Главаi. Общие закономерности адаптации организма ребенка
Комплекс факторов окружающей среды начинает действовать на человеческий организм еще во внутриутробном периоде развития и продолжает оказывать свое влияние на протяжении всего онтогенеза.
Реакции адаптации имеют жизненно важное значение для организма ребенка. Они касаются всех регулирующих систем – от высшей нервной деятельности (ВИД) до физико-химических превращений в тканях организма. Эти реакции приспособления имеют наследственную основу, они формируются с самого детства и поддерживаются в течении всей индивидуальной жизни человека. В конечном счете эти приспособления обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в постоянно меняющихся условиях среды.
При смене обстановки и действии непривычных климатических условий реакции адаптации проявляются прежде всего в изменениях высшей нервной деятельности. ЦНС ребенка обладает высокой восприимчивостью и пластичностью. У детей новые условнорефлекторные связи с внешней средой устанавливаются с минимальными затратами времени и энергии. В раннем возрасте формируется весь фундамент ВНД, на который далее происходит как бы надстройка приспособительных реакций к усиливающимся воздействиям внешней среды. Аналогичными качествами характеризуются и другие физиологические системы детского организма, находящиеся в состоянии постоянного роста, развития и совершенствования. Детский организм потенциально имеет большие возможности приспособления к различным условиям. Адаптация, начавшаяся в детском возрасте, представляется наиболее эффективной и устойчивой. Молодой организм, генетический аппарат которого более активен, в состоянии создать более мощный и разносторонний структурно-морфологический базис адаптации,
В соответствии с учением об адаптационном синдроме, в нем, как известно, выделяют три фазы. Первой является фаза тревоги, «аварийная фаза». Она содержит в себе призыв к мобилизации защитных сил организма в ответ на внешнее воздействие. Эта фаза наиболее отчетливо представлена в подростковом возрасте. У подростков она характеризуется преобладанием процессов возбуждения и некоторой центральной расторможенностью, повышенной деятельностью симпатического отдела вегетативной нервной системы, усилением функции дыхания, кровообращения, пищеварения и других систем. Основной обмен в этот период может повыситься до 20-40% и более от нормального уровня. Он повышается быстро и значительно с первых же дней пребывания в непривычных условиях или нарастает постепенно в течении одного-двух месяцев. У некоторых детей возможно снижение основного обмена, сопровождаемое уменьшением использования кислорода, что обычно указывает на недостаточность адаптивных возможностей организма. Отклонение в величине основного обмена выравнивается по мере адаптации. Период повышенной реактивности некоторое время сопровождается неэкономной функцией дыхания, невысоким уровнем использования кислорода, повышенной кислородной задолженностью при физической нагрузке. Если в этот период не наступает патологической реактивности с ослаблением физиологических функций, то развивается более длительная фаза приспособления к непривычным условиям, которая тем ярче выражена, чем непривычнее, контрастнее их смена.
Вторая фаза – резистентности, или «стабильности функций», – характеризуется достижением определенной динамической устойчивости в соотношении организм – внешняя среда и стабилизацией основных физиологических систем. В этой фазе отмечается повышение устойчивости не только к действующему фактору, но и к другим неблагоприятным воздействии. Усиливается внутреннее дифференцировочное торможение, происходит уравновешивание и улучшение подвижности корковых процессов. Сокращается время терморегуляционных рефлексов, выравнивается уровень основного обмена с возрастанием использования кислорода. Повышается выносливость организма к гипоксическим состояниям. Увеличивается работоспособность, исчезают некоторые функциональные нарушения. У детей наряду с этим стимулируются рост и физическое развитие.
И, наконец, заключительная (третья) фаза – истощение. Наличие ее не обязательно и она возникает тогда, когда организм не в состояния полностью компенсировать нарушения, возникшие при длительном воздействии экстремального фактора.
Выделенные фазы или этапы адаптационного процесса имеют место при приспособлении практически к любому из действующих факторов. Это указывает на общий характер ответной реакции, ее универсальность.
