Обработка информации и личность.
То, как люди перерабатывают данные о себе и других, зависит от их убеждений и других компонентов когнитивной организации. Когда имеется расстройство некоторого типа — симптом или синдром (Ось I) [В этой книге мы придерживаемся пересмотренного третьего издания «Руководства по диагностике и статистической классификации психических расстройств» (AmericanPsychiatricAssociation, 1987). Обычные синдромы, такие как большое депрессивное расстройство или общая тревога, проявляющиеся в наборах выраженных субъективных симптомов, классифицируются как заболевания ОсиI, а расстройства личности — как заболевания ОсиII.] либо расстройство личности (ОсьII), упорядоченное использование этих данных становится систематически искаженным и дисфункциональным. Эти искажения в интерпретации и последующем поведении формируются под воздействием дисфункциональных убеждений.
Давайте вернемся к примеру Сью, которая страдала как зависимым, так и избегающим расстройствами личности, а также чувствовала озабоченность по поводу возможности быть отвергнутой. При типичном сценарии она слышала шум, доносящийся из соседней комнаты, где ее приятель Том занимался обычными делами. Восприятие шума давало исходные данные для интерпретации. Это восприятие было помещено в определенный контекст — ее знание о том, что в соседней комнате Том развешивает какие-то картины. Слияние стимула и контекста создало основание для информации.
Поскольку сырые сенсорные данные, такие как шумы, сами по себе имеют ограниченную информационную ценность, они должны быть преобразованы в некоторую поддающуюся интерпретации конфигурацию. Эта интеграция в последовательный паттерн — результат переработки схемами сырых сенсорных данных в определенном контексте. Непосредственной мыслью Сью было: «Том производит много шума». В большинстве случаев люди могли бы завершить обработку информации в этой точке, сохранив этот вывод в кратковременной памяти. Но так как Сью была настроена на отвержение, она была склонна находить смысл в таких ситуациях. Следовательно, она продолжила обработку информации и приписала ей персонифицированное значение: «Том производит много шума, потому что он сердится на меня».
Такого рода каузальная атрибуция происходит вследствие более высокой степени структурированности, с помощью которой случаям приписываются значения. Компонентом (схемой) этой системы более высокого уровня было ее убеждение: «Если близкий мне человек производит шум, это означает, что он сердится на меня». Этот тип убеждения представляет условную схему («Если... то») в отличие от основной схемы («Меня нельзя полюбить»).
В этом случае Том мог быть действительно сердит на Сью. Но поскольку основное убеждение Сью было очень сильным, она была способна интерпретировать ситуацию подобным образом всякий раз, когда близкий человек вроде Тома производил шум независимо от того, был он или не был сердит на самом деле. Кроме того, в иерархии ее убеждений доминировала формула «Если близкий человек сердится, он отвергает меня» и, на более обобщенном уровне, «Если люди отвергают меня, я останусь в полном одиночестве» и «Одиночество приведет к разрушительным последствиям». Убеждения организованы согласно иерархии, которая приписывает все более широкие и сложные значения на последовательных уровнях.
Этот пример иллюстрирует относительно новую идею в когнитивной психологии, а именно то, что на обработку информации влияет механизм «упреждения» (Mahoney, 1980). На самом основном уровне Сью имела убеждение, что она была непривлекательна. Это убеждение проявлялось как предрасположенность к приписыванию устойчивого значения, когда происходило релевантное событие (Beck, 1964, 1967). Убеждение принимало условную форму: «Если люди отвергают меня, значит, я непривлекательна». Большей частью это убеждение временно находилось в латентном состоянии, если она не оказывалась в ситуации, когда ее отвергали. Это убеждение (или схема) заменяло другие более разумные убеждения (или схемы), которые могли быть более подходящими в соответствующей ситуации (Beck, 1967). Если имелись данные, которые позволяли предположить, что Том отвергает ее, то ее внимание сосредоточивалось на мысли о собственной непривлекательности. Она интерпретировала информацию о поведении Тома так, чтобы она соответствовала этой схеме, даже если другая формула могла бы лучше соответствовать имеющимся данным, например: «Громкий стук говорит об избытке сил». Так как схема отвержения Сью была гипервалентна, она запускалась вместо других схем, которые, по-видимому, были подавлены гипервалентной схемой.
Конечно, психологические процессы Сью протекали и за пределами вывода о том, что ее отвергают. Всякий раз, когда активизируется схема собственной ущербности или угрозы, происходит последовательная активация «аффективной схемы»; такая схема у Сью приводила к интенсивному переживанию печали. Негативная интерпретация события связана с соответствующей эмоцией.
