Адаптация детей к начальному обучению в школе. Определение готовности детей к школе
В настоящее время перед поступлением в школу обязательно проводится проверка так называемой школьной зрелости.
Школьная зрелость - это степень морфологической и функциональной готовности отдельных органов и систем организма ребенка к выполнению требований школы.
В 6 лет проводится проверка детей в детском саду или поликлинике. Устанавливает школьную зрелость медикобиологическая комиссия, в которую входят
-
врач-педиатр -2) педагог 3) логопед
Критерии установления школьной зрелости :
-
Состояние здоровья ребенка (в том числе психологический статус)
-
Установление биологического возраста
-
Проверка развития речи (пересказ)
-
Проведение дозированной работы ( 2 мин)
-
Психофизиологический тест Керна-Иррасека. С его помощью можно на 70 % установить школьную зрелость. Этот тест состоит из 3 заданий
-
Нарисовать человека.
-
Скопировать письменно короткую фразу.
-
Срисовать 10 точек в виде прямоугольника.
Каждое задание оценивается отдельно. Высший бал - 1, низший - 5. Дети, набравшие 3-5 баллов - зрелые
-
9 баллов - средне зрелые, больше 10 - незрелые. Первых и вторых берут в школу.
Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически.
Главными моментами, влияющими на социально-психологическую адаптацию в школе, являются следующие:
-
адаптация к новому режиму дня — продолжительность урока, перемены, число уроков, режим питания, домашняя самоподготовка и другие;
-
адаптация к классному коллективу — проблемы приобретения социального статуса, взаимоотношений со сверстниками;
-
трудности адаптации, локализующиеся в области взаимоотношений со школьным учителем;
-
трудности адаптации, обусловленные изменениями ситуации в домашней обстановке—изменения отношения родителей к ребенку, повышение их требовательности к дисциплине, апелляция к чувству ответственности.
Поступление ребенка в школу сопровождается выраженным изменением сложившегося ранее динамического стереотипа и условий жизни, знакомством с новыми детьми и взрослыми. Это вызывает необходимость мобилизации адаптационных механизмов, которые у детей только формируются. В процессе социальной адаптации к образовательному учреждению у большинства детей наблюдаются изменения в деятельности многих органов и систем, прежде всего ЦНС. Повышается возбудимость корковых клеток, нарушается взаимодействие первой и второй сигнальных систем, изменяется экскреция гормонов коры надпочечников, наблюдаются прочие многообразные проявления напряжения адаптации. Более чем у половины первоклассников изменяются эмоционально-поведенческие реакции. Достаточно часто появляются повышенное двигательное беспокойство, чрезмерная подвижность или, напротив, заторможенность, рассеянность и трудность концентрации внимания, частые отвлечения на уроках, повышенная утомляемость. У отдельных детей нарушаются сон, аппетит, снижается общая резистентность, что в первые 1 — 2 мес проявляется повышенной заболеваемостью первоклассников.
Если учитель и родители планомерно соблюдают режим, создают спокойную доброжелательную обстановку в классе и семье, обеспечивают полноценные условия для занятий, сна, отдыха ребенка, то происходит стабилизация психического и физического самочувствия детей.
В течение 1 — 2-й четвертей учебного года поведение большинства детей нормализуется. У части детей умеренно выраженные невротические реакции продолжаются дольше, сопровождаясь выраженной астенизацией и большей частотой соматовегетативных расстройств. У отдельных детей развивается гипердинамический синдром, появляются навязчивые движения, различные страхи. Системная медицинская и психолого-педагогическая коррекция способствует более быстрому формированию адаптированности детей к школе. В результате перестройки функций ведущих органов и систем восстанавливается типичный для ребенка уровень гомеостаза, обеспечивающий ему оптимальное существование в новой микросоциальной среде. Важную роль играют подготовка детей к школе в дошкольном учреждении и семье.
Обучение ребенка начинается задолго до поступления в школу. С раннего возраста взрослые передают ребенку знания и умения, накопленные поколениями людей, преимущественно в игровой форме.
