Контрольные вопросы и задачи
Дайте обоснование различной растворимости в воде барбитала, фенобарбитала, бензонала, барбитала-натрия, гексенала.
Обоснуйте необходимость щелочной среды для водных растворов натриевых солей барбитуратов.
Чем объясняется хорошая растворимость кислотных форм барбитуратов, производных урацила и гексамидина в диметилформамиде и щелочах?
Приведите уравнения химических реакций, подтверждающих принадлежность лекарственных веществ группы барбитуратов к циклическим уреидам.
Исходя из химической структуры, объясните превращения производных пиримидина под действием щелочи в различных условиях на примере фенобарбитала и гексамидина. Напишите уравнения соответствующих реакций.
Объясните реакции взаимодействия производных пиримидина с ионами Ag+, Co2+, Cu2+ (с указанием условий проведения реакций). Можно ли дифференцировать лекарственные вещества данной группы с помощью этих реактивов?
Объясните возможность взаимодействия натриевых солей барбитуратов с раствором кислоты хлороводородной. Приведите примеры использования этой реакции в анализе лекарственных веществ.
Какие из лекарственных веществ данной группы могут вступить в реакцию образования азокрасителя? Укажите условия проведения данной реакции и напишите ее химизм.
Приведите возможные методики обнаружения органически связанного фтора во фторурациле и фторафуре. Напишите уравнения реакций.
Напишите структурные формулы фторурацила, фторафура, цитарабина и азидотимидина. Укажите связь между их строением и фармакологическим действием.
Исходя из химического строения лекарственных веществ группы пиримидина, обоснуйте возможные методики их количественного определения.
Объясните возможность применения физико-химических методов (УФ- и ИК-спектроскопия, различные виды хроматографии) в фармацевтическом анализе барбитуратов, производных урацила и гаксамидина.
Содержание каких примесей, обусловленных синтезом, регламентируется в кислотных и солевых формах барбитуратов? Приведите методики их обнаружения и напишите (где возможно) уравнения соответствующих реакций.
Укажите условия хранения барбитуратов в соответствии с их физико-химическими свойствами и медицинским применением.
Решить задачи.
При количественном определении 0,1795 г барбитала установлено его содержание в препарате, равное 99,3%. Каков объем 0,1 моль/л раствора хлорной кислоты при этом затрачен?
Таблетки фенобарбитала 0,05 г. Рассчитайте количество лекарственной формы, которое следует взять, чтобы при титровании израсходовалось 5 мл 0,1 моль/л титранта. Средняя масса таблетки 0,250. М.м. = 232,24 г/моль
Какой объем 0,1 моль/л раствора метилата натрия затрачен на титрование навески фенобарбитала массой 0,2288г.
Раствор этаминал-натрия 5% для инъекций. Рассчитайте количество лекарственной формы, которую следует взять, чтобы при титровании израсходовалось 5 мл 0,1 моль/л титранта. М.м.=248,26 г/моль.
На навеску барбитал-натрия массой 0,2010г затрачено 9,8мл 0,1 моль/л раствора соляной кислоты. Соответствует ли препарат по количественному содержанию требованию ГФ Х? (содержание препарата должно быть не менее 98,5%).
Таблетки гексамидина 0,15 г. Рассчитайте объем титранта (0,1 моль/л), который израсходуется при количественном определении лекарственной формы. Средняя масса таблеток 0,400 г. Навеска - 0,15 г порошка растертых таблеток. М = 218,26 г/моль
Рассчитайте молярную массу эквивалента, титр по определяемому веществу, содержание в анализируемом образце, если на титрование навески метилурацила массой 0,1532 г пошло 12,1 мл 0,1 моль/л раствора метилата натрия К=1,00.
Приведите уравнение реакции количественного определения фторурацила методом заместительной нейтрализации. Рассчитайте молярную массу эквивалента, титр по определяемому веществу, навеску фторурацила, чтобы на титрование пошло 25 мл 0,1 моль/л раствора натрия гидроксида. М.м. =130,0г/моль.
Занятие №10.
Анализ лекарственных препаратов, производных пурина.
