logo
инфа по акуш и гинекол / АиГ

1. Афо доношенных детей.

Внешний вид. Для здорового новорожденного характерно повышение мышечного тонуса в сгибателях, поэтому его ручки и ножки полусогнуты, кис­ти сжаты в кулачки. Движения не координированы, хаотичны. На болевые раз­дражители, чувство голода новорожденный реагирует громким криком. Кожа у новорожденного бархатистая, нежная, со слегка просвечивающимися сосудами, сразу после рождения покрыта творожистой первородной смазкой. Голова отличается преобладанием мозгового черепа над лицевым. Кости черепа у подавляющего большинства не сращены, открыт большой родничок (его размеры 1-2 см), швы могут быть сомкнуты, слегка расходиться или находить друг на друга. В зависимости от особенностей про­текания родов форма головы может быть: долихоцефалической (вытянутой спереди назад), брахицефалической (вытянутой вверх) или неправильной (асимметричной). Глазки в первые дни почти все время закрыты. Ребенок от­крывает их при перемене положения тела. На склерах могут быть послеродовые кровоизлияния, веки отечны. Зрачки должны быть симметричны, реагировать на свет с рождения. Глазные яблоки «плавающие», в первые дни жизни в норме может отмечаться горизонтальный нистагм (мелкоамплитудные непроизволь­ные подергивания глазных яблок). Грудная клетка бочкообразной формы, реб­ра расположены горизонтально, дыхание поверхностное, с частотой 40-50 ды­ханий в минуту, при крике, кормлении, беспокойстве ребенка легко возникает одышка из-за узких носовых ходов, возможного отека слизистой оболочки носа. Частота сердечных сокращений 130-150 ударов в минуту, тоны сердца громкие, чистые. Живот обычно активно участвует в акте дыхания, имеет ок­руглую форму. При перекорме и заболеваниях легко возникает вздутие живота. Печень выступает из-под края реберной дуги не более, чем на 2 см. У доношен­ных девочек большие половые губы прикрывают малые, у мальчиков яички должны быть опущены в мошонку.

Важная особенность новорожденных - наличие физиологических рефлексов:

1. Сосательный - на раздражение губ путем прикосновения ребенок от­вечает сосательными движениями.

2. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина - при надавливании на ладони ребенка большими пальцами он открывает рот и слегка сгибает голову.

3. Ладонный хватательный рефлекс Робинсона - при вкладывании в руч­ку ребенка пальца происходит сжатие кисти и ребенок плотно охватывает палец.

4. Рефлекс Моро - при ударе по поверхности, на которой лежит ребенок или дуновении в лицо ручки ребенка разгибаются в локтях и отводятся в сторо­ны (1 фаза) с последующим «обниманием» туловища (2 фаза).

5. Рефлекс опоры и автоматической ходьбы - ребенка берут под мыш­ки и ставят вертикально, поддерживая пальцами заднюю часть головы. При этом его ножки поначалу сгибаются, а затем происходит выпрямление ножек и туловища. При небольшом наклоне вперед ребенок делает шаговые движения (автоматическая ходьба).

6. Рефлекс ползания Бауэра - в положении ребенка на животе к его со­гнутым ножкам приставляют ладонь и ребенок начинает ползти, выпрямляя но­ги и отталкиваясь.

7. Защитный рефлекс новорожденного - в положении на животе ребе­нок поворачивает голову в сторону (защита).

8. Рефлекс Галанта - штриховыми движениями пальца раздражается кожа вдоль позвоночника сверху вниз. В ответ ребенок изгибает туловище в сторону раздражения.

Уход за доношенными детьми.

1. Первичный туалет новорожденного

2. Уход за новорожденными в палатах новорожденных.

Ежедневный туалет новорожденного проводится утром, перед первым кормлением. Ребенка взвешивают, измеряют температуру тела, затем проводят обработку глаз от наружного угла глаза к внутреннему стерильными ватными шариками, смоченными физиологическим раствором. Для туалета носовых хо­дов используют жгутики, смоченные стерильным растительным маслом (жгутики вводят в носовые ходы на глубину 1-1,5 см). Затем протирают лицо ват­ными шариками (растворы как для глаз). После этого тампонами, смоченными в стерильном вазелиновом или растительном масле, обрабатывают естествен­ные складки (сначала подмышечные, затем паховые).

При пеленании (перед каждым кормлением) детей подмывают под про­точной водой в направлении спереди назад. Обработка остатка пуповины про­водится ежедневно 3%-ным раствором перекиси водорода, затем сухой палоч­кой культю просушивают, после чего пуповинный остаток смазывают 5%-ным пермангонатом калия. После отпадения пуповинного остатка необходимо проводить обработ­ку пупочной ранки этими же растворами до ее заживления.

3. Вскармливание новорожденного (см. вопр. принцип грудного вскармливания в разделе физиологическое акушерство)

4. Основные требования по уходу за новорожденными на дому.

а) Ежедневный туалет. Туалет кожи, слизистых, пупочной ранки, под­мывание ребенка осуществляются по тем же правилам, что и в палате новорож­денных родильного дома. Полость рта обрабатывается только в случае молоч­ницы. Ногти обрезаются маленькими ножницами с тупыми концами, предвари­тельно обработанными 96° спиртом.

