Построение психотерапевтических отношений.
Большинство пациентов с расстройствами личности сильнее нуждаются в близких, теплых отношениях с психотерапевтом, чем пациенты с острыми расстройствами типа тревоги или депрессии (Ось I). При остром расстройстве психотерапевт обычно исполняет роль авторитета, который знает, какие процедуры необходимы, чтобы помочь пациенту снять болезненные симптомы. В свою очередь пациент часто испытывает теплое отношение и благодарность к опытному помощнику, сначала в ожидании того, что его освободят от острого недомогания, а затем ощущая быстрое улучшение своего состояния.
При более хронической форме расстройства роль психотерапевта несколько меняется. Большая часть времени при психотерапии посвящена ознакомлению с жизнью пациента — дети, супруг (супруга), работа. Такое вовлечение психотерапевта в работу, если оно находится в разумных границах, ставит его в положение друга и советчика. Таким образом, значительная часть роли психотерапевта состоит в привлечении его собственного жизненного опыта и мудрости, чтобы предложить возможные решения проблем, а также в обучении пациента близким отношениям. Этот процесс переобучения особенно важен при лечении пациентов с пограничным расстройством личности, при котором недостатки человека, возможно, помешали приобрести и усвоить многие из основных навыков самоконтроля и устойчивых отношений с другими.
Со временем психотерапевт становится для пациента ролевой моделью — тем, кому пациент может подражать, демонстрируя свою предупредительность, такт, чувствительность и понимание в общении с родными и близкими. Многие пациенты отмечали, что они усвоили качества психотерапевтов (например, способность оставаться спокойным и расслабленным при стрессе, не горячиться при разочаровании, думать перед тем, как что-то сказать или сделать). В редких случаях пациенты могут зайти слишком далеко и полностью усвоить личность своих психотерапевтов, но с этими переживаниями можно работать когнитивными методами. Например, психотерапевт может исследовать, почему пациент хочет отказаться от собственной идентичности.
- Аарон Бек, Артур Фримен. Когнитивная психотерапия расстройств личности. Оглавление
- Благодарности.
- Предисловие.
- Часть I. История, теория и методы. Глава 1. Введение в когнитивную психотерапию расстройств личности.
- Когнитивно-поведенческий подход к расстройствам личности.
- Клинические исследования.
- Клинические сообщения об эффективности когнитивно-поведенческих вмешательств.
- Исследования, основанные на отдельных случаях.
- Исследования эффективности симптоматического лечения.
- Исследования с контролем результата.
- Выводы.
- Глава 2. Теория расстройств личности.
- Эволюция межличностных стратегий.
- Взаимодействие между генетическим и межличностным.
- Происхождение дисфункциональных убеждений.
- Обработка информации и личность.
- Характеристики схем.
- Роль эмоций в личности.
- От восприятия к поведению.
- Внутренняя система контроля.
- Изменения в организации личности.
- Изменения в когнитивной организации.
- Когнитивный сдвиг.
- Глава 3. Когнитивные профили.
- Чрезмерно развитые и недоразвитые паттерны.
- Отдельные когнитивные профили. Избегающее расстройство личности.
- Зависимое расстройство личности.
- Пассивно-агрессивное расстройство личности.
- Обсессивно-компульсивное расстройство личности.
- Параноидное расстройство личности.
- Антисоциальное расстройство личности.
- Нарциссическое расстройство личности.
- Гистрионное расстройство личности.
- Шизоидное расстройство личности.
- Стили мышления.
- Краткое изложение характеристик.
- Глава 4. Общие принципы когнитивной психотерапии.
- Формулировка случая.
- Выявление схем.
- Спецификация основных целей.
- Акцент на взаимоотношениях между психотерапевтом и пациентом. Сотрудничество.
- Направляемое открытие.
- Использование реакций переноса.
- Построение психотерапевтических отношений.
- Проблемы при сотрудничестве.
- Глава 5. Специализированные методы.
- Когнитивные стратегии и методы.
- «Когнитивные исследования».
- Работа со схемами.
- Принятие решений.
- Поведенческие методы.
- Использование ролевых игр.
- Повторное проживание детского опыта.
- Использование воображения.
- Часть II. Клиническое применение. Глава 6. Параноидное расстройство личности.
- Особенности параноидного расстройства личности.
- Теоретические воззрения.
- Когнитивная интерпретация.
- Подходы к лечению.
- Установление отношений сотрудничества с параноидными клиентами.
- Когнитивные и поведенческие вмешательства.
- Выводы.
- Глава 7. Шизоидное и шизотипическое расстройства личности. Шизоидное расстройство личности.
- Введение.
- Исторический и теоретический обзор.
- Особенности шизоидного расстройства личности.
- Дифференциальная диагностика.
- Оценка с точки зрения когнитивной психотерапии.
- Сопутствующие расстройства ОсиI.
- Клинические стратегии и методы.
- Случай из практики.
- Предупреждение рецидивов.
- Проблемы психотерапевта.
- Шизотипическое расстройство личности. Введение.
- Дифференциальная диагностика.
- Оценка с точки зрения когнитивной психотерапии.