Вместе с тем, смена внешних воздействий временно нарушает формирование адаптивных реакций, складывающихся у ребенка в привычных для него условиях. У подростков реакции адаптации сопровождаются слишком высокой реактивностью, которая может быть не всегда желательной. Нет сомнения в том, что полноценная адаптация возможна только на основе высокой функциональной и иммунологической реактивности. Детский организм, особенно в период новорожденно, в грудном и раннем возрасте, не обладает этими качествами в такой степени, чтобы адекватно переносить экстремальные воздействия внешней среды. Высокая пластичность детского организма, высокая способность усваивать новую информацию, отсутствие возрастного консерватизма в функциональном стереотипе сочетаются у детей этого возраста с функциональной слабостью физиологических систем, в том числе и тех, которые обеспечивают течение адаптационного процесса. Организм детей грудного и раннего возраста находится в состоянии интенсивного функционального и морфологического развития и степень функциональной прочности его систем жизнеобеспечения и приспособления тем меньше, чем моложе ребенок.
Следовательно, детский организм заключает в себе две тенденции: высокую потенциальную возможность адаптации к условиям внешней среды и функционально детерминированную ограниченность реализации этой возможности.
- Введение
- ЧастьI. Адаптация организма человека к природно-климатическим и социальным условиям главаi. Взаимодействие организма со средой обитания
- 1. Общие закономерности адаптации организма человека
- 2. Механизмы адаптации
- 3. Эффективность адаптации. Кратковременная и долговременная адаптация
- Главаii. Адаптация человека к природным и климато-географическим условиям
- 1. Природные факторы и их воздействие на организм
- Радиочастотный диапазон
- Сила ветра по Бофорту (шкала в сокращенном виде. Бсэ, 1970)
- 2. Экологические аспекты хронобиологии
- Классификация биологических ритмов (по: Моисеева н. И., Сысуев в. М., 1981)
- Классификация ритмической активности организма и основные свойства ритмов (по: Оранский и. Е., 1988)
- Периоды и циклы гелиофизических факторов (по: Владимирский б. М., 1980)
- 3. Общие вопросы адаптации организма человека к различным климато-географическим регионам.
- Атмосферное давление и парциальное давление кислорода (ро2) на различных высотах над уровнем моря (мм рт.Сг.)
- Главаiii. Адаптация человека к экстремальным условиям среды
- 1. Гравитация
- Эквиваленты терминологии ускорений
- 2. Влияние на организм человека вибраций
- 3. Влияние на организм человека длительных и интенсивных звуковых нагрузок
- 4. Острая гипоксия
- 5. Высотные декомпрессионные расстройства
- 6. Физиологические реакции организма на избыток кислорода
- 7. Гиперкапния
- 8. Адаптация организма к условиям высоких и низких температур
- Классификация тепловых состояний человека (по: Ажаев a.M.. 1979).
- 9. Влияние электромагнитных излучений на организм
- 10. Влияние ионизирующих излучений на организм
- 11. Адаптация человека к последствиям чрезвычайных ситуаций (катастроф)
- 12. Проблема адапатации человека к условиям авиакосмических полетов.
- 13. Влияние на организм подводных погружений
- 14. Искусственная газовая атмосфера
- Главаiv. Социальная адаптация
- 1. Адаптация к антропогенным факторам среды
- 2. Адаптация к городским и сельским условиям
- 3. Демографические процессы
- 4. Адаптация к различным видам трудовой деятельности. Характеристика основных типов работы.
- 5. Рациональная организация учебного и трудового процесса
- 6. Профессиональный отбор
- 7. Адаптация к различным видам профессиональной деятельности
- 8. Психологические аспекты адаптации.
- Зарядка у компьютера
- ЧастьIi. Адаптация организма ребенка к природным и климатическим условиям
- Главаi. Общие закономерности адаптации организма ребенка
- 1. Влияние природных факторов на развивающийся организм
- 2. Биологические ритмы растущего организма
- 3. Адаптация детского организма к различным климато-географическим регионам
- Типы саморегуляции сердечно-сосудистой системы в разные сезоны года (%) (по: Раппопорт ж. Ж., 1979)
- Главаii. Социальные аспекты адаптации детей
- 1. Влияние антропогенных факторов на функциональное состояние организма ребенка
- 2. Адаптация детей к социальным факторам
- Распределение потребителей наркотиков по возрасту
- Литература
- Содержание
- Глава IV. Социальная адаптация 176