б) Пеленание. По желанию родителей можно с первых дней жизни ис­пользовать кофточки и ползунки. Но в случае, если ребенка решили пеленать, применяют метод свободного и широкого пеленания. Суть свободного пелена­ния заключается в одевании ребенку с первых дней жизни тонкой распашонки, а поверх нее - кофточки с зашитыми рукавами. При этом ручки ребенка остаются свободными, объем их движений увеличивается, что благотворно сказы­вается на нервно-психическом развитии, а также функции дыхания. Широкое пеленание необходимо для правильного формирования тазобедренных суста­вов. При этом способе бедра разведены в стороны и создаются условия для правильного формирования тазобедренных суставов.

в) Купание. До 6 месяцев - ежедневно, затем можно купать через день. Температура воды должна быть 37-37,5°С, продолжительность ванны 5-7 мин.

Мыло для мытья тела используется 1-2 раза в неделю, область промежности моют с мылом ежедневно.

г) Прогулки на свежем воздухе. Летом начинают сразу после выписки из стационара. Продолжительность первой прогулки - 15-20 мин, затем пребы­вание на улице увеличивают на 10-20 мин ежедневно. Весной и осенью про­должительность прогулки сокращается до 10-15 мин и длительность пребыва­ния на свежем воздухе увеличивается медленнее. В зимний период режим пре­бывания на свежем воздухе устанавливается индивидуально с учетом климата, состояния здоровья и особенностей ребенка.

Санитарно-гигиенические требования:

а) Влажная уборка проводится 1-2 раза в день и 3-4 раза в день необхо­димо проветривание комнаты малыша. На время уборки и проветривания ком­наты ребенка необходимо перевести в другое помещение.

б) Родителям необходимо строго соблюдать правила личной гигиены: ре­гулярно принимать душ, мыть руки перед контактом с ребенком, часто менять одежду, в которой осуществляется уход за малышом.

в) Белье ребенка должно храниться и стираться отдельно, после стирки его проглаживают с обеих сторон. Для стирки используется детское мыло. По возможности необходимо ограничить посещения родственников и знакомых.

г) Убрать из комнаты ребенка ковры и другие предметы, в которых нака­пливается пыль (тяжелые шторы, диванные подушки, мягкие игрушки и т. п.).

Поддержание температурного режима

а) Температура окружающей среды должна быть такой, чтобы малышу было комфортно и тепло. Обычно это 22-24°С. Первым признаком охлаждения является похолодание носа, а также ладошек и стоп.

б) Если ребенок быстро охлаждается, требуется дополнительное обогре­вание при пеленании, туалете малыша. Пеленать ребенка нужно в согретые пе­ленки, по возможности быстро.

в) Кроватка ребенка должна стоять подальше от окон и дверей.

Зрелость - готовность органов и систем ребенка к обеспе­чению его внеутробного существования.

Зрелость новорожденного ребенка определяется по совокупности морфо­логических (клинических) и функциональных признаков по отношению к гес­тационному возрасту, а также биохимическими показателями.

Зрелым считается здоровый доношенный ребенок, у которого морфологи­ческое и функциональное состояние органов и систем соответствует его сроку гестации. Все недоношенные дети являются незрелыми по отношению к доно­шенным. Но, в то же время, они могут быть достаточно зрелыми в функцио­нальном отношении к своему гестационному возрасту, однако их органы и сис­темы неспособны обеспечить их существование во внеутробной жизни. Среди доношенных новорожденных также могут встречаться незрелые. Это дети, у которых морфологическая и функциональная зрелость ниже их срока гестации. Гестационный возраст определяют акушеры-геникологи при объективном об­следовании беременной - шевеление плода, высота стояния дна матки, срок по­следней менструации, по данным УЗИ, параметрам альфа-фетопротеина.

Степень морфологической зрелости младенца устанавливается по ком­плексу внешних признаков: пропорции тела, плотности костей черепа и разме­ру родничков, наличию первородной смазки при рождении, развитию грудных желез, форме ушных раковин, состоянию кожных покровов, выполнению ног­тевой пластинкой ногтевого ложа и т. д.

В 1971 г. Петруссом была предложена оценочная таблица степени зрелости, которая включает в себя 5 внешних мор­фологических признаков.

Каждый признак оценивается от 0 до 2 баллов. Получен­ная сумма баллов прибавляется к 30. Итоговый результат соответствует степени морфологической зрелости новорожденного ребенка. Если он совпадает с гестационным возрастом, следовательно, ребенок зрел к своему сроку гестации. Все недоношенные дети являются незрелыми, в тоже время, они могут быть достаточно зрелыми в функциональном отношении к своему гестационному возрасту, но неспособны к во внеутробной жизни.

Таблица Петрусса

Признаки

0

1

2

Кожа

Красная, отечная, тонкая

Красная, пастозная

Розовая

Ушная раковина

Бесформенная, мягкая

Наличие завитка и отсутствие противозавитка

Твердая, оформленная

Исчерченность стоп

1-2 черты в дистальном отделе

1/2 дистального отдела

Почти полностью

Грудная железа

Розовая точка

0 ореола соска < 5 мм

0 ореола соска >5 мм

Наружные половые органы

Яички в паховых каналах

Малые половые губы

преобладают над большими, зияние половой щели, гипертрофированный клитор

Яички на входе в мошонку

Равновеликие большие и малые половые губы

Яички в мошонке

Большие половые губы прикрывают малые

Функциональная зрелость новорожденного ребенка определяется зре­лостью:

а) ЦНС - наличие и выраженность сосательного, глотательного и дру­гих рефлексов периода новорожденности, удержанием собственной температу­ры тела при адекватном температурном режиме окружающей среды;

б) органов дыхания - правильный ритм дыхания, отсутствие приступов апноэ и цианоза;

в) ССС - правильный ритм сердечных сокра­щений, нет расстройства микроциркуляции, а также нормальным функциони­рованием других органов и систем.