6. Профессиональный отбор
Профессиональный отбор – комплекс мероприятий, направленных на выявление лиц, наиболее пригодных к обучению и последующей трудовой деятельности по своим моральным, психофизиологическим и психологическим качествам, уровню необходимых знаний и навыков, состоянию здоровья и физического развития. Профессиональный отбор предусматривает оценку у конкретного индивидуума состояния здоровья, физического развития, уровня общеобразовательной подготовки, социальных данных, профессиональных способностей.
Профессиональный отбор осуществляется путем проведения медицинского, психологического, образовательного и социального отборов.
Медицинский отбор направлен на выявление лиц, которые по состоянию здоровья и физического развития могут успешно овладеть профессией и в течение длительного времени эффективно выполнять профессиональные обязанности.
Психологический отбор специалистов основывается на изучении состояния, степени развития совокупности тех психических и психофизиологических качеств личности кандидатов, которые определяются требованиями конкретных профессий и специальностей и способствуют успешному их овладению и последующей эффективной рабочей деятельности.
Образовательный отбор (изучение уровня подготовленности) предусматривает выявление у кандидатов необходимых знаний и навыков, профессионального опыта для обучения, освоения и совершенствования по избранной профессии.
Цель социального отбора – оценка моральных качеств, некоторых социально-демографических характеристик, организаторских способностей, общественной активности, мотивов выбора профессии, интересов, отношений в коллективе, устойчивости к воздействию социальных факторов профессиональной деятельности, способности адаптации к производственной среде.
Необходимо соблюдать принцип научной обоснованности рекомендаций по отбору. Организационно-методические рекомендации по профессиональному отбору, по К. К. Платонову, должны исходить из: а) целесообразности его проведения на определенную профессию; б) конкретного содержания задачи отбора (прогнозирование пригодности к обучению или к деятельности); в) характеристики контингента; профессиональных требований к кандидатам; д) валидности и надежности методик оценки профессионально важных качеств; е) критериев прогнозирования профессиональной пригодности; ж) эффективности разработанных рекомендаций по профессиональному отбору; з) организационных форм проведения профессионального отбора. Рекомендации по отбору специфичны для каждой конкретной профессии.
Систему профессионального отбора следует разрабатывать, если для этого сложились следующие условия: 1) наличие людей, испытывающих затруднения в освоении данной профессии до требуемого уровня в заданные сроки; 2) ответственность и опасность профессии для специалиста и для окружающих; 3) большая стоимость, сложность и сжатые сроки профессионального обучения; 4) преобладание числа кандидатов над числом вакансий.
Процедура профессионального отбора (медицинского, психофизиологического, психологического) заключается в оценке состояния уровня развития качеств личности и функций организма, которые обеспечивают выполнение трудовых задач в определенных условиях профессиональной деятельности. Требования конкретной специальности обусловливают необходимость изучения состояния совокупности функций и качеств человека. Выполнение различных профессиональных задач, видов деятельности обеспечивается разными психофизиологическими качествами, функциями и требует своеобразного, достаточно определенного сочетания этих качеств. Поэтому важным этапом разработки системы профессионального отбора является обоснование профессиональных требований к кандидатам на обучение конкретным специальностям.
Таким образом, разработка, обоснование профессиональных требований должны предусматривать анализ содержания трудового процесса, изучение условий и организации труда, исследование динамики состояния психофизиологических функций в трудовом процессе.
Процедура обследования при профессиональном отборе предусматривает оценку состояния как отдельных физиологических функций, биохимических показателей, психофизических, психических и других качеств личности, так и ряда интегральных характеристик и свойств индивида, необходимых для обеспечения выполнения какой-либо конкретной профессиональной деятельности. В качестве приемов исследования используются методы субъективной и объективной оценки личности. Методы субъективной оценки основаны на получении сведений о тех или иных качествах индивида, проявляющихся в различных жизненных или экстремальных ситуациях. Методы объективной оценки объединяют клинико-физиологические, электрофизиологические, психофизиологические методики, психологические тесты, приемы оценки физического развития и физической подготовленности. Клинико-физиологические и электрофизиологические методики включают обширную группу методических приемов исследования вегетативных и соматических функций организма, широко используемых в клинической практике и трудовой экспертизе. Психофизиологические методики направлены в основном на изучение состояния некоторых параметров анализаторных систем организма, функций восприятия сигналов, особенностей нейродинамики и психомоторики, типологических особенностей высшей нервной деятельности.
