Тема 8. Гигиеническое воспитание и обучение населения. Основные направления, формы и средства
Определение понятий «гигиеническое воспитание», «пропаганда здорового образа жизни», «санитарное просвещение».
Основные направления, цели и задачи гигиенического воспитания в соответствии с концепцией сохранения и укрепления здоровья населения РФ методами и средствами гигиенического воспитания. Формы (индивидуальные, групповые, массовые) и средства (устные, печатные, массовые) гигиенического воспитания населения.
Модель организационно-управленческой системы гигиенического воспитания населения. Понятие об эффективности гигиенического воспитания.
Социально-медицинская просветительская деятельность. Социальный работник как учитель здоровья в школе, в ЛПУ, в семье. Роль социальных работников в определении уровня гигиенической культуры (ресурсов здоровья), условий труда и быта семьи, в оценке здоровья. Основные направления в работе социальных работников по пропаганде здорового образа жизни и гигиеническому воспитанию. Ведущие признаки ситуаций наблюдаемые в практике социального работника и выбор соответствующих им форм и средств гигиенического воспитания населения.
Рекомендуемая литература по теме:
Основная
Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека : эталоны, представления, установки : учебное пособие для высших уч.завед. М. : издат. центр «Академия», 2001.
Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней : учебное пособие для студентов высш. пед. уч. заведений М. : Академия, 2001.
Социальная работа: теория и практика : Учебное пособие Отв. ред. Холостова Е.И., Сорвина А.С. М.: ИНФРА-М, 2001.
Труфанова О.Б. Здоровье и образ жизни / Учебно-методические материалы для студентов специальности «социальная работа». Сыктывкар, 2003.
Дополнительная
Залесский Г.Б. Психологические основы формирования убеждений. Автореферат диссертации д.пс.наук. М. 1991.
Куценко Г.И. и др. Совершенствование системы гигиенического обучения и воспитания декретированных групп населения // гигиена и санитария. 1999. №3. С. 72-74.
Лаоточкина М.А., Шабунова А.А. Социально-гигиеническая грамотность как фактор репродуктивного поведения // СОЦИС 2007, №9. С. 114-118.
О концепции сохранения и укрепления здоровья населения РФ методами и средствами гигиенического обучения и воспитания. Решение коллегии Минздрава РФ от 30.07.97., протокол 11.
Семенчина М.В., Гомусов А.Т. и др. Информационно-образовательные программы и компании по профилактике ВИЧ инфекции среди населения // Социальная профилактика и здоровье, 2006, №1. С. 4-10.
Фокина О.А. Выбор основного направления, форм и средств гигиенического воспитания в конкретных ситуациях врачебной практики / методическая разработка. М. : Центральный институт усовершенствования врачей, 1991.
Семинарское занятие №5 по теме: Гигиеническое воспитание и обучение населения. Основные направления, формы и средства.
Вопросы для обсуждения на семинаре:
Гигиеническое воспитание и санитарное просвещение. Определение понятий. Цели и задачи гигиенического воспитания населения.
Концепция сохранения и укрепления здоровья населения РФ методами и средствами гигиенического воспитания. Основные положения концепции.
Формы и средства гигиенического воспитания населения.
Организационно-управленческая система гигиенического воспитания населения в программе интегрированной первичной профилактики.
Основные типы ситуаций в практике социального работника и его роль в гигиеническом воспитании населения.
Презентация различных форм и средств гигиенического воспитания подготовленных студентами.
Вопросы для самоконтроля:
В чем выражается отличие понятий «гигиеническое воспитание» и «санитарное просвещение»?
Назовите основные стратегические направления гигиенического обучения и воспитания населения.
Какие формы и средства гигиенического обучения и воспитания населения вы знаете?
Назовите объекты и субъекты гигиенического обучения и воспитания.
