Случай из практики.
Фрэнк, 45 лет, давно страдающий эмоциональными нарушениями, сам обратился за помощью. Ранее он дважды был госпитализирован по поводу эпизодов, о которых, по его словам, он уже не помнил; он утверждал, будто его брат сказал, что он угрожал ему, хотя Фрэнк это отрицал. Он жил один и вел очень одинокий образ жизни. Он не работал уже несколько лет, хотя мечтал закончить обучение в колледже и устроиться на работу. По словам Фрэнка, он практически не поддерживал социальных контактов, если не считать принадлежности к одной экстремистской политической группировке. На встречах он иногда вступал в контакт с другими людьми, которые также выглядели одинокими. Иногда в течение дня он выходил на улицу, но обычно оставался дома и спал или смотрел телевизор. Гулять он предпочитал по ночам, когда его не разглядывают посторонние. Он ел и шел в библиотеку, где читал литературу на разные темы. В его квартире были грязь и беспорядок. Фрэнк сообщил, что всю жизнь «жил с краю», никогда полностью не участвуя в жизни. При поступлении на лечение он сообщил о следующих симптомах:
— аффективные: печаль, социальная тревога;
— физиологические: сердцебиение и потливость в социальных ситуациях;
— когнитивные: автоматические мысли о том, какой он неудачник; пугающие мысли о реакции на него окружающих;
— поведенческие: почти полная социальная изоляция, отклонения от темы при разговоре, избегание зрительного контакта.
Начальными целями лечения для Фрэнка были снижение его социальной тревоги и устройство на работу. Хотя его социальная неадекватность была очевидна с самого начала, психотерапевт чувствовал, что лучше подождать работать с нею, пока не установится взаимопонимание и не будет достигнут некоторый прогресс в решении других задач. Что касается социальной тревоги, то Фрэнку была предоставлена когнитивная модель и его научили фиксировать автоматические мысли. Часто они были бессвязными. Его обучили оценивать правильность мыслей. При этом отмечались некоторые причудливые мысли; они были названы «неадекватными автоматическими мыслями». Когда они возникали, Фрэнк просто отмечал их и считал, что они не стоили дальнейшего рассмотрения. Они отличались от других автоматических мыслей, которые он мог оценивать с помощью стандартных рациональных реакций.
Ниже приведен отрывок сессии, на которой работа велась с некоторыми из странных идей, которые были у Фрэнка относительно социальных взаимодействий.
Психотерапевт: Как шли ваши дела на этой неделе?
Фрэнк: По-разному. На этой неделе я ездил на встречу с членами другой политической группировки.
Психотерапевт: Как она прошла?
Фрэнк: Нормально. Джо — хороший парень, и, похоже, я ему нравлюсь. Правда, во время встречи я не мог не думать об Анне. Я представлял себе, что живу с ней.
Психотерапевт: Эти мысли мешали вам?
Фрэнк: Да. Я не хотел говорить с ней, потому что знал, что она узнает, о чем я думал.
Психотерапевт: Что свидетельствовало об этом?
Фрэнк: Это лишь странное подозрение. Я смотрел на нее, и она смотрела на меня, а затем я почувствовал, что она читает мои мысли.
Психотерапевт: Фрэнк, она говорила вам что-нибудь?
Фрэнк: Она поприветствовала меня после встречи, но затем продолжила говорить с другими. Я думаю, что ее раздражала моя тревога.
Психотерапевт: Итак, она не говорила вам ничего негативного и дружески поприветствовала вас. Что заставило вас полагать, что ее реакция на вас была негативной?
Фрэнк: Я чувствую такие вещи.
Психотерапевт: Давайте вспомним, что мы говорили относительно умения чувствовать других людей. Мы на самом деле замечаем признаки реакций других людей, которые иногда трудно выразить словами, но вспомните, что часто это чувство — лишь отражение наших мыслей. Вы понимаете, что я имею в виду?
