logo
Семинар №8

Отчуждение детей от родителей

Иногда утверждают, что дружеские связи внутри группы сверстников приобретают в подростковом возрасте такое значение, что у подростков возникает собственная субкультура, почти полностью отрезанная от общества взрослых. Это оригинальное утверждение для многих подростков оказывается несправедливым. Целый ряд исследований показывает, что по крайней мере до шестнадцатилетнего возраста большинство детей продолжает доверять своим родителям и уважать их. Родительское неодобрение расстраивает подростков, и в целом они стараются следовать наставлениям родителей, уважая их точку зрения. В нашем исследовании четырнадцатилетних подростков было обнаружено, что только их незначительное меньшинство обнаруживало тенденцию к отчуждению от своих семей и лишь немногие родители сообщили об имеющихся у них трудностях «нахождения общего языка» с детьми. Таким образом, можно сделать заключение, что отчуждение от родителей не является типичной чертой четырнадцатилетних подростков. Многие подростки в раннем пубертатном возрасте продолжают находиться под влиянием собственных родителей и имеют с ними хорошие отношения. Большинство из них не подвергает родителей особой критике, и лишь немногие не признают авторитета родителей.

Прежде всего, чувство отчуждения от семьи значительно чаще встречается среди подростков с психическими расстройствами, поэтому те молодые люди, которых видят пси­хиатры в клиниках, являются в этом отношении исключением из общего правила. Часто считают, что возникающие в переходном возрасте чувства отчуждения от семьи приводят к психическому расстройству, но наши исследования четырнадцатилетних подростков пока­зали, что для обычных случаев такое утверждение не является верным. В тех случаях, когда ребенок чувствует отчуждение по отношению к родителям, впервые оно, как правило, возникает в течение раннего или среднего периода детства, то есть задолго до начала переходного возраста. Следует также отметить, что частота возникновения отчуждения от родителей среди прочих расстройств, начинающихся до 9—10-летнего возраста, совпадает с его частотой среди нарушений, обнаруживаемых у подростков, находящихся в самом начале переходного возраста. Чаще всего чувство отчуждения возникает как результат психического нарушения или является его составной частью, а не наоборот. Если же отчуждение служит причиной возникновения психического расстройства, то это обычно происходит в доподростковом периоде.

Во-вторых, хотя отчуждение ребенка от родителей представляется достаточно редким для ранних и средних этапов подросткового возраста явлением, этот возраст является периодом, в котором деятельность ребенка в часы досуга все реже происходит в кругу семьи и когда разногласия но поводу стиля одежды, прически, ухода из дому и других аналогичных вопросов достаточно часты. В-третьих, несмотря на недостаточное количество доказательств, создается впечатление, что в течение последнего этапа переходного возраста многие подростки могут противиться нормам родительской дисциплины и отстаивать право на принятие собственных решений.

В-четвертых, может быть наиболее часто, особенно среди подростков с невысоким интеллектуальным уровнем, значительно возрастают случаи прогулов школы, и последний год обучения нередко является наиболее трудным как для учителя, так и для учеников. Часто подросток ощущает, что формальное обучение в школе больше не соответствует его устремлениям, и он старается оставить ее и получить работу. Он ищет работу, потому что она приносит деньги и является символом независимости. Уклонение от посещения школы осо­бенно выражено в течение последнего года обучения, и учителя сталкиваются с удручающей задачей, когда им приходится учить подростков которые больше не видят смысла в школьном обучении.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4