7. Гиперкапния
Гиперкапния – повышенное напряжение углекислого газа в артериальной крови и тканях организма.
Она может развиваться в космическом полете при повышении концентрации углекислого газа в атмосфере кабины или в гермошлеме скафандра вследствие частичного или полного нарушения работы системы удаления и поглощения углекислоты. Избыток углекислого газа в кабине может быть предусмотрен программой полета по соображениям экономии веса, уменьшения габаритов и энергоемкости системы жизнеобеспечения, а также с целью усиления регенерации кислорода, профилактики гипокапнии или для ослабления поражающего действия космической радиации.
В зависимости от вентилируемого объема скафандра и кабины, повреждения системы регенерации и количества продуцируемой экипажем углекислоты, ее концентрация во вдыхаемом воздухе может возрасти до токсического уровня (более 1 %, или 7,5 мм рт. ст. – 1 кПа) за несколько минут или часов. В этом случае развивается состояние острой гиперкапнии. Длительное (дни, недели, месяцы) пребывание в атмосфере с умеренным содержанием углекислого газа приводит к хронической гиперкапнии.
При отказе ранцевой системы поглощения углекислоты в космическом скафандре во время интенсивной работы концентрация углекислого газа а гермошлеме достигает токсического уровня за 1-2 мин. Б кабине корабля с 3 космонавтами, выполняющими обычную для них работу, это произойдет более чем через 7 ч после полного отказа системы регенерации.
Даже уморенная гиперкапния ухудшает самочувствие и общее состояние, истощает резервы основных жизненных функций организма. Поведение человека становится неадекватным, снижаются умственная, особенно физическая работоспособность, устойчивость организма к стрессовым факторам - перегрузкам, ортостазу, перегреванию, гипероксии, декомпрессии.
Важно, что гиперкапния в космическом полете чревата тяжелыми осложнениями и в связи с «обратным» действием углекислоты. После перехода с дыхания в гиперкапнической среде на нормальную газовую смесь, а также па воздух или кислород отмеченные нарушения в организме часто не только не ослабевают, но даже усиливаются или появляются новые симптомы отравления углекислотой. Такое состояние может сохраняться минуты, часы, а иногда и сутки после восстановления нормального газового состава вдыхаемого воздуха.
Повышение концентрации углекислого газа во вдыхаемом воздухе до 0,8-1% не вызывает нарушений физиологических функций и работоспособности при остром и хроническом действии. Допустимость больших концентраций определяют прежде всего с учетом длительности пребывания в такой атмосфере и интенсивности выполняемой работы. Если космонавту предстоит несколько часов работать в скафандре, содержание углекислого газа в гермошлеме не должно превышать 2% (РСО 15 мм рт. ст. – 2 кПа). По достижении такой концентрации углекислоты появятся жалобы на одышку и утомление, однако работа будет выполнена в полном объеме.
В кабине космического корабля с периодическим выполнением только легкой работы космонавт может справиться с заданием в течение нескольких часов при увеличении концентрации углекислоты до 3% (РСО , 22,5 мм рт. ст. – 3 кПа). Однако возникнут выраженная одышка и головная боль, которая может остаться и в последующем.
Повышение содержания углекислоты в гермошлеме скафандра или в кабине до 3% и более – тревожная ситуация, подлежащая немедленному устранению.
Признаки хронической гиперкапнии развиваются при длительном пребывании в атмосфере с содержанием углекислого газа от 0,9 до 2,9%. В этих условиях изменяются электролитный баланс и кислотно-щелочное состояние, происходят напряжение физиологических функций и истощение функциональных резервов, обнаруживаемые нагрузочными пробами.
Состояние острой гиперкапнии можно установить по увеличению РСО2 в артериальной крови (более 40 мм рт. ст,, или 5,33 кПа), а также по субъективным и клиническим признакам: одышка, особенно в покое, тошнота и рвота, усталость при работе, головная боль, головокружение, нарушения зрения, синюшность лица, сильная потливость. Хроническая гиперкапния сопровождается фазными изменениями психомоторной деятельности (возбуждение, сменяющееся депрессией), которые проявляются в поведении и во время умственной и мышечной работы. Головная боль, усталость, тошнота и рвота выражены меньше. Часто бывает стойкая гипотензия. Нарушение электролитного баланса и кислотно-щелочного состояния, а также напряжение функции коры надпочечников определяются только биохимическими методами.