Хотя такие явления, как мысли, чувства и желания, могут лишь на короткое время появляться в нашем сознании, лежащие в их основе структуры, ответственные за эти субъективные переживания, относительно устойчивы и долговременны. Кроме того, эти структуры сами по себе неосознанны, хотя мы можем с помощью интроспекции определить их содержание. Тем не менее через такие сознательные процессы, как распознавание, оценка и проверка интерпретаций (основные методы когнитивной психотерапии), люди могут влиять на деятельность основных структур и в некоторых случаях существенно изменять их.
- Аарон Бек, Артур Фримен. Когнитивная психотерапия расстройств личности. Оглавление
- Благодарности.
- Предисловие.
- Часть I. История, теория и методы. Глава 1. Введение в когнитивную психотерапию расстройств личности.
- Когнитивно-поведенческий подход к расстройствам личности.
- Клинические исследования.
- Клинические сообщения об эффективности когнитивно-поведенческих вмешательств.
- Исследования, основанные на отдельных случаях.
- Исследования эффективности симптоматического лечения.
- Исследования с контролем результата.
- Выводы.
- Глава 2. Теория расстройств личности.
- Эволюция межличностных стратегий.
- Взаимодействие между генетическим и межличностным.
- Происхождение дисфункциональных убеждений.
- Обработка информации и личность.
- Характеристики схем.
- Роль эмоций в личности.
- От восприятия к поведению.
- Внутренняя система контроля.
- Изменения в организации личности.
- Изменения в когнитивной организации.
- Когнитивный сдвиг.
- Глава 3. Когнитивные профили.
- Чрезмерно развитые и недоразвитые паттерны.
- Отдельные когнитивные профили. Избегающее расстройство личности.
- Зависимое расстройство личности.
- Пассивно-агрессивное расстройство личности.
- Обсессивно-компульсивное расстройство личности.
- Параноидное расстройство личности.
- Антисоциальное расстройство личности.
- Нарциссическое расстройство личности.
- Гистрионное расстройство личности.
- Шизоидное расстройство личности.
- Стили мышления.
- Краткое изложение характеристик.
- Глава 4. Общие принципы когнитивной психотерапии.
- Формулировка случая.
- Выявление схем.
- Спецификация основных целей.
- Акцент на взаимоотношениях между психотерапевтом и пациентом. Сотрудничество.
- Направляемое открытие.
- Использование реакций переноса.
- Построение психотерапевтических отношений.
- Проблемы при сотрудничестве.
- Глава 5. Специализированные методы.
- Когнитивные стратегии и методы.
- «Когнитивные исследования».
- Работа со схемами.
- Принятие решений.
- Поведенческие методы.
- Использование ролевых игр.
- Повторное проживание детского опыта.
- Использование воображения.
- Часть II. Клиническое применение. Глава 6. Параноидное расстройство личности.
- Особенности параноидного расстройства личности.
- Теоретические воззрения.
- Когнитивная интерпретация.
- Подходы к лечению.
- Установление отношений сотрудничества с параноидными клиентами.
- Когнитивные и поведенческие вмешательства.
- Выводы.
- Глава 7. Шизоидное и шизотипическое расстройства личности. Шизоидное расстройство личности.
- Введение.
- Исторический и теоретический обзор.
- Особенности шизоидного расстройства личности.
- Дифференциальная диагностика.
- Оценка с точки зрения когнитивной психотерапии.
- Сопутствующие расстройства ОсиI.
- Клинические стратегии и методы.
- Случай из практики.
- Предупреждение рецидивов.
- Проблемы психотерапевта.
- Шизотипическое расстройство личности. Введение.
- Дифференциальная диагностика.
- Оценка с точки зрения когнитивной психотерапии.
- Экспериментальные и клинические данные.
- Сопутствующие расстройства ОсиI.
- Основные клинические стратегии.
- Случай из практики.
- Проблемы психотерапевта.
- Глава 8. Антисоциальное расстройство личности.
- Исторический обзор.
- Лечебные вмешательства. Общие соображения.
- Основания для когнитивной психотерапии.
- Диагностические признаки.
- Цели когнитивной психотерапии.
- Отдельные вмешательства.
- Принятие конструктивных решений.
- Взаимодействие психотерапевта и пациента.
- Случай из практики.
- Лечение антисоциального расстройства личности с сопутствующими расстройствами Оси I. Общие соображения.
