Методы исследований
Для изучения строения тела человека и его функций пользуются различными методами исследований. Для изучения морфологических особенностей человека выделяют две группы методов. Первая группа применяется для изучения строения организма человека на трупном материале, а вторая — на живом человеке.
В первую группу входят:
1) метод рассечения с помощью простых инструментов (скальпель, пинцет, пила и др.) — позволяет изучать. строение и топографию органов;
2) метод вымачивания трупов в воде или в специальной жидкости продолжительное время для выделения скелета, отдельных костей для изучения их строения;
3) метод распиливания замороженных трупов — разработан Н. И. Пироговым, позволяет изучать взаимоотношения органов в отдельно взятой части тела;
4) метод коррозии — применяется для изучения кровеносных сосудов и других трубчатых образований во внутренних органах путем заполнения их полостей затвердевающими веществами (жидкий металл, пластмассы), а затем разрушением тканей органов при помощи сильных кислот и щелочей, после чего остается слепок от налитых образований;
5) инъекционный метод — заключается в введении в органы, имеющие полости, красящих веществ с последующим осветлением паренхимы органов глицерином, метиловым спиртом и др. Широко применяется для исследования кровеносной и лимфатической систем, бронхов, легких и др.;
6) микроскопический метод — используют для изучения структуры органов при помощи приборов, дающих увеличенное изображение. Ко второй группе относятся:
1) рентгенологический метод и его модификации (рентгеноскопия, рентгенография, ангиография, лимфография, рентгенокимография и др.) — позволяет изучать структуру органов, их топографию на живом человеке в разные периоды его жизни;
2) соматоскопический (визуальный осмотр) метод изучения тела человека и его частей — используют для определения формы грудной клетки, степени развития отдельных групп мышц, искривления позвоночника, конституции тела и др.;
3) антропометрический метод — изучает тело человека и его части путем измерения, определения пропорции тела, соотношение мышечной, костной и жировой тканей, степень подвижности суставов и др.;
4) эндоскопический метод — дает возможность исследовать на живом человеке с помощью световодной техники внутреннюю поверхность пищеварительной и дыхательной систем, полости сердца и сосудов, мочеполовой аппарат.
В современной анатомии используются новые методы исследования, такие как компьютерная томография, ультразвуковая эхолокация, стереофотограмметрия, ядерно-магнитный резонанс и др.
В свою очередь из анатомии выделились гистология — учение о тканях и цитология — наука о строении и функции клетки.
Для исследования физиологических процессов обычно использовали экспериментальные методы.
На ранних этапах развития физиологии применялся метод экстирпации (удаления) органа или его части с последующим наблюдением и регистрацией полученных показателей.
Фистульный метод основан на введении в полый орган (желудок, желчный пузырь, кишечник) металлической или пластмассовой трубки и закреплении ее на коже. При помощи этого метода определяют секреторную функцию органов.
Метод катетеризации применяется для изучения и регистрации процессов, которые происходят в протоках экзокринных желез, в кровеносных сосудах, сердце. При помощи тонких синтетических трубок — катетеров — вводят различные лекарственные средства.
Метод денервации основан на перерезании нервных волокон, иннервирующих орган, с целью установить зависимость функции органа от воздействия нервной системы. Для возбуждения деятельности органа используют электрический или химический вид раздражения.
В последние десятилетия широкое применение в физиологических исследованиях нашли инструментальные методы (электрокардиография, электроэнцефалография, регистрация активности нервной системы путем вживления макро- и микроэлементов и др.).
В зависимости от формы проведения физиологический эксперимент делится на острый, хронический и в условиях изолированного органа.
Острый эксперимент предназначен для проведения искусственной изоляции органов и тканей, стимуляции различных нервов, регистрации электрических потенциалов, введения лекарств и др.
Хронический эксперимент применяется в виде целенаправленных хирургических операций (наложение фистул, нервнососудистых анастомозов, пересадка разных органов, вживление электродов и др.).