Фрэнк: Полагаю, что да, но эти чувства реальны.
Психотерапевт: Хорошо, чувства были реальны, но были ли они основаны на точных данных?
Фрэнк: Полагаю, что я чувствовал это из-за своих предположений.
Психотерапевт: Конечно, вы сделали допущение относительно ваших чувств, но не могла ли эта тревога быть результатом того, что вы боялись реакции Анны на вас?
Фрэнк: Но если бы я не чувствовал, что чувствует она, как бы я понял, что ее реакция именно негативная?
Психотерапевт: Хороший вопрос. Давайте посмотрим, как вы могли это понять. Давайте запишем настоящие показатели реакций других людей, а не ваши чувства, которые зависят от того, что вы думаете. Тем не менее помните: мы не знаем наверняка, что думают другие, даже если используем для оценки объективные признаки. Итак, каковы же эти признаки?
Фрэнк: Я полагаю, это то, что они говорят. Если они сообщают мне, что любят меня, или не разговаривают со мной, я узнаю, что они думают.
Психотерапевт: Звучит неплохо, но давайте посмотрим на это внимательнее. Если кто-то сообщает вам что-то явно позитивное или негативное, разумно предположить, что это именно то, что они думают. Вы это имели в виду?
Фрэнк: Да, и если они не делают этого, я могу предположить, что они не любят меня.
Психотерапевт: Это вторая часть, которая нуждается в дальнейшем рассмотрении. Если они ничего не говорят вам, вы предполагаете, что они не любят вас?
Фрэнк: Да.
Психотерапевт: Имеются ли другие объяснения такой реакции?
Фрэнк: Трудно сказать.
Психотерапевт: А что, если другой человек застенчив?
Фрэнк: Вы так полагаете?
Эта беседа свидетельствует о том, что Фрэнк был уверен в своей способности определять чувства и мысли других людей, но на самом деле плохо знал, как другие реагируют в социальных ситуациях. Психотерапевт и Фрэнк в том же духе продолжили отмечать признаки, на которые обычно полагался Фрэнк, и определять, какие из них были двусмысленными или ненадежными.
Когда Фрэнк научился выявлять и изменять мысли, психотерапевт дал ему ряд домашних заданий, выполняя которые Фрэнк мог бы вступать в контакт с другими людьми. Фрэнк должен был сходить в магазин, в библиотеку, поговорить с кем-нибудь. Затем ему нужно было пригласить кого-нибудь пообедать. В ходе лечения Фрэнк стал более социально адекватным, хотя у него оставалось много неадекватных автоматических мыслей. Когда они возникали во время сессии, психотерапевт и Фрэнк выявляли их и затем продолжали работу по своей теме.
Были трудности с трудоустройством Фрэнка. Продолжительные периоды он находился в больнице или был безработным, и ему не хватало образования и опыта для множества мест, где он хотел работать. После долгих поисков Фрэнк устроился на неполный рабочий день в букинистический магазин. Он нашел работу интересной, хотя все еще испытывал тревогу при общении с клиентами. Фрэнк продолжал еженедельно посещать психотерапевта и затем нашел подходящую психотерапевтическую группу. В отличие от многих пациентов, довольно быстро обучающихся навыкам, которые они могут применять самостоятельно, Фрэнк нуждался в продолжении еженедельных встреч с психотерапевтом.
- Аарон Бек, Артур Фримен. Когнитивная психотерапия расстройств личности. Оглавление
- Благодарности.
- Предисловие.
- Часть I. История, теория и методы. Глава 1. Введение в когнитивную психотерапию расстройств личности.
- Когнитивно-поведенческий подход к расстройствам личности.
- Клинические исследования.
- Клинические сообщения об эффективности когнитивно-поведенческих вмешательств.
- Исследования, основанные на отдельных случаях.
- Исследования эффективности симптоматического лечения.
- Исследования с контролем результата.