Самостоятельная работа
В качестве задания для самостоятельной внеаудиторной работы по теме №8 студентам предлагается:
Подготовить тезисы для выступления на семинаре;
Подготовить на выбор одну из форм гигиенического воспитания населения для различных категорий населения и презентовать ее на семинаре. Формы ГО и ВН предлагаются следующие: сказка, стихи, беседа, диспут, сценарий тематического вечера, деловая игра, игра для детей дошкольного возраста, песня, урок здоровья, памятка, листовка, плакат, санбюллетень, радиоинтерьвю.
Тематика предложенных форм может быть посвящена профилактике определенных заболеваний или рекомендациям по коррекции образа жизни и лечению больным, имеющим факторы риска или начальную стадию заболевания, а также медико-социальным аспектам здорового образа жизни.
- 040101 «Социальная работа»
- Составлена
- Пояснительная записка
- Требования государственного стандарта специальности
- Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Социальная медицина и управление здравоохранением
- Тема 1. Определение понятия и содержания «Основы социальной медицины». Этапы становления социальной медицины
- Тема 2. Здоровье как комплексная категория и личностная ценность
- Тема 3. Социальная обусловленность здоровья
- Тема 4. Генетическая обусловленность здоровья
- Тема 5. Физическая культура, здоровье и рекреация
- Тема 6. Образ жизни и здоровье. Понятие и сущность здорового образа жизни
- Тема 7. Профилактика заболеваний: цели и задачи. Стратегии Всемирной организации здравоохранения в охране здоровья населения
- Тема 8. Гигиеническое воспитание и обучение населения. Основные направления, формы и средства
- Тема 9. Индивидуальное и общественное здоровье. Показатели здоровья населения
- Тема 10. Системы здравоохранения в России
- Тема 11. Организация лечебно-профилактической помощи населению
- Тема 12. Социальное и медицинское страхование – формы социальной защиты граждан
- Тема 13. Правовые механизмы обеспечения здоровья нации
- Тема 14. Социально-медицинская этика
- Раздел іі. Санитарно-гигиенические и эпидемиологические аспекты охраны здоровья
- Тема 1. Основные направления деятельности санитарно-эпидемиологической службы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарное законодательство
- Тема 2. Влияние условий и характера труда на здоровье работающих
- Тема 3. Гигиена питания и профилактика пищевых отравлений
- Тема 4. Инфекционные заболевания управляемые средствами иммуно- профилактики
- Тема 5. Особо опасные и карантинные инфекционные заболевания. Зоонозы
- Тема 6. Заболевания передаваемые половым путем
- Тема 7. Синдром приобретенного иммунодефицита
- Тема 8. Классификация болезней. Структура заболеваемости населения. Основные неинфекционные заболевания
- Раздел ііі. Социально-медицинские аспекты планирования семьи. Физиология и патология репродукции
- Тема 1. Содержание понятия «планирование» семьи
- Тема 2. Аборт как социально-медицинская проблема
- Тема 3. Профилактика непланируемой беременности. Современные методы контрацепции
- Раздел іv. Основы психического здоровья
- Тема 1. Психическое здоровье и психические болезни. Пограничные состояния
- Тема 2. Современные представления о злоупотреблении алкоголем и алкоголизме
- Тема 3. Современные представления о наркотиках и наркотизме
- Раздел V. Доврачебная помощь при неотложных состояниях
- Тема 1. Общие понятие о первой медицинской (доврачебной) помощи. Первая медицинская помощь при кровотечениях
- Тема 2. Доврачебная помощь при основных повреждениях и травмах
- Тема 3. Способы и методы оказания доврачебной помощи при внезапных заболеваниях и несчастных случаях
- Тема 4. Виды ожогов и тепловых поражений. Оказание доврачебной помощи при них. Отморожение. Основные принципы доврачебной помощи
- Вопросы для контрольной работы по разделу «Социальная медицина и управление здравоохранением»
- Вопросы для контрольной работы по разделу «Санитарно-гигиенические и эпидемиологические аспекты охраны здоровья»
- Вопросы к экзамену по предмету «Основы социальной медицины» для студентов дневного отделения
- Основная литература
- Дополнительная литература