- Экспериментальные и клинические данные.
- Сопутствующие расстройства ОсиI.
- Основные клинические стратегии.
- Случай из практики.
- Проблемы психотерапевта.
- Глава 8. Антисоциальное расстройство личности.
- Исторический обзор.
- Лечебные вмешательства. Общие соображения.
- Основания для когнитивной психотерапии.
- Диагностические признаки.
- Цели когнитивной психотерапии.
- Отдельные вмешательства.
- Принятие конструктивных решений.
- Взаимодействие психотерапевта и пациента.
- Случай из практики.
- Лечение антисоциального расстройства личности с сопутствующими расстройствами Оси I. Общие соображения.
- Случай из практики.
- Лечение пациентов с антисоциальными чертами личности.
- Выводы.
- Глава 9. Пограничное расстройство личности. Введение.
- История концепции «пограничного» расстройства.
- Особенности пограничного расстройства личности.
- Оценка.
- Теоретическое осмысление.
- Стратегия вмешательств.
- Отдельные вмешательства. Установление рабочих отношений.
- Выбор начальных вмешательств.
- Минимизация несогласия.
- Уменьшение дихотомического мышления.
- Усиление контроля над эмоциями.
- Усиление контроля над побуждениями.
- Укрепление чувства идентичности у клиента.
- Работа с допущениями.
- Выводы.
- Глава 10. Гистрионное расстройство личности.
- Исторический обзор.
- Клиническая оценка.
- Осмысление с точки зрения когнитивного подхода.
- Подходы к лечению.
- Отношения между психотерапевтом и пациентом.
- Отдельные когнитивные и поведенческие методы.
- Выводы.
- Глава 11. Нарциссическое расстройство личности.
- Исторический обзор. Развитие психоаналитических представлений.
- Применение теории социального научения.
- Когнитивное осмысление.
- Когнитивная оценка. Общий клинический контекст.
- Отдельные оценочные процедуры.
- Поведенческие проявления
- Социальные отношения
- Работа и достижения
- Случай из практики.
- Цели когнитивной психотерапии.
- Отдельные лечебные вмешательства.
- Принципы взаимодействия психотерапевта и пациента.
- Дополнительные лечебные вмешательства.
- Выводы.
- Глава 12. Избегающее расстройство личности. Введение.
- Исторический обзор.
- Дифференциальная диагностика.
- Теоретическое осмысление.
- Социальное избегание. Схемы
- Страх отвержения
- Самокритика
- Основные допущения о взаимоотношениях с людьми
- Неправильная оценка реакций других людей
- Игнорирование позитивной информации
- Случай из практики
- Когнитивное, поведенческое и эмоциональное избегание.
- Установки относительно преодоления дисфории
- Оправдания и рационализации
- Принятие желаемого за действительное
- Случай из практики
- Теоретическое резюме.
- Подходы к лечению. Проблема доверия.
- Отдельные вмешательства.
- Преодоление когнитивного и эмоционального избегания
- Выработка навыков
- Выявление и проверка дезадаптивных схем
- Резюме по лечебному процессу.
- Предупреждение рецидивов.
- Реакции психотерапевта.
- Направления будущих исследований.
- Выводы.
- Глава 13. Зависимое расстройство личности.
- Исторический обзор.
- Характеристики зрл.
- Диагностика.
- Теоретическое осмысление.
- Подходы к лечению.
- Отношения между психотерапевтом и пациентом.
- Когнитивные и поведенческие вмешательства.
- Ежедневная запись автоматических мыслей
- Ежедневная запись автоматических мыслей
- Завершение психотерапии.
- Глава 14. Обсессивно-компульсивное расстройство личности.
- Исторический обзор.
- Экспериментальные и клинические данные.
- Когнитивное осмысление психотерапии.
- Характеристики окрл.
- Диагностические критерии и стратегии оценки.
- Сопутствующие расстройства Оси I.
- Подходы к лечению.
- Отдельные методы когнитивной психотерапии.
- Случай из практики.
- Предупреждение рецидивов.
- Выводы.
- Глава 15. Пассивно-агрессивное расстройство личности. Диагностические особенности.
- Исторический обзор.
- Экспериментальные и клинические данные.
- Осмысление с точки зрения когнитивной психотерапии. Автоматические мысли и установки.
- Поведение.
- Эмоции.
- Причины для начала психотерапии.
- Стратегии оценки.
- Основные клинические стратегии.
- Отдельные методы.
- Случай из практики.
- Предупреждение рецидивов.
- Проблемы психотерапевта.
- Глава 16. Обобщения и перспективы.
- Оценка.
- Клинические проблемы.
- Приложение. Содержание схем при расстройствах личности.
- I.Избегающее расстройство личности
- II. Зависимое расстройство личности
- III.Пассивно-агрессивное расстройство личности
- IV.Обсессивно-компульсивное расстройство личности
- V.Антисоциальное расстройство личности
- VI.Нарциссическое расстройство личности
- VII.Гистрионное расстройство личности
- VIII.Шизоидное и шизотипическое расстройства личности
- IX.Параноидное расстройство личности
- Предметный указатель. А
- Литература.