Предисловие
Качество обучения медицинских сестер зависит не только от мастерства преподавания предмета, технического оснащения учебных занятий, но и от наличия современных учебников и учебных пособий.
Учебное пособие «Анатомия и физиология» разработано в соответствии с программой, утвержденной Министерством здравоохранения РФ.
Формирование будущей медицинской сестры начинается с дисциплин, которые изучаются с самого начала обучения. Одной из них является анатомия и физиология человека.
Материал учебного пособия представлен в традиционном для анатомии и физиологии плане. В нем 12 разделов, в которых вначале приводятся сведения по анатомии, а затем раскрываются физиологические функции определенного органа или системы. Кроме того, кратко рассмотрены основные этапы развития анатомии и физиологии. В конце каждого раздела даны вопросы для самоконтроля.
Для названия органов и их частей использованы общепринятые латинские анатомические термины, приведенные в Международной анатомической номенклатуре, утвержденной на Лондонском анатомическом конгрессе в 1985 г. Количественные физиологические показатели представлены по Международной системе единиц (СИ).
В пособии имеются рисунки, схемы. Часть рисунков заимствована из разных изданий, таких как «Анатомия человека» в 2 т. под ред. М. Р. Сапина (М., 1993), «Физиология человека» под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса (М., 1985—1986), «Общий курс физиологии человека и животных» в 2 т. под ред. А. Д. Ноздрачева (М., 1991), X. Фениш «Карманный атлас анатомии человека на основе Международной номенклатуры» (Минск, 1996) и других учебных пособий. В некоторые рисунки внесены изменения и дополнения.
Автор выражает искреннюю благодарность д-ру мед. наук, проф. кафедры анатомии человека МГМИ П. Г. Пив-ченко и председателю цикловой методической комиссии общепрофессиональных дисциплин Минского медицинского училища № 2 И. М. Байдаку за внимательное ознакомление с рукописью, полезные замечания, которые касались не только последовательности, но и сути изложения материала, способствовали более качественной разработке учебного пособия. Автор будет признателен всем, кто выскажет свои замечания по структуре и содержанию пособия.
Я. И. Федюкович
- Н. И. Федюкович
- Анатомия
- И физиология
- Человека
- Предисловие
- Введение
- Краткая история развития анатомии и физиологии
- Методы исследований
- Вопросы для самоконтроля
- Клетки и ткани Клетки
- Эпителиальная ткань
- Соединительная ткань
- Зависимость группы крови от наличия в ней агглютиногенов эритроцитов и агглютининов плазмы
- Мышечная ткань
- Нервная ткань
- Органы и системы органов. Организм как единое целое
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Кости и их соединения
- Строение костей
- Соединение костей
- Скелет туловища
- Скелет головы
- Скелет конечностей
- Кости верхней конечности
- Кости нижней конечности
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Мышечная система
- Строение мышц
- Классификация мышц
- Форма мышц в зависимости от расположения мышечных волокон к сухожилию
- Вспомогательный аппарат и работа мышц
- Мышцы и фасции туловища
- Мышцы и фасции головы и шеи
- Мышцы и фасции верхней конечности
- Мышцы и фасции нижней конечности
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Внутренние органы
- Пищеварительная система
- Полость рта
- Железы рта
- Пищевод
- Желудок
- Тонкая кишка
- Толстая кишка
- Печень. Желчный пузырь
- Поджелудочная железа
- Полость живота и брюшина
- Физиология пищеварения
- Регуляция пищеварения
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Дыхательная система
- Полость носа
- Гортань
- Трахея и бронхи
- Плевра и средостение
- Физиология дыхания
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Мочеполовой аппарат
- Мочеточники
- Мочевой пузырь
- Мочеиспускательный канал
- Физиология почек
- Мужские половые органы
- Женские половые органы
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Обмен веществ и энергии
- Белковый обмен
- Углеводный обмен
- Липидный обмен
- Водный и минеральный обмен
- Витамины
- Образование и расход энергии
- Зависимость между величинами дыхательного коэффициента и энергией окисления
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Задания
- Железы внутренней секреции
- Гипофиз и эпифиз
- Щитовидная и паращитовидная железы. Вилочковая железа
- Надпочечник
- Эндокринная часть поджелудочной железы
- Эндокринная часть половых желез
- Регуляция желез внутренней секреции
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Сердечно-сосудистая система
- Сосуды малого круга кровообращения
- Сосуды большого круга кровообращения
- Ветви дуги аорты
- Ветви грудной части аорты
- Ветви брюшной части аорты
- Вены большого круга кровообращения
- Система вен сердца
- Система верхней полой вены
- Система нижней полой вены
- Система воротной вены
- Лимфатическая система
- Кроветворные органы
- Физиология сердечно - сосудистой и лимфатической систем
- Регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы
- Образование, состав и своийства лимфы
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Нервная система
- Центральная нервная система
- Спинной мозг
- Головной мозг
- Периферическая нервная система
- Черепные нервы
- Спинномозговые нервы
- Вегетативная (автономная) нервная система
- Влияние симпатических и парасимпатических нервов на функции органов (по п. И. Лобко с соавт., 1988)
- Морфологические различия симпатической и парасимпатической частей вегетативной нервной системы (по п. И. Лобко с соавт., 1988)
- Симпатическая часть вегетативной (автономной) нервной системы
- Парасимпатическая часть вегетативной (автономной) нервной системы
- Физиология нервно-мышечной системы
- Физиология центральной нервной системы
- Условные и безусловные рефлексы
- Типы высшей нервной деятельности. Сигнальные системы
- Физиология сна
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Органы чувств
- Орган зрения
- Орган слуха и равновесия
- Орган вкуса
- Орган обоняния
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Приложения
- 3.Номограмма для формулы Рида
- Литература
- Федюкович Николай Иванович анатомия и физиология человека