При соблюдении режима дня, благоприятных условий жизни и предметной среды игровая деятельность малоутомительна для ребенка. Ведущей формой деятельности детей старшего дошкольного возраста является ролевая игра, в процессе которой ребенок проходит первичный этап социализации, проигрывая роли взрослой жизни.
В 6 — 7 лет происходит смена жизненных стереотипов и ведущих форм деятельности от ролевой игры к учебной деятельности в начальной школе. Учебная деятельность предъявляет высокие требования к растущему организму, поскольку детям предстоит усваивать основы системных научных знаний. Учебная деятельность должна соответствовать уровню достигнутого биологического и психического развития детей. В то же время обучение хорошо, когда оно не только согласовано с уровнем достигнутого развития («актуальная зона», по Л. С. Выгодскому), но оно должно опережать его, формируя тем самым «зону ближайшего» развития, что и обеспечивает систематическое обучение.
Величайшее мастерство взрослых, направляющих деятельность детей, состоит в правильном соотнесении уровня развития с объемом и качеством учебной нагрузки. Эта ключевая позиция обеспечивает гармонию биологической и социальной констант в человеке на протяжении всей жизни.
Традиционно учебная нагрузка ориентирована на среднестатистического школьника, телесно и психически здорового. Этот постулат на протяжении многих десятилетий XX в. в определенной мере оправдывал себя при начале обучения детей с 7-летнего возраста. Кардинальные изменения в социальной жизни людей конца XX в., снижение численности детей из-за падения рождаемости, проявления секулярного тренда и ухудшение физического развития детей, повышение уровня общей заболеваемости обусловили пересмотр сложившихся положений системы образования подрастающего поколения.
В начале XXI в. детей принимают в школу с 6 лет 6 мес — 7 лет, что увеличило диапазон возрастного комплектования первых классов в четырехлетней начальной школе.
В то же время дети одного паспортного возраста различаются по биологическому и психическому развитию, степени педагогической подготовленности к школе. Каждый третий ребенок поступает в школу с хроническими заболеваниями, более половины детей с морфофункциональными нарушениями, нередко полисистемного характера.
Готовность детей к обучению в школе начинают диагностировать за год до поступления в школу во время углубленного медицинского обследования с целью выявления нарушений в состоянии здоровья и заболеваний, а также необходимости и объема возможного оздоровления и лечения детей. Степень готовности определяется по совокупности медицинских и психолого-педагогических критериев.
-
Заболевания и нарушения, возникающие у детей и подростков в связи с анатомическими и физиологическими особенностями при воздействии факторов внутришкольной среды. Принципы их профилактика.
Хронические заболевания отмечаются у 90% российских школьников. Отклонения в здоровье_у детей 7-17 лет по вине образовательных перегрузок, нарушений условий обучения, режима питания и стресса носят обобщающее определение «школьные болезни».
-
Нарушения осанки
Статистика: нарушения осанки выявляются у 40-80% школьников.
Причины возникновения: слабые, недоразвитые (или нетренированные) мышцы спины, длительное вынужденное неправильное положение тела, неудобная мебель дома и в школе, неправильно подобранный портфель или ранец.
Как проявляется: при сутулости — грудной отдел позвоночника выступает вперёд, грудная клетка уплощена, плечи сведены, живот выпячен. При сколиозе — боковое искривление позвоночника.
Профилактика: подбор рациональной мебели, соответствующей росту ребёнка, выработка удобной позы при письме и чтении, занятия спортом, закаливающие процедуры, полноценное питание.
-
Гастрит
Статистика: К окончанию школы число детей, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта, увеличивается в 2 раза.
Причины возникновения: еда всухомятку, большие перерывы между приёмами пищи, отсутствие в рационе горячих блюд.
Как проявляется: периодические ноющие боли в верхней части живота, изжога.
Профилактика: дробное питание (5-6 раз в сутки), полноценный рацион, обязательное присутствие мясных или овощных бульонов.
