Методы оценки физического развития детей и подростков
Унифицированной методикой исследования физического развития является антропометрия. Исследования проводят в утренние часы, натощак, на обнаженном человеке. Антропометрия позволяет изучить три группы показателей физического развития:
-
соматометрические (длина тела стоя и сидя, масса тела, окружности грудной клетки, головы, талии и других частей тела);
-
физиометрические: экскурсия грудной клетки, жизненная емкость легких, динамометрия рук, становая сила, артериальное давление, частота сердечных сокращений;
-
соматоскопические (состояние костно-мышечной системы, жироотложение, развитие постоянных зубов, тип телосложения, степень полового созревания. Степень развития жировой, мышечной, костной тканей оценивается по трехбалльной системе оценки: слабая, средняя, выраженная).
Оценку антропометрических показателей осуществляют по соответствующим стандартам разного типа. В настоящее время практически во всех развитых странах мира для индивидуальной и коллективной оценки физического развития используется центильный метод оценки физического развития, который основывается на создании легко читаемого и удобного для практического использования набора оценочных таблиц и ростовых кривых, построенных на основе измерений здоровых представителей коренного населения и в этом смысле вполне соответствующих понятию «стандарты». Дентальные оценки объективно отражают распределение результатов измерений среди детей конкретной возрастно-половой группы. Чаще всего применяют дентальные стандарты двух видов: одномерные дентальные шкалы (оценка распределения признаков относительно пола и возраста) и графики (номограммы, показывающие распределение массы тела относительно длины тела). Каждый измеренный у ребенка признак должен быть помещен в свою область или свой интервал центильной шкалы в соответствующей таблице.
Центильный метод дает реальную оценку показателей в сжатом виде. Сущность метода заключается в том, что все варианты изучаемого признака располагают по классам от минимального до максимального значения и путем математического преобразования весь ряд делят на 100 частей. Размеры цеитильных интервалов неодинаковы. Чаще используют шкалу, в которой предусмотрено выделение границ 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97 центилей. Колонки центильных таблиц показывают границы измеряемого признака для определенной процентной (или центильной) доли детей данной возрастно-половой группы. В полной форме центильная шкала выглядит следующим образом:
-
й центильный интервал — область «низких» значений, встречающихся редко (у 3 или 5 % здоровых детей); требуется обследование или консультирование («группа диагностики»);
-
й центильный интервал — 3 (5) —10 центилей, область «сниженных» значений, встречающихся у 7 (5) % здоровых детей; показано консультирование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития («группа внимания»);
-
й центильный интервал — 10 — 25 центилей, область значений «ниже средних» (15 % здоровых детей);
-
й центильный интервал — 25 — 50 центилей, область «сред-ненизких» значений (25 % здоровых детей);
50-й центиль представляет собой медиану;
-
й центильный интервал — 50 — 75 центилей, область «средневысоких» значений (25 % здоровых детей);
-
й центильный интервал — 75 — 90 центилей, область «повышенных» значений (15 % здоровых детей);
-
й центильный интервал — 90 — 97 (95) центилей, область «повышенных» значений (5...7 % здоровых детей); показано консультирование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития («группа внимания»);
-
й центильный интервал — от 97 (95)-го центиля, область «высоких» значений, встречающихся редко (у 3...5% здоровых детей); высока вероятность патологической природы изменений, требует обследования или консультирования («группа диагностики»).
Таким образом, область «средних» значений показателей физического развития детей и подростков (с 3-го по 6й центильные интервалы — от 10-го до 90-го центиля) характерна для 80 % здоровых детей и является наиболее типичной для данной возрастно-половой группы.
Метод сигмальных отклонений.
При данном методе каждый из индивидуальных признаков сравнивают со средним арифметическим этого признака для данного возраста и находят фактическое отклонение по данному признаку. Затем это фактическое отклонение делят на сигму (а) - среднее квадратичное отклонение и находят сигмальное отклонение. Нетрудно понять, что если сигмальное отклонение отрицательно, то признак развит ниже средневозрастной нормы, а если оно положительно, то выше средней величины для данного возраста. При этом, развитие признака оценивается следующим образом:
Сигмальное отклонение | Развитие признака |
От -1а до +1а | В пределах средних величин |
От -1 а до -2 а | Ниже среднего |
Меньше -2 а | Низкое |
От +1 а до +2 а | Выше среднего |
Больше +2 а | Высокое |
Совокупность сигмальных отклонений изображают графически, получая так называемый профиль физического развития в виде ломаной линии, отклоняющейся от центральной вертикальной линии, соответствующей средним величинам исследуемых признаков, вправо или влево в зависимости от того, развит дачный признак выше или ниже средней величины.
Недостатком метода является раздельная (без взаимосвязи друг с другом) оценка каждого признака, а также отсутствие оценки гармоничности развития ребенка.
Оценка физического развития по шкалам регрессии.