Пока нет специфических методов лечения гиперкапнического ацидоза или способов повышения устойчивости организма к действию повышенных концентраций углекислого газа. Самой эффективной помощью космонавту при нарушении системы регенерации будет быстрейшее восстановление нормального газового состава вдыхаемого воздуха. Если нельзя устранить неполадки в основной системе регенерации, то следует использовать субсистемы и аварийные системы, а также аварийные запасы кислорода на борту или в скафандре.
В скафандре космонавт также может изолироваться от гиперкапнической среды кабины, закрыв смотровой щиток гермошлема. Для своевременного предупреждения гиперкапнии на борту корабля необходим прибор-сигнализатор опасного уровня углекислого газа.
- Введение
- ЧастьI. Адаптация организма человека к природно-климатическим и социальным условиям главаi. Взаимодействие организма со средой обитания
- 1. Общие закономерности адаптации организма человека
- 2. Механизмы адаптации
- 3. Эффективность адаптации. Кратковременная и долговременная адаптация
- Главаii. Адаптация человека к природным и климато-географическим условиям
- 1. Природные факторы и их воздействие на организм
- Радиочастотный диапазон
- Сила ветра по Бофорту (шкала в сокращенном виде. Бсэ, 1970)
- 2. Экологические аспекты хронобиологии
- Классификация биологических ритмов (по: Моисеева н. И., Сысуев в. М., 1981)
- Классификация ритмической активности организма и основные свойства ритмов (по: Оранский и. Е., 1988)
- Периоды и циклы гелиофизических факторов (по: Владимирский б. М., 1980)
- 3. Общие вопросы адаптации организма человека к различным климато-географическим регионам.
- Атмосферное давление и парциальное давление кислорода (ро2) на различных высотах над уровнем моря (мм рт.Сг.)
- Главаiii. Адаптация человека к экстремальным условиям среды
- 1. Гравитация
- Эквиваленты терминологии ускорений
- 2. Влияние на организм человека вибраций
- 3. Влияние на организм человека длительных и интенсивных звуковых нагрузок
- 4. Острая гипоксия
- 5. Высотные декомпрессионные расстройства
- 6. Физиологические реакции организма на избыток кислорода
- 7. Гиперкапния
- 8. Адаптация организма к условиям высоких и низких температур
- Классификация тепловых состояний человека (по: Ажаев a.M.. 1979).
- 9. Влияние электромагнитных излучений на организм
- 10. Влияние ионизирующих излучений на организм
- 11. Адаптация человека к последствиям чрезвычайных ситуаций (катастроф)
- 12. Проблема адапатации человека к условиям авиакосмических полетов.
- 13. Влияние на организм подводных погружений
- 14. Искусственная газовая атмосфера
- Главаiv. Социальная адаптация
- 1. Адаптация к антропогенным факторам среды
- 2. Адаптация к городским и сельским условиям
- 3. Демографические процессы
- 4. Адаптация к различным видам трудовой деятельности. Характеристика основных типов работы.
- 5. Рациональная организация учебного и трудового процесса
- 6. Профессиональный отбор
- 7. Адаптация к различным видам профессиональной деятельности
- 8. Психологические аспекты адаптации.
- Зарядка у компьютера
- ЧастьIi. Адаптация организма ребенка к природным и климатическим условиям
- Главаi. Общие закономерности адаптации организма ребенка
- 1. Влияние природных факторов на развивающийся организм
- 2. Биологические ритмы растущего организма
- 3. Адаптация детского организма к различным климато-географическим регионам
- Типы саморегуляции сердечно-сосудистой системы в разные сезоны года (%) (по: Раппопорт ж. Ж., 1979)
- Главаii. Социальные аспекты адаптации детей
- 1. Влияние антропогенных факторов на функциональное состояние организма ребенка
- 2. Адаптация детей к социальным факторам
- Распределение потребителей наркотиков по возрасту
- Литература
- Содержание
- Глава IV. Социальная адаптация 176