Функцию органа можно изучать не только в целом организме, но и изолировано от него. В таком случае органу создают все необходимые условия для его жизнедеятельности, в том числе подачу питательных растворов в сосуды изолированного органа (метод перфузии).
Применение компьютерной техники в проведении физиологического эксперимента значительно изменило его технику, способы регистрации процессов и обработку полученных результатов.
- Н. И. Федюкович
- Анатомия
- И физиология
- Человека
- Предисловие
- Введение
- Краткая история развития анатомии и физиологии
- Методы исследований
- Вопросы для самоконтроля
- Клетки и ткани Клетки
- Эпителиальная ткань
- Соединительная ткань
- Зависимость группы крови от наличия в ней агглютиногенов эритроцитов и агглютининов плазмы
- Мышечная ткань
- Нервная ткань
- Органы и системы органов. Организм как единое целое
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Кости и их соединения
- Строение костей
- Соединение костей
- Скелет туловища
- Скелет головы
- Скелет конечностей
- Кости верхней конечности
- Кости нижней конечности
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Мышечная система
- Строение мышц
- Классификация мышц
- Форма мышц в зависимости от расположения мышечных волокон к сухожилию
- Вспомогательный аппарат и работа мышц
- Мышцы и фасции туловища
- Мышцы и фасции головы и шеи
- Мышцы и фасции верхней конечности
- Мышцы и фасции нижней конечности
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Внутренние органы
- Пищеварительная система
- Полость рта
- Железы рта
- Пищевод
- Желудок
- Тонкая кишка
- Толстая кишка
- Печень. Желчный пузырь
- Поджелудочная железа
- Полость живота и брюшина
- Физиология пищеварения
- Регуляция пищеварения
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Дыхательная система
- Полость носа
- Гортань
- Трахея и бронхи
- Плевра и средостение
- Физиология дыхания
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Мочеполовой аппарат
- Мочеточники
- Мочевой пузырь
- Мочеиспускательный канал
- Физиология почек
- Мужские половые органы
- Женские половые органы
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Обмен веществ и энергии
- Белковый обмен
- Углеводный обмен
- Липидный обмен
- Водный и минеральный обмен
- Витамины
- Образование и расход энергии
- Зависимость между величинами дыхательного коэффициента и энергией окисления
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Задания
- Железы внутренней секреции
- Гипофиз и эпифиз
- Щитовидная и паращитовидная железы. Вилочковая железа
- Надпочечник
- Эндокринная часть поджелудочной железы
- Эндокринная часть половых желез
- Регуляция желез внутренней секреции
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Сердечно-сосудистая система
- Сосуды малого круга кровообращения
- Сосуды большого круга кровообращения
- Ветви дуги аорты
- Ветви грудной части аорты
- Ветви брюшной части аорты
- Вены большого круга кровообращения
- Система вен сердца
- Система верхней полой вены
- Система нижней полой вены
- Система воротной вены
- Лимфатическая система
- Кроветворные органы
- Физиология сердечно - сосудистой и лимфатической систем
- Регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы
- Образование, состав и своийства лимфы
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Нервная система
- Центральная нервная система
- Спинной мозг
- Головной мозг
- Периферическая нервная система
- Черепные нервы
- Спинномозговые нервы
- Вегетативная (автономная) нервная система
- Влияние симпатических и парасимпатических нервов на функции органов (по п. И. Лобко с соавт., 1988)
- Морфологические различия симпатической и парасимпатической частей вегетативной нервной системы (по п. И. Лобко с соавт., 1988)
- Симпатическая часть вегетативной (автономной) нервной системы
- Парасимпатическая часть вегетативной (автономной) нервной системы
- Физиология нервно-мышечной системы
- Физиология центральной нервной системы
- Условные и безусловные рефлексы
- Типы высшей нервной деятельности. Сигнальные системы
- Физиология сна
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Органы чувств
- Орган зрения
- Орган слуха и равновесия
- Орган вкуса
- Орган обоняния
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Приложения
- 3.Номограмма для формулы Рида
- Литература
- Федюкович Николай Иванович анатомия и физиология человека