. Вследствие этого энергообмен мозга почти исключительно осуществляется глюкозой. Углеводы выполняют и пластическую функцию. Они входят в состав сложных клеточных структур (гликопептиды, гликопротеины, гликолипиды, липополисахариды и др.). Углеводы делятся на простые и сложные. Последние при расщеплении в пищеварительном тракте образуют простые моноса-хариды, которые затем из кишечника поступают в кровь. В организм углеводы поступают главным образом с растительной пищей (хлеб, овощи, крупы, фрукты) и откладываются в основном в виде гликогена в печени, мышцах. Количество гликогена в организме взрослого человека составляет около 400 г. Однако эти запасы легко истощаются и используются главным образом для неотложных потребностей энергообмена.
Процесс образования и накопления гликогена регулируется гормоном поджелудочной железы инсулином. Процесс расщепления гликогена до глюкозы происходит под влиянием другого гормона поджелудочной железы — глюкагона.
Содержание глюкозы в крови, а также запасы гликогена регулируются и центральной нервной системой. Нервное воздействие от центров углеводного обмена поступает к органам по вегетативной нервной системе. В частности, импульсы, идущие от центров по симпатическим нервам, непосредственно усиливают расщепление гликогена в печени и мышцах, а также выделение из надпочечников адреналина. Последний способствует преобразованию гликогена в глюкозу и усиливает окислительные процессы в клетках. В регуляции углеводного обмена также принимают участие гормоны коры надпочечников, средней доли гипофиза и щитовидной железы.
Оптимальное количество углеводов в сутки составляет около 500 г, но эта величина в зависимости от энергетических потребностей организма может значительно изменяться. Необходимо учитывать, что в организме процессы обмена углеводов, жиров и белков взаимосвязаны, возможны их преобразования в определенных границах. Дело в том, что межуточный обмен углеводов, белков и жиров образует общие промежуточные вещества для всех обменов. Основным же продуктом обмена белков, жиров и углеводов является ацетилкоэнзим А. При его помощи обмен белков, жиров и углеводов сводится к циклу трикарбоновых кислот, в котором в результате окисления высвобождается около 70 % всей энергии превращений.
Конечные продукты обмена веществ составляют незначительное количество простых соединений. Азот выделяется в виде азотсодержащих соединений (главным образом мочевина и аммиак), углерод — в виде СО2, водород — в виде Н2О.
- Н. И. Федюкович
- Анатомия
- И физиология
- Человека
- Предисловие
- Введение
- Краткая история развития анатомии и физиологии
- Методы исследований
- Вопросы для самоконтроля
- Клетки и ткани Клетки
- Эпителиальная ткань
- Соединительная ткань
- Зависимость группы крови от наличия в ней агглютиногенов эритроцитов и агглютининов плазмы
- Мышечная ткань
- Нервная ткань
- Органы и системы органов. Организм как единое целое
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Кости и их соединения
- Строение костей
- Соединение костей
- Скелет туловища
- Скелет головы
- Скелет конечностей
- Кости верхней конечности
- Кости нижней конечности
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Мышечная система
- Строение мышц
- Классификация мышц
- Форма мышц в зависимости от расположения мышечных волокон к сухожилию
- Вспомогательный аппарат и работа мышц
- Мышцы и фасции туловища
- Мышцы и фасции головы и шеи
- Мышцы и фасции верхней конечности
- Мышцы и фасции нижней конечности
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Внутренние органы
- Пищеварительная система
- Полость рта
- Железы рта
- Пищевод
- Желудок
- Тонкая кишка
- Толстая кишка
- Печень. Желчный пузырь
- Поджелудочная железа
- Полость живота и брюшина
- Физиология пищеварения
- Регуляция пищеварения
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Дыхательная система
- Полость носа
- Гортань
- Трахея и бронхи
- Плевра и средостение
- Физиология дыхания
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Мочеполовой аппарат
- Мочеточники
- Мочевой пузырь
- Мочеиспускательный канал
- Физиология почек
- Мужские половые органы
- Женские половые органы
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Обмен веществ и энергии
- Белковый обмен
- Углеводный обмен
- Липидный обмен
- Водный и минеральный обмен
- Витамины
- Образование и расход энергии
- Зависимость между величинами дыхательного коэффициента и энергией окисления
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Задания
- Железы внутренней секреции
- Гипофиз и эпифиз
- Щитовидная и паращитовидная железы. Вилочковая железа
- Надпочечник
- Эндокринная часть поджелудочной железы
- Эндокринная часть половых желез
- Регуляция желез внутренней секреции
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Сердечно-сосудистая система
- Сосуды малого круга кровообращения
- Сосуды большого круга кровообращения
- Ветви дуги аорты
- Ветви грудной части аорты
- Ветви брюшной части аорты
- Вены большого круга кровообращения
- Система вен сердца
- Система верхней полой вены
- Система нижней полой вены
- Система воротной вены
- Лимфатическая система
- Кроветворные органы
- Физиология сердечно - сосудистой и лимфатической систем
- Регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы
- Образование, состав и своийства лимфы
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Нервная система
- Центральная нервная система
- Спинной мозг
- Головной мозг
- Периферическая нервная система
- Черепные нервы
- Спинномозговые нервы
- Вегетативная (автономная) нервная система
- Влияние симпатических и парасимпатических нервов на функции органов (по п. И. Лобко с соавт., 1988)
- Морфологические различия симпатической и парасимпатической частей вегетативной нервной системы (по п. И. Лобко с соавт., 1988)
- Симпатическая часть вегетативной (автономной) нервной системы
- Парасимпатическая часть вегетативной (автономной) нервной системы
- Физиология нервно-мышечной системы
- Физиология центральной нервной системы
- Условные и безусловные рефлексы
- Типы высшей нервной деятельности. Сигнальные системы
- Физиология сна
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Органы чувств
- Орган зрения
- Орган слуха и равновесия
- Орган вкуса
- Орган обоняния
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Приложения
- 3.Номограмма для формулы Рида
- Литература
- Федюкович Николай Иванович анатомия и физиология человека