Отличительной особенностью данного метода является то, что признаки оцениваются не отдельно, а в связи друг с другом. Сначала определяется рост ребенка и соответственно росту устанавливаются нормативы для других показателей. Далее с этими нормами сравнивают фактические величины показателей, находят аналогично предыдущему методу сигмальные отклонения для каждого показателя и оценивают их.
Комплексный метод оценки.
При данном методе сначала определяется соответствие биологического возраста паспортному. После этого оценивается морфофункциональное состояние организма по шкалам регрессии. Физическое состояние оценивается как гармоничное, если масса тела и окружность грудной клетки отличаются от должных для данного роста (при оценке по шкалам рефессии) не больше, чем на 1а. При различиях в пределах ±1-2а развитие считается дисгармоничным, больше чем ± 2а - резко дисгармоничным. Естественно, что при дисгармоничном и резко дисгармоничном развитии имеют место и низкие функциональные показатели.
Метод биологической оценки
Дети одного паспортного возраста различаются по уровню морфофункционального развития. По степени биологического созревания можно выделить три группы детей в зависимости от того, отстает ли их биологический возраст от паспортного; соответствует ему или опережает его. Биологический возраст детей и подростков определяют по комплексу морфологических критериев: длина и масса тела, погодовые прибавки длины и массы тела, число молочных и постоянных зубов, порядок их прорезывания («зубной возраст»), степень развития вторичных половых признаков.
По медицинским показаниям можно использовать изучение степени дифференцировки скелета («костный возраст»), который точнее, чем другие показатели, характеризует биологическое созревание организма. Для определения биологического возраста следует дать оценку каждого критерия, а затем, суммируя результаты, отнести школьника к одной из трех групп.
В разном возрасте информативность критериев неодинакова, что связано с особенностями формирования отдельных органов и систем. Биологическое созревание мальчиков с паспортным возрастом 6—10 лет, а девочек 6 —9 лет оценивают по длине и массе тела, смене молочных зубов на постоянные.
С 10— 11 лет у мальчиков и с 9—10 лет у девочек важным критерием морфологического созревания становится половое развитие, которое определяется по степени выраженности вторичных половых признаков. Развитие вторичных половых признаков происходит в определенной последовательности.
У мальчиков половое созревание начинается с изменения тембра голоса (Vox), затем появляется оволосение лобка (Pubis), далее следует увеличение щитовидного хряща гортани (Larinx), оволосение подмышечных впадин (Axillaris) и оволосение лица (Fades).
У девочек половое созревание начинается с развития молочных желез (Mamma), позднее наступает оволосение лобка (Pubis) и подмышечных впадин (Axillaris). Ведущим критерием полового созревания девочек является появление первой менструации (Menarche) и становление менструальной функции (Menses).
Уровень оссификации скелета («костный возраст») является информативным критерием биологической зрелости на всех этапах онтогенеза. Для его определения часто используют рентгенологические исследования кисти руки и запястья. Появление ядер окостенения приурочено к определенному паспортному возрасту детей. Это позволяет достаточно точно определить биологический возраст ребенка. Костный возраст детей 6 - 7 лет может соответствовать 4 —8 годам паспортного возраста и отражает скорость возрастного созревания детей.
- История кафедры гигиены с основами экологии
- Предмет и задачи гигиены. Значение гигиенических знаний в работе врача-лечебника.
- Загрязнения окружающей среды в современных условиях. Мероприятия по охране окружающей среды в
- Акклиматизация как социальная и гигиеническая проблема.
- Эпидемиологическое значение воды. Заболевания, передающиеся водным путем.
- Нормы потребления воды для различных мест в зависимости от условий их благоустройства.
- Источники водоснабжения и их санитарно-гигиеническая характеристика.
- Санитарная охрана водоисточников.
- Нецентрализованное водоснабжение, его организация и устройство. Требования к качеству воды
- Способы очистки питьевой воды и гигиеническая характеристика
- Способы обеззараживания питьевой воды и их гигиеническая характеристика.
- Специальные способы улучшения качества питьевой воды и их гигиеническая характеристика.
- Гигиеническая характеристика современного жилища. Синдром «больного здания».
- Гигиеническая характеристика отопления жилых общественных и производственных помещений. Виды
- Удаленность от источников загрязнения, расположение относительно них с учетом розы ветров.
- Гигиенические требования к больничному участку.
- Лечебно-охранительный режим в больницах
- Инфекционные и туберкулезные диспансеры. Размещение в населенном пункте и планировка.
- Особенности организации теплового режима, воздушного и светового комфорта больниц
- Меры профилактики перегревания и переохлаждения в палатах.
- Причины возникновения и направления профилактики внутрибольничных инфекций.
- Гигиена труда работников рентгенологов и радиологов. Профилактика заболеваний, связанных с
- Гигиена труда участковых врачей и профилактика заболеваний, связанных с их профессиональной
- Гигиена труда врачей скорой помощи и профилактика заболеваний, связанных с их профессиональной
- Профессиональные заболевания медицинских работников и их профилактика
- Состояние здоровья детей и подростков. Критерий группы здоровья.