- Выводы.
- Глава 2. Теория расстройств личности.
- Эволюция межличностных стратегий.
- Взаимодействие между генетическим и межличностным.
- Происхождение дисфункциональных убеждений.
- Обработка информации и личность.
- Характеристики схем.
- Роль эмоций в личности.
- От восприятия к поведению.
- Внутренняя система контроля.
- Изменения в организации личности.
- Изменения в когнитивной организации.
- Когнитивный сдвиг.
- Глава 3. Когнитивные профили.
- Чрезмерно развитые и недоразвитые паттерны.
- Отдельные когнитивные профили. Избегающее расстройство личности.
- Зависимое расстройство личности.
- Пассивно-агрессивное расстройство личности.
- Обсессивно-компульсивное расстройство личности.
- Параноидное расстройство личности.
- Антисоциальное расстройство личности.
- Нарциссическое расстройство личности.
- Гистрионное расстройство личности.
- Шизоидное расстройство личности.
- Стили мышления.
- Краткое изложение характеристик.
- Глава 4. Общие принципы когнитивной психотерапии.
- Формулировка случая.
- Выявление схем.
- Спецификация основных целей.
- Акцент на взаимоотношениях между психотерапевтом и пациентом. Сотрудничество.
- Направляемое открытие.
- Использование реакций переноса.
- Построение психотерапевтических отношений.
- Проблемы при сотрудничестве.
- Глава 5. Специализированные методы.
- Когнитивные стратегии и методы.
- «Когнитивные исследования».
- Работа со схемами.
- Принятие решений.
- Поведенческие методы.
- Использование ролевых игр.
- Повторное проживание детского опыта.
- Использование воображения.
- Часть II. Клиническое применение. Глава 6. Параноидное расстройство личности.
- Особенности параноидного расстройства личности.
- Теоретические воззрения.
- Когнитивная интерпретация.
- Подходы к лечению.
- Установление отношений сотрудничества с параноидными клиентами.
- Когнитивные и поведенческие вмешательства.
- Выводы.
- Глава 7. Шизоидное и шизотипическое расстройства личности. Шизоидное расстройство личности.
- Введение.
- Исторический и теоретический обзор.
- Особенности шизоидного расстройства личности.
- Дифференциальная диагностика.
- Оценка с точки зрения когнитивной психотерапии.
- Сопутствующие расстройства ОсиI.
- Клинические стратегии и методы.
- Случай из практики.
- Предупреждение рецидивов.
- Проблемы психотерапевта.
- Шизотипическое расстройство личности. Введение.
- Дифференциальная диагностика.
- Оценка с точки зрения когнитивной психотерапии.
- Экспериментальные и клинические данные.
- Сопутствующие расстройства ОсиI.
- Основные клинические стратегии.
- Случай из практики.
- Проблемы психотерапевта.
- Глава 8. Антисоциальное расстройство личности.
- Исторический обзор.
- Лечебные вмешательства. Общие соображения.
- Основания для когнитивной психотерапии.
- Диагностические признаки.
- Цели когнитивной психотерапии.
- Отдельные вмешательства.
- Принятие конструктивных решений.
- Взаимодействие психотерапевта и пациента.
- Случай из практики.
- Лечение антисоциального расстройства личности с сопутствующими расстройствами Оси I. Общие соображения.
- Случай из практики.
- Лечение пациентов с антисоциальными чертами личности.
- Выводы.
- Глава 9. Пограничное расстройство личности. Введение.
- История концепции «пограничного» расстройства.
- Особенности пограничного расстройства личности.
- Оценка.
- Теоретическое осмысление.
- Стратегия вмешательств.
- Отдельные вмешательства. Установление рабочих отношений.
- Выбор начальных вмешательств.
- Минимизация несогласия.
- Уменьшение дихотомического мышления.
- Усиление контроля над эмоциями.
- Усиление контроля над побуждениями.
