Тема 5. Физическая культура, здоровье и рекреация
Влияние физической активности на здоровье человека. Гиподинамия и гипокинезия. Механизмы воздействия физических упражнений на сердечно-сосудистую систему, дыхательную, опорно-двигательную, эндокринную и другие системы организма человека. Принципы проведения физических тренировок. Виды физической активности и критерии их подбора. Методы самоконтроля для занимающихся физкультурой. Закаливание, определение понятия. Виды закаливания – водой, воздухом, лучистой энергией, система естественного оздоровления П. Иванова.
Рекомендуемая литература по теме:
Основная
Барашенко В.А. Здоровье и физическая культура студента. Учебное пособие. Рек. МО РФ. М.: АЛЬФА – М; ИНФРА – М, 2006.
Евсеев Ю.И. Физическая культура: Учебное пособие. Ростов н/Д : Феникс. 2005.
Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика заболеваний : учебное пособие. М.: Академия. 2001.
Салодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : Учебник. Доп. ГК РФ – М.: Олимпия Пресс, 2005.
Дополнительная
Агаджанян Н.А. и составит. Физиология человека. СПб. : СОТИС, 1998.
Вайнер Э.Н. Валеология : учебник для вузов. – М.: Флинта: Наука, 2001.
Климов А.Н., Липовецкий Б.М. Быть или не быть инфаркту. М.: Медицина, 1989
Кузьменко А.А. Водолечение. Киев, Здоровье, М.П. «Коллаж», 1994.
Орешкин Ю.А. К здоровью через физкультуру. М.: Медицина, 1990.
Смирнов Н.И. Лекарство от стресса. М.: Физкультура и спорт, 2000.
Семинарское занятие №2 по теме: Физическая культура, здоровье, рекреация.
Вопросы для обсуждения на семинаре:
Гиподинамия, как ведущий фактор риска хронических неинфекционных заболеваний.
Влияние физических упражнений на различные системы организма: сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную систему, опорнодвигательный аппарат.
Дозировка физических нагрузок и методы самоконтроля.
Темы докладов:
Роль двигательной активности в биологической эволюции и в реализации индивидуальной генетической программы.
Современные и традиционные взгляды на закаливание организма.
Система естественного оздоровления П.Иванова, ее плюсы и минусы.
Вопросы для самоконтроля:
Что означают понятия: гиподинамия и гипокинезия?
Какие параметры деятельности сердечно-сосудистой системы изменяются при систематической тренировке?
Назовите основные принципы физкультурных занятий и тренировок?
Как рассчитать по пульсу оптимальную физическую нагрузку?
Самостоятельная работа
С целью закрепления и систематизации знаний по теме №5, дается следующее задание для самостоятельной внеаудиторной работы:
Подготовка к семинару в форме составления конспекта и плана выступления по обсуждаемым вопросам;
Провести функциональную пробу Мартине для оценки реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.
Рассчитать по формулам (индекс Кетле, по С.А. Душанину, Броку, Брейтману, Давенпорту) свой идеальный вес и оптимальную частоту пульса при физических нагрузках. Результаты проведенных практических заданий оформить в письменной форме для проверки преподавателем.
- 040101 «Социальная работа»
- Составлена
- Пояснительная записка
- Требования государственного стандарта специальности
- Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Социальная медицина и управление здравоохранением
- Тема 1. Определение понятия и содержания «Основы социальной медицины». Этапы становления социальной медицины
- Тема 2. Здоровье как комплексная категория и личностная ценность
- Тема 3. Социальная обусловленность здоровья
- Тема 4. Генетическая обусловленность здоровья
- Тема 5. Физическая культура, здоровье и рекреация
- Тема 6. Образ жизни и здоровье. Понятие и сущность здорового образа жизни
- Тема 7. Профилактика заболеваний: цели и задачи. Стратегии Всемирной организации здравоохранения в охране здоровья населения
- Тема 8. Гигиеническое воспитание и обучение населения. Основные направления, формы и средства
- Тема 9. Индивидуальное и общественное здоровье. Показатели здоровья населения
- Тема 10. Системы здравоохранения в России
- Тема 11. Организация лечебно-профилактической помощи населению
- Тема 12. Социальное и медицинское страхование – формы социальной защиты граждан
- Тема 13. Правовые механизмы обеспечения здоровья нации
- Тема 14. Социально-медицинская этика
- Раздел іі. Санитарно-гигиенические и эпидемиологические аспекты охраны здоровья
- Тема 1. Основные направления деятельности санитарно-эпидемиологической службы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарное законодательство
- Тема 2. Влияние условий и характера труда на здоровье работающих
- Тема 3. Гигиена питания и профилактика пищевых отравлений
- Тема 4. Инфекционные заболевания управляемые средствами иммуно- профилактики
- Тема 5. Особо опасные и карантинные инфекционные заболевания. Зоонозы
- Тема 6. Заболевания передаваемые половым путем
- Тема 7. Синдром приобретенного иммунодефицита
- Тема 8. Классификация болезней. Структура заболеваемости населения. Основные неинфекционные заболевания
- Раздел ііі. Социально-медицинские аспекты планирования семьи. Физиология и патология репродукции
- Тема 1. Содержание понятия «планирование» семьи
- Тема 2. Аборт как социально-медицинская проблема
- Тема 3. Профилактика непланируемой беременности. Современные методы контрацепции
- Раздел іv. Основы психического здоровья
- Тема 1. Психическое здоровье и психические болезни. Пограничные состояния
- Тема 2. Современные представления о злоупотреблении алкоголем и алкоголизме
- Тема 3. Современные представления о наркотиках и наркотизме
- Раздел V. Доврачебная помощь при неотложных состояниях
- Тема 1. Общие понятие о первой медицинской (доврачебной) помощи. Первая медицинская помощь при кровотечениях
- Тема 2. Доврачебная помощь при основных повреждениях и травмах
- Тема 3. Способы и методы оказания доврачебной помощи при внезапных заболеваниях и несчастных случаях
- Тема 4. Виды ожогов и тепловых поражений. Оказание доврачебной помощи при них. Отморожение. Основные принципы доврачебной помощи
- Вопросы для контрольной работы по разделу «Социальная медицина и управление здравоохранением»
- Вопросы для контрольной работы по разделу «Санитарно-гигиенические и эпидемиологические аспекты охраны здоровья»
- Вопросы к экзамену по предмету «Основы социальной медицины» для студентов дневного отделения
- Основная литература
- Дополнительная литература