Органы чувств
Органы чувств — это анатомические образования, которые воспринимают внешние раздражения (звук, свет, запах, вкус и др.), трансформируют их в нервный импульс и передают его в головной мозг.
Живой организм постоянно получает информацию об изменениях, которые происходят за его пределами и внутри организма, а также из всех частей тела. Раздражения из внешней и внутренней среды воспринимаются специализированными элементами, которые определяют специфику того или иного органа чувств и называются рецепторами.
Органы чувств служат живому организму для взаимосвязи и приспособления к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды и ее познания.
Согласно учению И. П. Павлова, каждый анализатор является сложным комплексным механизмом, который не только воспринимает сигналы из внешней среды, но и преобразует их энергию в нервный импульс, проводит высший анализ и синтез.
Каждый анализатор представляет собой сложную систему, которая включает следующие звенья: 1) периферический прибор, который воспринимает внешнее воздействие (свет, запах, вкус, звук, прикосновение) и преобразует его в нервный импульс; 2) проводящие пути, по которым нервный импульс поступает в соответствующий корковый нервный центр; 3) нервный центр в коре большого мозга (корковый конец анализатора). Все анализаторы делятся на два типа. Анализаторы, осуществляющие анализ и синтез окружающей среды, называются внешними или экстерорецептивны-ми. К ним относятся зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный и др. Анализаторы, осуществляющие анализ явлений, которые происходят внутри организма, называются внутренними или интерорецептивными. Они дают информацию о состоянии сердечно-сосудистой, пищеварительной систем, органов дыхания и др. Одним из главных внутренних анализаторов является двигательный анализатор, который дает информацию в мозг о состоянии мышечно-суставного аппарата. Его рецепторы имеют сложное строение и расположены в мышцах, сухожилиях и суставах.
Известно, что некоторые анализаторы занимают промежуточное положение, например вестибулярный анализатор. Он находится внутри организма (внутреннее ухо), но возбуждается внешними факторами (ускорение и замедление вращательных и прямолинейных движений).
Периферическая часть анализатора превращает определенные виды энергии в нервное возбуждение, при этом для каждого из них существует собственная специализация (холод, тепло, запах, звук и т. д.).
Таким образом, при помощи органов чувств человек получает всю информацию об окружающей среде, изучает ее и дает соответствующий ответ на реальные воздействия.
- Н. И. Федюкович
- Анатомия
- И физиология
- Человека
- Предисловие
- Введение
- Краткая история развития анатомии и физиологии
- Методы исследований
- Вопросы для самоконтроля
- Клетки и ткани Клетки
- Эпителиальная ткань
- Соединительная ткань
- Зависимость группы крови от наличия в ней агглютиногенов эритроцитов и агглютининов плазмы
- Мышечная ткань
- Нервная ткань
- Органы и системы органов. Организм как единое целое
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Кости и их соединения
- Строение костей
- Соединение костей
- Скелет туловища
- Скелет головы
- Скелет конечностей
- Кости верхней конечности
- Кости нижней конечности
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Мышечная система
- Строение мышц
- Классификация мышц
- Форма мышц в зависимости от расположения мышечных волокон к сухожилию
- Вспомогательный аппарат и работа мышц
- Мышцы и фасции туловища
- Мышцы и фасции головы и шеи
- Мышцы и фасции верхней конечности
- Мышцы и фасции нижней конечности
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Внутренние органы
- Пищеварительная система
- Полость рта
- Железы рта
- Пищевод
- Желудок
- Тонкая кишка
- Толстая кишка
- Печень. Желчный пузырь
- Поджелудочная железа
- Полость живота и брюшина
- Физиология пищеварения
- Регуляция пищеварения
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Дыхательная система
- Полость носа
- Гортань
- Трахея и бронхи
- Плевра и средостение
- Физиология дыхания
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Мочеполовой аппарат
- Мочеточники
- Мочевой пузырь
- Мочеиспускательный канал
- Физиология почек
- Мужские половые органы
- Женские половые органы
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Обмен веществ и энергии
- Белковый обмен
- Углеводный обмен
- Липидный обмен
- Водный и минеральный обмен
- Витамины
- Образование и расход энергии
- Зависимость между величинами дыхательного коэффициента и энергией окисления
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Задания
- Железы внутренней секреции
- Гипофиз и эпифиз
- Щитовидная и паращитовидная железы. Вилочковая железа
- Надпочечник
- Эндокринная часть поджелудочной железы
- Эндокринная часть половых желез
- Регуляция желез внутренней секреции
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Сердечно-сосудистая система
- Сосуды малого круга кровообращения
- Сосуды большого круга кровообращения
- Ветви дуги аорты
- Ветви грудной части аорты
- Ветви брюшной части аорты
- Вены большого круга кровообращения
- Система вен сердца
- Система верхней полой вены
- Система нижней полой вены
- Система воротной вены
- Лимфатическая система
- Кроветворные органы
- Физиология сердечно - сосудистой и лимфатической систем
- Регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы
- Образование, состав и своийства лимфы
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Нервная система
- Центральная нервная система
- Спинной мозг
- Головной мозг
- Периферическая нервная система
- Черепные нервы
- Спинномозговые нервы
- Вегетативная (автономная) нервная система
- Влияние симпатических и парасимпатических нервов на функции органов (по п. И. Лобко с соавт., 1988)
- Морфологические различия симпатической и парасимпатической частей вегетативной нервной системы (по п. И. Лобко с соавт., 1988)
- Симпатическая часть вегетативной (автономной) нервной системы
- Парасимпатическая часть вегетативной (автономной) нервной системы
- Физиология нервно-мышечной системы
- Физиология центральной нервной системы
- Условные и безусловные рефлексы
- Типы высшей нервной деятельности. Сигнальные системы
- Физиология сна
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Органы чувств
- Орган зрения
- Орган слуха и равновесия
- Орган вкуса
- Орган обоняния
- Вопросы для самоконтроля
- Практические занятия
- Приложения
- 3.Номограмма для формулы Рида
- Литература
- Федюкович Николай Иванович анатомия и физиология человека