5. Рациональная организация учебного и трудового процесса
Оптимизация трудового процесса должна быть направлена на сохранение высокого уровня работоспособности человека и устранение хронической нервно-эмоциональной напряженности. Поэтому трудовой и учебный процессы должны строиться с учетом физиологических особенностей и механизмов работоспособности.
Научно обоснованные режимы труда и отдыха должны быть направлены на ускорение процесса врабатывания, достижение максимального периода устойчивой работоспособности. Для этого при их составлении нужно принимать во внимание суточную периодику функций. Большое значение имеет и создание четкого ритма работы, так как он способствует большей экономичности затрат нервной и мышечной энергии человека, а следовательно замедляет развитие утомления. Физиологически оправдано и необходимо введение регламентированных перерывов для восстановления, производственной гимнастики, музыкальных передач.
Вводная пятиминутная гимнастика, музыка, настраивающая физиологические функции на оптимальный рабочий уровень, способствуют ускорению вхождения в работу. В результате гимнастики увеличивается подвижность нервных процессов возбуждения и торможения. Вводная гимнастика должна включать упражнения, активизирующие деятельность организма, способствовать сосредоточению внимания, имитировать движения, применяемые во время трудового процесса. Темп выполнения упражнений должен быть несколько выше темпа обычной работы. Комплекс вводной гимнастики состоит из 6-8 упражнений, сопровождающихся соответствующей музыкой.
Для малоподвижных работ рекомендуют введение ранних физкультурных пауз – через 15-20 минут после начала работы. Чем тяжелее и напряженнее труд, тем ближе к началу работы должны быть введены регламентированные перерывы на отдых (5-7 минут на легких работах и до 30 минут на тяжелых). Введение перерыва на обед предотвращает снижение работоспособности. Таким образом, моменты падения работоспособности должны быть «вехами» для установления перерывов. Однако, несвоевременное введение перерывов тоже может привести к снижению работоспособности. Так, перерыв в работе на стадии устойчивой или пониженной работоспособности вызывает возвращение работоспособности к уровню предыдущей стадии – стадии врабатываемости. Во второй половине дня количество перерывов должно быть больше, при особо тяжелом режиме работы рекомендуется сочетание 15-30 минут работы с отдыхом той же продолжительности.
Во время перерывов отдых должен быть активным (пассивный отдых возможен только на тяжелых физических работах), обеспечивать переключение нагрузки с утомленных нервных центров и органов на бездействующие или менее загруженные в процессе труда. Так, во время отдыха необходимо сменить позу, перераспределить основные и вспомогательные трудовые операции различной степени сложности. Помогает и перемена рабочих мест. Для устранения монотонности труда рекомендуют укрупнение операций, увеличение их содержательности. В то же время при чередовании операции не должны нагружать одни и те же органы и группы органов. Они должны различаться рабочей позой, степенью нагрузки на разные звенья двигательного аппарата. При этом исследования показывают, что лучший результат достигается при смене более интенсивных нагрузок на менее интенсивные, а также при снижении их темпа и степени монотонности. Например, предварительное статическое напряжение мышц сгибателей не только не уменьшает, но и увеличивает последующую динамическую работу.
Эффективность введения перерывов и гимнастики подтверждается рядом работ. Так, основываясь на данных психофизиологического обследования проектировщиков, исследователи предложили ряд мер по рационализации режима труда, которые включали в себя увеличение числа регламентируемых перерывов на отдых. При этом рекомендовалось делать не частые, но более продолжительные перерывы, а последний из них должен был быть активным – с включением производственной гимнастики. После внедрения этих рекомендаций наблюдалось повышение показателей работоспособности.
Еще одно из средств рационализации трудовых процессов – функциональная музыка – музыка, непосредственно сопровождающая трудовые процессы в производственной обстановке с целью повышения работоспособности трудящихся. В основе благотворного влияния музыки на жизнедеятельность организма лежит ее способность вызывать положительные эмоции и стимулировать ритмику деятельности всего функционального аппарата организма, особенно опоры о-двигательной системы, благодаря чему достигается экономичный режим работы нервных центров. В качестве функциональной музыки обычно используют спортивные песни, марши, ритмические танцевальные и эстрадные произведения. График и продолжительность музыкальных передач могут варьировать.
Несмотря на благоприятное влияние функциональной музыки на работоспособность, там, где в процессе работы требуется значительная концентрация внимания или имеет место загрузка умственной работой, функциональная музыка противопоказана. Не рекомендуют ее применять и в сфере умственного труда, хотя возможны отдельные музыкальные передачи в перерывах, а также до начала работы и после ее конца.
Помимо вышеперечисленных способов внесения изменений в режим труда очень важное значение имеет соответствие суточных и недельных режимов труда периодическим изменениям работоспособности. Поэтому, поскольку наивысший уровень работоспособности наблюдается в дневные и утренние часы, а в среднем – в интервале 9-20 часов, то необходимо организовать трудовые процессы именно в это время суток, по возможности максимально сократив ночные смены.
При составлении недельного режима труда также следует учитывать динамику работоспособности. Работоспособность увеличивается постепенно в первые три дня в связи с постепенным входом в работу, достигает своего наивысшего уровня на третий, четвертый день недели и затем снижается, резко падая к субботе. Поэтому рабочая неделя не должна быть больше шести дней. Пятидневная рабочая неделя вполне оправдана. Учитывая длительный период врабатывания в начале недели, нецелесообразно перегружать работой первые два дня, вместе с этим не следует вводить выходных в середине недели, чтобы не нарушать устойчивый рабочий стереотип. По этой же причине и для полного восстановления дни отдыха нужно предоставлять подряд.