-
Близорукость
Статистика: количество близоруких детей к моменту окончания школы увеличивается в 5 раз.
Причины возникновения: недостаточная освещённость рабочего места, длительное перенапряжение глаз.
Как проявляется: падение остроты зрения — постепенное или резкое.
Профилактика: обеспечьте рабочее место ребёнка достаточным освещением — 40-60 ватт на квадратный метр. Оптимальные условия (мягкий рассеянный свет, отсутствие теней) даёт люминесцентная лампа. Следите, чтобы расстояние между глазами ребёнка и рабочей поверхностью было не менее 30-35 см, а расстояние от телевизора — в 5 раз больше, чем диагональ экрана. Длительность непрерывного просмотра телевизора не должна превышать 20-40 минут.
-
Невроз
Статистика: Различными формами неврозовстрадают до 50% школьников.
Причины возникновения: несоответствие между требованиями педагога и возможностями ученика, чрезмерные нагрузки, хроническое недосыпание. (Дефицит ночного сна, например, у учеников младших классов — 1,5 — 2 часа в день.)
Как проявляется: чувство тревоги, беспокойства, напряжения, неуверенности в себе, беспокойный сон.
Профилактика: не грузите детей сверх меры домашними и дополнительными занятиями, не преувеличивайте значимость школьных оценок, следите за режимом дня.
- История кафедры гигиены с основами экологии
- Предмет и задачи гигиены. Значение гигиенических знаний в работе врача-лечебника.
- Загрязнения окружающей среды в современных условиях. Мероприятия по охране окружающей среды в
- Акклиматизация как социальная и гигиеническая проблема.
- Эпидемиологическое значение воды. Заболевания, передающиеся водным путем.
- Нормы потребления воды для различных мест в зависимости от условий их благоустройства.
- Источники водоснабжения и их санитарно-гигиеническая характеристика.
- Санитарная охрана водоисточников.
- Нецентрализованное водоснабжение, его организация и устройство. Требования к качеству воды
- Способы очистки питьевой воды и гигиеническая характеристика
- Способы обеззараживания питьевой воды и их гигиеническая характеристика.
- Специальные способы улучшения качества питьевой воды и их гигиеническая характеристика.
- Гигиеническая характеристика современного жилища. Синдром «больного здания».
- Гигиеническая характеристика отопления жилых общественных и производственных помещений. Виды
- Удаленность от источников загрязнения, расположение относительно них с учетом розы ветров.
- Гигиенические требования к больничному участку.
- Лечебно-охранительный режим в больницах
- Инфекционные и туберкулезные диспансеры. Размещение в населенном пункте и планировка.
- Особенности организации теплового режима, воздушного и светового комфорта больниц
- Меры профилактики перегревания и переохлаждения в палатах.
- Причины возникновения и направления профилактики внутрибольничных инфекций.
- Гигиена труда работников рентгенологов и радиологов. Профилактика заболеваний, связанных с
- Гигиена труда участковых врачей и профилактика заболеваний, связанных с их профессиональной
- Гигиена труда врачей скорой помощи и профилактика заболеваний, связанных с их профессиональной
- Профессиональные заболевания медицинских работников и их профилактика
- Состояние здоровья детей и подростков. Критерий группы здоровья.
- Факторы, формирующие здоровье
- Методы оценки физического развития детей и подростков
- Акселерация роста и развития. Гипотезы, объясняющие это явление
- Основные закономерности роста и развития детей и подростков.
- Адаптация детей к начальному обучению в школе. Определение готовности детей к школе
- Виды осанки, формы грудной клетки, ног, стопы. Причины нарушения их нормального состояния. Методы
- Основные принципы рационального питания детей. Медицинский контроль за организацией питания в
- Гигиенические основы трудового обучения детей и подростков.
- Цели, задачи и организация профессиональной ориентации школьников. Цели, задачи и организация
- Научные основы рационального питания.
- Болезни питания, их классификация и профилактика.
