logo
Фізіологічна екологія

6. Профессиональный отбор

Профессиональный отбор – комплекс мероприятий, направленных на выявление лиц, наиболее пригодных к обучению и последующей трудовой деятельности по своим моральным, психофизиологическим и психологическим качествам, уровню необходимых знаний и навыков, состоянию здоровья и физического развития. Профессиональный отбор предусматривает оценку у конкретного индивидуума состояния здоровья, физического развития, уровня общеобразовательной подготовки, социальных данных, профессиональных способностей.

Профессиональный отбор осуществляется путем проведения медицинского, психологического, образовательного и социального отборов.

Медицинский отбор направлен на выявление лиц, которые по состоянию здоровья и физического развития могут успешно овладеть профессией и в течение длительного времени эффективно выполнять профессиональные обязанности.

Психологический отбор специалистов основывается на изучении состояния, степени развития совокупности тех психических и психофизиологических качеств личности кандидатов, которые определяются требованиями конкретных профессий и специальностей и способствуют успешному их овладению и последующей эффективной рабочей деятельности.

Образовательный отбор (изучение уровня подготовленности) предусматривает выявление у кандидатов необходимых знаний и навыков, профессионального опыта для обучения, освоения и совершенствования по избранной профессии.

Цель социального отбора – оценка моральных качеств, некоторых социально-демографических характеристик, организаторских способностей, общественной активности, мотивов выбора профессии, интересов, отношений в коллективе, устойчивости к воздействию социальных факторов профессиональной деятельности, способности адаптации к производственной среде.

Необходимо соблюдать принцип научной обоснованности рекомендаций по отбору. Организационно-методические рекомендации по профессиональному отбору, по К. К. Платонову, должны исходить из: а) целесообразности его проведения на определенную профессию; б) конкретного содержания задачи отбора (прогнозирование пригодности к обучению или к деятельности); в) характеристики контингента; профессиональных требований к кандидатам; д) валидности и надежности методик оценки профессионально важных качеств; е) критериев прогнозирования профессиональной пригодности; ж) эффективности разработанных рекомендаций по профессиональному отбору; з) организационных форм проведения профессионального отбора. Рекомендации по отбору специфичны для каждой конкретной профессии.

Систему профессионального отбора следует разрабатывать, если для этого сложились следующие условия: 1) наличие людей, испытывающих затруднения в освоении данной профессии до требуемого уровня в заданные сроки; 2) ответственность и опасность профессии для специалиста и для окружающих; 3) большая стоимость, сложность и сжатые сроки профессионального обучения; 4) преобладание числа кандидатов над числом вакансий.

Процедура профессионального отбора (медицинского, психофизиологического, психологического) заключается в оценке состояния уровня развития качеств личности и функций организма, которые обеспечивают выполнение трудовых задач в определенных условиях профессиональной деятельности. Требования конкретной специальности обусловливают необходимость изучения состояния совокупности функций и качеств человека. Выполнение различных профессиональных задач, видов деятельности обеспечивается разными психофизиологическими качествами, функциями и требует своеобразного, достаточно определенного сочетания этих качеств. Поэтому важным этапом разработки системы профессионального отбора является обоснование профессиональных требований к кандидатам на обучение конкретным специальностям.

Таким образом, разработка, обоснование профессиональных требований должны предусматривать анализ содержания трудового процесса, изучение условий и организации труда, исследование динамики состояния психофизиологических функций в трудовом процессе.

Процедура обследования при профессиональном отборе предусматривает оценку состояния как отдельных физиологических функций, биохимических показателей, психофизических, психических и других качеств личности, так и ряда интегральных характеристик и свойств индивида, необходимых для обеспечения выполнения какой-либо конкретной профессиональной деятельности. В качестве приемов исследования используются методы субъективной и объективной оценки личности. Методы субъективной оценки основаны на получении сведений о тех или иных качествах индивида, проявляющихся в различных жизненных или экстремальных ситуациях. Методы объективной оценки объединяют клинико-физиологические, электрофизиологические, психофизиологические методики, психологические тесты, приемы оценки физического развития и физической подготовленности. Клинико-физиологические и электрофизиологические методики включают обширную группу методических приемов исследования вегетативных и соматических функций организма, широко используемых в клинической практике и трудовой экспертизе. Психофизиологические методики направлены в основном на изучение состояния некоторых параметров анализаторных систем организма, функций восприятия сигналов, особенностей нейродинамики и психомоторики, типологических особенностей высшей нервной деятельности.

Методики, используемые при проведении профессионального отбора должны отвечать следующим требованиям: 1) валидность (указывает, что и насколько точно измеряет методика); 2) надежность – постоянство результатов, полученных при повторных и равных условиях обследования одного и того же лица; 3) дифференцированность – каждая методика должна быть направлена на оценку определенных психических функций или их совокупности. Кроме этого, следует соблюдать правила научной обоснованности, объективности, стандартизированности и практичности при разработке методик.

Одной из форм проведения профессионального отбора является групповое обследование нескольких десятков человек одновременно. Как правило, для прохождения всех этапов и комиссий приема формируется группа кандидатов по 30-50 человек. Клинико-физиологическое обследование и изучение состояния ряда психофизиологических функций (координация движений, скорость и точность сенсомоторных реакций, функции слежения, проприоцептивная чувствительность) проводится индивидуально. Индивидуально ведется и беседа с каждым кандидатом. Важное значение для объективизации данных психофизиологических методик имеет соблюдение стандартности условий их выполнения.

Профессиональный отбор имеет большое значение для адаптации к деятельности по выбранной профессии и к условиям обучения. Ряд исследований показал, что лица, заранее выбравшие ту или иную специальность, гораздо легче адаптируются к особенностям трудового и учебного процессов, а также показывают более высокий уровень мотивации, в то время как неправильный или случайный выбор профессии может привести к социальной дезадаптации, нарушению психического здоровья.

Смысл жизни классных специалистов, работающих по призванию, состоит в возможности профессиональной самореализации.