Методики, используемые при проведении профессионального отбора должны отвечать следующим требованиям: 1) валидность (указывает, что и насколько точно измеряет методика); 2) надежность – постоянство результатов, полученных при повторных и равных условиях обследования одного и того же лица; 3) дифференцированность – каждая методика должна быть направлена на оценку определенных психических функций или их совокупности. Кроме этого, следует соблюдать правила научной обоснованности, объективности, стандартизированности и практичности при разработке методик.
Одной из форм проведения профессионального отбора является групповое обследование нескольких десятков человек одновременно. Как правило, для прохождения всех этапов и комиссий приема формируется группа кандидатов по 30-50 человек. Клинико-физиологическое обследование и изучение состояния ряда психофизиологических функций (координация движений, скорость и точность сенсомоторных реакций, функции слежения, проприоцептивная чувствительность) проводится индивидуально. Индивидуально ведется и беседа с каждым кандидатом. Важное значение для объективизации данных психофизиологических методик имеет соблюдение стандартности условий их выполнения.
Профессиональный отбор имеет большое значение для адаптации к деятельности по выбранной профессии и к условиям обучения. Ряд исследований показал, что лица, заранее выбравшие ту или иную специальность, гораздо легче адаптируются к особенностям трудового и учебного процессов, а также показывают более высокий уровень мотивации, в то время как неправильный или случайный выбор профессии может привести к социальной дезадаптации, нарушению психического здоровья.
Смысл жизни классных специалистов, работающих по призванию, состоит в возможности профессиональной самореализации.
- Введение
- ЧастьI. Адаптация организма человека к природно-климатическим и социальным условиям главаi. Взаимодействие организма со средой обитания
- 1. Общие закономерности адаптации организма человека
- 2. Механизмы адаптации
- 3. Эффективность адаптации. Кратковременная и долговременная адаптация
- Главаii. Адаптация человека к природным и климато-географическим условиям
- 1. Природные факторы и их воздействие на организм
- Радиочастотный диапазон
- Сила ветра по Бофорту (шкала в сокращенном виде. Бсэ, 1970)
- 2. Экологические аспекты хронобиологии
- Классификация биологических ритмов (по: Моисеева н. И., Сысуев в. М., 1981)
- Классификация ритмической активности организма и основные свойства ритмов (по: Оранский и. Е., 1988)
- Периоды и циклы гелиофизических факторов (по: Владимирский б. М., 1980)
- 3. Общие вопросы адаптации организма человека к различным климато-географическим регионам.
- Атмосферное давление и парциальное давление кислорода (ро2) на различных высотах над уровнем моря (мм рт.Сг.)
- Главаiii. Адаптация человека к экстремальным условиям среды
- 1. Гравитация
- Эквиваленты терминологии ускорений
- 2. Влияние на организм человека вибраций
- 3. Влияние на организм человека длительных и интенсивных звуковых нагрузок
- 4. Острая гипоксия
- 5. Высотные декомпрессионные расстройства
- 6. Физиологические реакции организма на избыток кислорода
- 7. Гиперкапния
- 8. Адаптация организма к условиям высоких и низких температур
- Классификация тепловых состояний человека (по: Ажаев a.M.. 1979).
- 9. Влияние электромагнитных излучений на организм
- 10. Влияние ионизирующих излучений на организм
- 11. Адаптация человека к последствиям чрезвычайных ситуаций (катастроф)
- 12. Проблема адапатации человека к условиям авиакосмических полетов.
- 13. Влияние на организм подводных погружений
- 14. Искусственная газовая атмосфера
- Главаiv. Социальная адаптация
- 1. Адаптация к антропогенным факторам среды
- 2. Адаптация к городским и сельским условиям
- 3. Демографические процессы
- 4. Адаптация к различным видам трудовой деятельности. Характеристика основных типов работы.
- 5. Рациональная организация учебного и трудового процесса
- 6. Профессиональный отбор
- 7. Адаптация к различным видам профессиональной деятельности
- 8. Психологические аспекты адаптации.
- Зарядка у компьютера
- ЧастьIi. Адаптация организма ребенка к природным и климатическим условиям
- Главаi. Общие закономерности адаптации организма ребенка
- 1. Влияние природных факторов на развивающийся организм
- 2. Биологические ритмы растущего организма
- 3. Адаптация детского организма к различным климато-географическим регионам
- Типы саморегуляции сердечно-сосудистой системы в разные сезоны года (%) (по: Раппопорт ж. Ж., 1979)
- Главаii. Социальные аспекты адаптации детей
- 1. Влияние антропогенных факторов на функциональное состояние организма ребенка
- 2. Адаптация детей к социальным факторам
- Распределение потребителей наркотиков по возрасту
- Литература
- Содержание
- Глава IV. Социальная адаптация 176