- Соблюдение правил личной гигиены - мытье рук перед едой, мытье овощей, фруктов, кипячение воды и
- Значение питания для здоровья и физического развития населения. Понятие о пищевом статусе.
- Пищевые волокна, их роль в питании. Источники пищевых волокон.
- Минеральные соли, макро и микроэлементы, их биологическая ценность, источники и нормирование в
- Заболевания, связанные с недостаточным или избыточным содержанием минеральных солей, макро- и
- Особенности питания при умственном и физическом труде
- Понятие о диетическом и лечебном питании
- Пищевые отравления, их современная классификация. Принципы профилактики пищевых отравлений.
- Микробные пищевые отравления, их классификация. Этиология, клиника, принципы профилактики
- Пищевые стафилококковые токсикозы: продукты и блюда-источники, этиология, лечение, профилактика.
- Ботулизм: продукты и блюда - источники, этиология, клиника, лечение, профилактика.
- Микотоксикозы. Этиология, клиника, лечение, принципы профилактики
- Немикробные пищевые отравления, их классификация. Принципы профилактики.
- Пищевые добавки, их классификация и гигиеническая характеристика.
- Методы консервации пищевых продуктов. Гигиеническая оценка консервов.
- Заболевания и глистные инвазии, передающиеся через мясные и молочные продукты.
- Предмет и задачи медицины труда. Значение труда для здоровья человека.
- Медицинские осмотры работающих: цели, задачи, организация.
- Физические:
- Химические:
- Психофизиологические
- Физиологически недостаточная двигательная активность (гиподинамия). Пример: умственный труд.
- Производственный микроклимат, его классификация, специфическая и неспецифическая патология.
- Шум как профессиональная вредность. Патология, вызываемая производственным шумом. Принципы ее
- Санитарно-технические мероприятия - использование поглощающих панелей, специальных кожухов.
- Медицинские профилактические осмотры.
- Вибрация как профессиональная вредность. Виды вибрации. Патология, вызываемая производственной
- Местная
- Медицинские профилактические осмотры.
- Инфразвук. Источники. Биологическое действие. Профилактика неблагоприятного действия на организм
- Медицинские мероприятия:
- Промышленные яды как профессиональная вредность. Принципы профилактики профессиональных
- Пути поступления, метаболизм в организме промышленных ядов. Виды их кумуляции. Выведение
- Растворители, как фактор производственной вредности. Принципы профилактики их неблагоприятного
- Тяжелая степень
- Наркотическим действием
- Раздражающим действием
- Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Их характеристика и показания к применению.
- Основные принципы гигиенической классификации труда.
- Физиологические сдвиги в организме при физической работе.
- Работоспособность. Классическая кривая работоспособности, ее участки.
- Утомление, переутомление, теории утомления, профилактика утомления.
- Рационализация санитарно-гигиенических условий.
- Основы личной гигиены студента.
- Гигиена умственного труда. Основные отличительные особенности умственного труда
- Гигиена труда животноводов.
- 0 Возможность заражения паразитарными и бактериальными заболеваниями при уходе за животными
- Гигиена труда механизаторов.
- Пестициды, их классификации. Гигиена труда при работе с пестицидами.
- Охрана окружающей среды при использовании в сельском хозяйстве агрохимикатов.
- Основы личной гигиены. Гигиена кожи и полости рта.
- Гигиена одежды и обуви, характеристика и свойства материалов для изготовления одежды обуви.
- Понятие о закрытых источниках ионизирующих излучений. Принципы защиты.
- Внешнему облучению
- Понятие об открытых источниках ионизирующих излучений. Принципы защиты.
- Основные дозовые пределы облучения.
- Гигиена полевого размещения войск. Типы полевых жилищ их гигиеническая оценка
- Понятие о различных типах фортификационных сооружений и их назначение в условиях чс. Обитаемость
- Организация питания в полевых условиях. Задачи медицинской службы по надзору за питанием
- Средства индивидуальной защиты личного состава в условиях чрезвычайной ситуации и очагах массового