Цель занятия:
- изучить свойства, реакции идентификации и методы количественного определения лекарственных веществ группы пурина
Задачи занятия:
- ответить на вопросы входного контроля;
- изучить свойства лекарственных веществ, группы пурина;
- выполнить исследовательскую работу по идентификации веществ группы пурина, провести фармакопейный анализ идентифицируемого вещества;
В процессе самоподготовки и на занятии студент должен приобрести следующие знания и умения:
Знать:
- реакции идентификации ЛВ группы пурина;
- реакции количественного определения ЛВ, группы пурина;
- фармакопейные методики проведения анализа препаратов группы пурина
Уметь:
- идентифицировать лекарственные вещества, группы пурина и проводить их фармакопейный анализ;
- проводить анализ ЛФ, содержащих вещества двойного и непостоянного состава;
- оформлять отчетную документацию.
Задание на занятие:
- провести общие и специфические реакции подлинности производных пурина;
- провести идентификацию предложенной субстанции и провести ее фармакопейный анализ;
- по результатам проведенных испытаний оформить отчетную документацию.
- Фармацевтический факультет
- Кафедра фармацевтической химии и фармакогнозии Методические рекомендации к практическим занятиям по фармацевтической химии (лекарственные вещества гетероциклической структуры)
- Содержание
- Общие указания к практическим занятиям.
- Анализ β-лактамных антибиотиков.
- Самостоятельная работа студентов
- Реакция комплексообразования цефалексина.
- Реакция с нингидрином.
- Ампициллина тригидрат
- Оксациллнна натриевая соль
- Бензилпенициллина натриевая соль
- Феноксиметилпенициллин
- Количественное определение суммы пенициллинов.
- 2. Количественное определение оксациллина натриевой соли
- 3. Количественное определение ампициллина
- Анализ аминогликозидов и тетрациклинов.
- Самостоятельная работа студентов
- Стрептомицина сульфат
- 2. Реакция с раствором хлорида бария.
- 3. Реакции на альдегидную группу в остатке l-стрептозы.
- 4. Реакции на остатки гуанидина.
- Канамицина моносульфат
- 1. Реакция с раствором хлорида бария.
- 2. Реакции на углеводы.
- 3. Реакции на 5-аминофурфурол.
- Реакция с концентрированной серной кислотой и раствором хлорида окисного железа.
- Оптическая плотность (тетрациклина гидрохлорид)
- Анализ антибиотиков ароматического ряда.
- Самостоятельная работа студентов
- 3. Реакция комплексообразования с сульфатом меди.
- Количественное определение.
- Нитритометрический метод.
- Куприметрический метод (прямое титрование).
- Куприметрический метод (косвенное титрование).
- Аргентометрический метод
- Спектрофотометрический метод
- Таблетки Левомицетина 0,1; 0,25 или 0,5 г.
- Контрольные вопросы и задачи к занятиям 1-3.
- Анализ лекарственных препаратов, производных 5-нитрофурана и бензопирана.
- Самостоятельная работа студентов
- 2.1 Таблетки фурацилина 0,1 г
- 2.2 Таблетки фурацилина 0,02 г для наружного употребления
- Контрольные вопросы и задачи.
- Таблетки фурацилина 0,02 г для наружного применения
- Анализ лекарственных препаратов, производных пиразола и имидазола.
- Самостоятельная работа студентов
- Задание II. Провести анализ готовых лекарственных форм содержащих производные пиразола и имидазола.
- Контрольные вопросы и задачи.
- Раствор метамизола-натрия (анальгина) 25% - 10,0 мл.
- Таблетки фенилбутазона (бутадиона) 0,15.
- Анализ лекарственных веществ, производных пиридина (группа никотиновой и изоникотиновой кислот).
- Самостоятельная работа студентов
- Контрольные вопросы и задачи.
- Раствор изониазида 10 % - 100,0 мл
- Таблетки фтивазида 0,5 г
- Анализ лекарственных веществ, производных хинолина
- Самостоятельная работа студентов.
- Контрольные вопросы и задачи
- Таблетки хинина сульфата 0,25 г.
- Хинина гидрохлорида 0,1
- Раствор хинозола 1% - 100,0 мл
- Анализ лекарственных веществ, производных бензилизохинолина
- Самостоятельная работа студентов.
- Контрольные вопросы и задачи
- Папаверина гидрохлорида 0,015
- Таблетки дротаверина гидрохлорида 0,04 г
- Самостоятельная работа студентов
- Контрольные вопросы и задачи
- Самостоятельная работа студентов
- Анализ субстанции кофеина
- Анализ субстанции кофеин бензоата-натрия
- Анализ субстанции теофиллина
- Анализ субстанции эуфиллина
- Контрольные вопросы и задачи
- Список литературы.