- Укрепление чувства идентичности у клиента.
- Работа с допущениями.
- Выводы.
- Глава 10. Гистрионное расстройство личности.
- Исторический обзор.
- Клиническая оценка.
- Осмысление с точки зрения когнитивного подхода.
- Подходы к лечению.
- Отношения между психотерапевтом и пациентом.
- Отдельные когнитивные и поведенческие методы.
- Выводы.
- Глава 11. Нарциссическое расстройство личности.
- Исторический обзор. Развитие психоаналитических представлений.
- Применение теории социального научения.
- Когнитивное осмысление.
- Когнитивная оценка. Общий клинический контекст.
- Отдельные оценочные процедуры.
- Поведенческие проявления
- Социальные отношения
- Работа и достижения
- Случай из практики.
- Цели когнитивной психотерапии.
- Отдельные лечебные вмешательства.
- Принципы взаимодействия психотерапевта и пациента.
- Дополнительные лечебные вмешательства.
- Выводы.
- Глава 12. Избегающее расстройство личности. Введение.
- Исторический обзор.
- Дифференциальная диагностика.
- Теоретическое осмысление.
- Социальное избегание. Схемы
- Страх отвержения
- Самокритика
- Основные допущения о взаимоотношениях с людьми
- Неправильная оценка реакций других людей
- Игнорирование позитивной информации
- Случай из практики
- Когнитивное, поведенческое и эмоциональное избегание.
- Установки относительно преодоления дисфории
- Оправдания и рационализации
- Принятие желаемого за действительное
- Случай из практики
- Теоретическое резюме.
- Подходы к лечению. Проблема доверия.
- Отдельные вмешательства.
- Преодоление когнитивного и эмоционального избегания
- Выработка навыков
- Выявление и проверка дезадаптивных схем
- Резюме по лечебному процессу.
- Предупреждение рецидивов.
- Реакции психотерапевта.
- Направления будущих исследований.
- Выводы.
- Глава 13. Зависимое расстройство личности.
- Исторический обзор.
- Характеристики зрл.
- Диагностика.
- Теоретическое осмысление.
- Подходы к лечению.
- Отношения между психотерапевтом и пациентом.
- Когнитивные и поведенческие вмешательства.
- Ежедневная запись автоматических мыслей
- Ежедневная запись автоматических мыслей
- Завершение психотерапии.
- Глава 14. Обсессивно-компульсивное расстройство личности.
- Исторический обзор.
- Экспериментальные и клинические данные.
- Когнитивное осмысление психотерапии.
- Характеристики окрл.
- Диагностические критерии и стратегии оценки.
- Сопутствующие расстройства Оси I.
- Подходы к лечению.
- Отдельные методы когнитивной психотерапии.
- Случай из практики.
- Предупреждение рецидивов.
- Выводы.
- Глава 15. Пассивно-агрессивное расстройство личности. Диагностические особенности.
- Исторический обзор.
- Экспериментальные и клинические данные.
- Осмысление с точки зрения когнитивной психотерапии. Автоматические мысли и установки.
- Поведение.
- Эмоции.
- Причины для начала психотерапии.
- Стратегии оценки.
- Основные клинические стратегии.
- Отдельные методы.
- Случай из практики.
- Предупреждение рецидивов.
- Проблемы психотерапевта.
- Глава 16. Обобщения и перспективы.
- Оценка.
- Клинические проблемы.
- Приложение. Содержание схем при расстройствах личности.
- I.Избегающее расстройство личности
- II. Зависимое расстройство личности
- III.Пассивно-агрессивное расстройство личности
- IV.Обсессивно-компульсивное расстройство личности
- V.Антисоциальное расстройство личности
- VI.Нарциссическое расстройство личности
- VII.Гистрионное расстройство личности
- VIII.Шизоидное и шизотипическое расстройства личности
- IX.Параноидное расстройство личности
- Предметный указатель. А
- Литература.