Кроме того, удовлетворение условий производственной среды физиологическим, эстетическим, эргономическим требованиям, устранение психологической разобщенности и создание благоприятного психологического климата в рабочем коллективе в большой степени определяют эффективность мер по рационализации трудового процесса. Поскольку положительные и отрицательные эмоции оказывают немаловажное влияние на работоспособность, следует стимулировать положительные эмоции. Одной из мер такой стимуляции может служить эстетизация производственной среды. Так как воздействие на психику работающих идет в первую очередь через зрительный анализатор, целесообразно правильно подбирать цветовое, архитектурное, световое оформление производственных помещений.
Современная система профессионального обучения также должна основываться на всестороннем учете закономерностей психических, психофизиологических и физиологических процессов, на использовании современных принципов педагогики и дидактики. С физиолого-эргономической и психофизиологической точек зрения система обучения включает профессиональный психофизиологический отбор обучающихся, собственно обучение и тренировку для закрепления профессиональных навыков и знаний.
Разработка рациональных методов профессионального обучения человека должна основываться на общих закономерностях умственной и двигательной деятельности, то есть на известных понятиях о формировании ассоциаций, образа, динамического стереотипа. При этом возникает необходимость создания научной основы оптимизации процессов обучения, которая позволила бы планомерно подводить обучаемых к требуемому уровню квалификации за минимальное время.
В конкретных мероприятиях по рациональной организации учебного процесса рекомендуют упорядочивать учебную нагрузку, изымая излишне сложный и второстепенный материал, обеспечивать более высокий уровень обучения. Для лучшего хода учебного процесса важно учитывать необходимость правильного чередования работы и отдыха, последовательности и систематичности подачи материала. Благоприятный эффект оказывает и использование в режиме учебных занятий оздоровительных элементов (гимнастики, физкультурных пауз), отдаляющих утомление и повышающих работоспособность.
Большую роль играет переключение с одного вида деятельности на другой, чередование мыслительной деятельности с незначительной физической нагрузкой. Правильная организация учебной деятельности, систематические упражнения и тренировка способствуют совершенствованию и автоматизации навыков умственной работы, что, в свою очередь, облегчает ход учебного процесса.
- Введение
- ЧастьI. Адаптация организма человека к природно-климатическим и социальным условиям главаi. Взаимодействие организма со средой обитания
- 1. Общие закономерности адаптации организма человека
- 2. Механизмы адаптации
- 3. Эффективность адаптации. Кратковременная и долговременная адаптация
- Главаii. Адаптация человека к природным и климато-географическим условиям
- 1. Природные факторы и их воздействие на организм
- Радиочастотный диапазон
- Сила ветра по Бофорту (шкала в сокращенном виде. Бсэ, 1970)
- 2. Экологические аспекты хронобиологии
- Классификация биологических ритмов (по: Моисеева н. И., Сысуев в. М., 1981)
- Классификация ритмической активности организма и основные свойства ритмов (по: Оранский и. Е., 1988)
- Периоды и циклы гелиофизических факторов (по: Владимирский б. М., 1980)
- 3. Общие вопросы адаптации организма человека к различным климато-географическим регионам.
- Атмосферное давление и парциальное давление кислорода (ро2) на различных высотах над уровнем моря (мм рт.Сг.)
- Главаiii. Адаптация человека к экстремальным условиям среды
- 1. Гравитация
- Эквиваленты терминологии ускорений
- 2. Влияние на организм человека вибраций
- 3. Влияние на организм человека длительных и интенсивных звуковых нагрузок
- 4. Острая гипоксия
- 5. Высотные декомпрессионные расстройства
- 6. Физиологические реакции организма на избыток кислорода
- 7. Гиперкапния
- 8. Адаптация организма к условиям высоких и низких температур
- Классификация тепловых состояний человека (по: Ажаев a.M.. 1979).
- 9. Влияние электромагнитных излучений на организм
- 10. Влияние ионизирующих излучений на организм
- 11. Адаптация человека к последствиям чрезвычайных ситуаций (катастроф)
- 12. Проблема адапатации человека к условиям авиакосмических полетов.
- 13. Влияние на организм подводных погружений
- 14. Искусственная газовая атмосфера
- Главаiv. Социальная адаптация
- 1. Адаптация к антропогенным факторам среды
- 2. Адаптация к городским и сельским условиям
- 3. Демографические процессы
- 4. Адаптация к различным видам трудовой деятельности. Характеристика основных типов работы.
- 5. Рациональная организация учебного и трудового процесса
- 6. Профессиональный отбор
- 7. Адаптация к различным видам профессиональной деятельности
- 8. Психологические аспекты адаптации.
- Зарядка у компьютера
- ЧастьIi. Адаптация организма ребенка к природным и климатическим условиям
- Главаi. Общие закономерности адаптации организма ребенка
- 1. Влияние природных факторов на развивающийся организм
- 2. Биологические ритмы растущего организма
- 3. Адаптация детского организма к различным климато-географическим регионам
- Типы саморегуляции сердечно-сосудистой системы в разные сезоны года (%) (по: Раппопорт ж. Ж., 1979)
- Главаii. Социальные аспекты адаптации детей
- 1. Влияние антропогенных факторов на функциональное состояние организма ребенка
- 2. Адаптация детей к социальным факторам
- Распределение потребителей наркотиков по возрасту
- Литература
- Содержание
- Глава IV. Социальная адаптация 176