- Случай из практики.
- Лечение пациентов с антисоциальными чертами личности.
- Выводы.
- Глава 9. Пограничное расстройство личности. Введение.
- История концепции «пограничного» расстройства.
- Особенности пограничного расстройства личности.
- Оценка.
- Теоретическое осмысление.
- Стратегия вмешательств.
- Отдельные вмешательства. Установление рабочих отношений.
- Выбор начальных вмешательств.
- Минимизация несогласия.
- Уменьшение дихотомического мышления.
- Усиление контроля над эмоциями.
- Усиление контроля над побуждениями.
- Укрепление чувства идентичности у клиента.
- Работа с допущениями.
- Выводы.
- Глава 10. Гистрионное расстройство личности.
- Исторический обзор.
- Клиническая оценка.
- Осмысление с точки зрения когнитивного подхода.
- Подходы к лечению.
- Отношения между психотерапевтом и пациентом.
- Отдельные когнитивные и поведенческие методы.
- Выводы.
- Глава 11. Нарциссическое расстройство личности.
- Исторический обзор. Развитие психоаналитических представлений.
- Применение теории социального научения.
- Когнитивное осмысление.
- Когнитивная оценка. Общий клинический контекст.
- Отдельные оценочные процедуры.
- Поведенческие проявления
- Социальные отношения
- Работа и достижения
- Случай из практики.
- Цели когнитивной психотерапии.
- Отдельные лечебные вмешательства.
- Принципы взаимодействия психотерапевта и пациента.
- Дополнительные лечебные вмешательства.
- Выводы.
- Глава 12. Избегающее расстройство личности. Введение.
- Исторический обзор.
- Дифференциальная диагностика.
- Теоретическое осмысление.
- Социальное избегание. Схемы
- Страх отвержения
- Самокритика
- Основные допущения о взаимоотношениях с людьми
- Неправильная оценка реакций других людей
- Игнорирование позитивной информации
- Случай из практики
- Когнитивное, поведенческое и эмоциональное избегание.
- Установки относительно преодоления дисфории
- Оправдания и рационализации
- Принятие желаемого за действительное
- Случай из практики
- Теоретическое резюме.
- Подходы к лечению. Проблема доверия.
- Отдельные вмешательства.
- Преодоление когнитивного и эмоционального избегания
- Выработка навыков
- Выявление и проверка дезадаптивных схем
- Резюме по лечебному процессу.
- Предупреждение рецидивов.
- Реакции психотерапевта.
- Направления будущих исследований.
- Выводы.
- Глава 13. Зависимое расстройство личности.
- Исторический обзор.
- Характеристики зрл.
- Диагностика.
- Теоретическое осмысление.
- Подходы к лечению.
- Отношения между психотерапевтом и пациентом.
- Когнитивные и поведенческие вмешательства.
- Ежедневная запись автоматических мыслей
- Ежедневная запись автоматических мыслей
- Завершение психотерапии.
- Глава 14. Обсессивно-компульсивное расстройство личности.
- Исторический обзор.
- Экспериментальные и клинические данные.
- Когнитивное осмысление психотерапии.
- Характеристики окрл.
- Диагностические критерии и стратегии оценки.
- Сопутствующие расстройства Оси I.
- Подходы к лечению.
- Отдельные методы когнитивной психотерапии.
- Случай из практики.
- Предупреждение рецидивов.
- Выводы.
- Глава 15. Пассивно-агрессивное расстройство личности. Диагностические особенности.
- Исторический обзор.
- Экспериментальные и клинические данные.
- Осмысление с точки зрения когнитивной психотерапии. Автоматические мысли и установки.
- Поведение.
- Эмоции.
- Причины для начала психотерапии.
- Стратегии оценки.
- Основные клинические стратегии.
- Отдельные методы.
- Случай из практики.
- Предупреждение рецидивов.
- Проблемы психотерапевта.
- Глава 16. Обобщения и перспективы.
- Оценка.
- Клинические проблемы.
- Приложение. Содержание схем при расстройствах личности.
- I.Избегающее расстройство личности
- II. Зависимое расстройство личности
- III.Пассивно-агрессивное расстройство личности
- IV.Обсессивно-компульсивное расстройство личности
- V.Антисоциальное расстройство личности
- VI.Нарциссическое расстройство личности
- VII.Гистрионное расстройство личности
- VIII.Шизоидное и шизотипическое расстройства личности
- IX.Параноидное расстройство личности
- Предметный указатель. А
- Литература.