logo
Хамадеева монография

Школьные программы фторирования воды

Фторирование питьевой воды является наиболее эффективным и дешевым методом профилактики кариеса зубов. Несомненным преимуществом фторирования воды является то, что профилактический эффект проявляется независимо от желания человека, его социального и экономического положения, дисциплинированности и других факторов, что особенно важно для российских условий.

В небольших местностях, в сельских районах, где коммунальное фторирование воды невозможно, используются специальные школьные программы профилактики, предусматривающие добавление фтора в питьевую воду непосредственно в школе, причем добавки фторидов рассчитываются в 2-5 раз выше оптимальной его концентрации (Klein S.P. et al., 1985; Heifetz S.B. et al., 1978). Фторирование питьевой воды в школе внедрено широко лишь в США. В начале 80-х годов 450 школ со 185 тыс. детей использовали систему фторирования школьной воды (Klein et al., 1985; WHO, 1983).

Более высокая концентрация фтора в питьевой воде необходима потому, что дети потребляют только часть дневной нормы воды пока они пребывают в школе, исключая и каникулярное время. По одним методикам используется концентрация в 4-5 раз выше оптимальной (Horowitz H.S. et al., 1968), по другим рекомендуется доза в 7 раз выше оптимальной (Heifetz S.B. et al., 1978). В обоих исследованиях была получена редукция прироста интенсивности кариеса до 35-40% через 8 лет, поэтому рекомендуемый уровень содержания фтора в питьевой воде для школьных программ устанавливается в 4-5 раз выше по сравнению с оптимальными, определяемыми для проведения фторирования питьевой воды (WHO, сер. техн. отчетов № 20, 1983).

Стоимость фторирования школьной воды колебалась от 30 центов до 150 на одного школьника в год, что было экономически выгодно (Horowitz H.S. et al., 1973).

В России, как и в бывшем СССР, нет сведений в специальной литературе об использовании школьных программ фторирования воды.