- Факторы, формирующие здоровье
- Методы оценки физического развития детей и подростков
- Акселерация роста и развития. Гипотезы, объясняющие это явление
- Основные закономерности роста и развития детей и подростков.
- Адаптация детей к начальному обучению в школе. Определение готовности детей к школе
- Виды осанки, формы грудной клетки, ног, стопы. Причины нарушения их нормального состояния. Методы
- Основные принципы рационального питания детей. Медицинский контроль за организацией питания в
- Гигиенические основы трудового обучения детей и подростков.
- Цели, задачи и организация профессиональной ориентации школьников. Цели, задачи и организация
- Научные основы рационального питания.
- Болезни питания, их классификация и профилактика.
- Соблюдение правил личной гигиены - мытье рук перед едой, мытье овощей, фруктов, кипячение воды и
- Значение питания для здоровья и физического развития населения. Понятие о пищевом статусе.
- Пищевые волокна, их роль в питании. Источники пищевых волокон.
- Минеральные соли, макро и микроэлементы, их биологическая ценность, источники и нормирование в
- Заболевания, связанные с недостаточным или избыточным содержанием минеральных солей, макро- и
- Особенности питания при умственном и физическом труде
- Понятие о диетическом и лечебном питании
- Пищевые отравления, их современная классификация. Принципы профилактики пищевых отравлений.
- Микробные пищевые отравления, их классификация. Этиология, клиника, принципы профилактики
- Пищевые стафилококковые токсикозы: продукты и блюда-источники, этиология, лечение, профилактика.
- Ботулизм: продукты и блюда - источники, этиология, клиника, лечение, профилактика.
- Микотоксикозы. Этиология, клиника, лечение, принципы профилактики
- Немикробные пищевые отравления, их классификация. Принципы профилактики.
- Пищевые добавки, их классификация и гигиеническая характеристика.
- Методы консервации пищевых продуктов. Гигиеническая оценка консервов.
- Заболевания и глистные инвазии, передающиеся через мясные и молочные продукты.
- Предмет и задачи медицины труда. Значение труда для здоровья человека.
- Медицинские осмотры работающих: цели, задачи, организация.
- Физические:
- Химические:
- Психофизиологические
- Физиологически недостаточная двигательная активность (гиподинамия). Пример: умственный труд.
- Производственный микроклимат, его классификация, специфическая и неспецифическая патология.
- Шум как профессиональная вредность. Патология, вызываемая производственным шумом. Принципы ее
- Санитарно-технические мероприятия - использование поглощающих панелей, специальных кожухов.
- Медицинские профилактические осмотры.
- Вибрация как профессиональная вредность. Виды вибрации. Патология, вызываемая производственной
- Местная
- Медицинские профилактические осмотры.
- Инфразвук. Источники. Биологическое действие. Профилактика неблагоприятного действия на организм
- Медицинские мероприятия:
- Промышленные яды как профессиональная вредность. Принципы профилактики профессиональных
- Пути поступления, метаболизм в организме промышленных ядов. Виды их кумуляции. Выведение
- Растворители, как фактор производственной вредности. Принципы профилактики их неблагоприятного
- Тяжелая степень
- Наркотическим действием
- Раздражающим действием
- Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Их характеристика и показания к применению.
- Основные принципы гигиенической классификации труда.
- Физиологические сдвиги в организме при физической работе.
- Работоспособность. Классическая кривая работоспособности, ее участки.
- Утомление, переутомление, теории утомления, профилактика утомления.
- Рационализация санитарно-гигиенических условий.
- Основы личной гигиены студента.
- Гигиена умственного труда. Основные отличительные особенности умственного труда
- Гигиена труда животноводов.
- 0 Возможность заражения паразитарными и бактериальными заболеваниями при уходе за животными
- Гигиена труда механизаторов.
- Пестициды, их классификации. Гигиена труда при работе с пестицидами.
- Охрана окружающей среды при использовании в сельском хозяйстве агрохимикатов.
- Основы личной гигиены. Гигиена кожи и полости рта.
- Гигиена одежды и обуви, характеристика и свойства материалов для изготовления одежды обуви.
- Понятие о закрытых источниках ионизирующих излучений. Принципы защиты.
- Внешнему облучению
- Понятие об открытых источниках ионизирующих излучений. Принципы защиты.
- Основные дозовые пределы облучения.
- Гигиена полевого размещения войск. Типы полевых жилищ их гигиеническая оценка
- Понятие о различных типах фортификационных сооружений и их назначение в условиях чс. Обитаемость
- Организация питания в полевых условиях. Задачи медицинской службы по надзору за питанием
- Средства индивидуальной защиты личного состава в условиях чрезвычайной ситуации и очагах массового