logo
УМК 2 к 2008г

Тема 4. Инфекционные заболевания управляемые средствами иммуно- профилактики

Понятие «инфекционные болезни». Инфекционный процесс как сущность инфекционного заболевания. Факторы определяющие характер развития инфекционного процесса, особенности течения заболевания, исходы.

Периоды развития и формы течения инфекционного процесса. Формы распространения возбудителя в организме.

Понятие «эпидемический процесс» и факторы его обуславливающие. Варианты развития эпидемического процесса. Эпидемический очаг. Элементы эпидемического очага.

Классификация инфекционных болезней. Виды возбудителей, пути передачи, особенности клинических проявлений.

Основные направления противоэпидемичеких мероприятий.

Понятие об иммунитете и его видах. Естественный и искусственный иммунитет. Методы создания искусственного иммунитета. Вакцины, сыворотки. Их виды, особенности изготовления и применения.

Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний. Национальный календарь профилактических прививок.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная

  1. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Учебное пособие для высшей школы. М.: Академический Проект, 2004. С. 382-461.

  2. Покровский В.И., Пак С.Г., Брико Н.И., Данилевский Б.К. Инфекционные болезни и эпидемиология: Учебник. М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2000.

  3. Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17 сенября 1998 г. №157-ФЗ / Консультант ПЛЮС.

  4. Ющук Н.Д., Астафьева Н.В., Кареткина Г.Н. Инфекционные болезни: Учебник. М.: ВУНМУ МЗ РФ, 2000.

Дополнительная

  1. Иммунопрофилактика – 2000 / Под редакцией Таточенко В.К., Озерецковского Н.А. М.: Остоженка Инвест, 2000.

  2. Лобзин Ю.В., Казанцев А.П. Руководство по инфекционным болезням. СПб.: «Комета», 1996.

  3. Рахманова А.Г., Пригожина В.К. Справочник по инфекционным болезням для среднего медицинского персонала. СПб.: Гиппократ, 1992.

Семинарское занятие №12 по теме: Инфекционные заболевания управляемые средствами иммунопрофилактики.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

  1. Инфекционный и эпидемический процессы. Основные элементы, звенья и факторы определяющие их развитие.

  2. Клинико-эпидемическая характеристика инфекционных заболеваний. Воздушно-капельные инфекции. Гематогенные инфекции. Туберкулез. Желудочно-кишечные инфекции.

  3. Профилактика инфекционных заболеваний. Иммунопрофилактика. Отношение населения к профилактическим прививкам.

Вопросы для обсуждения предполагают участие в семинаре всех присутствующих студентов.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое инфекционный процесс? Назовите стадии инфекционного процесса.

  2. Назовите факторы определяющие характер развития инфекционного процесса?

  3. Что такое эпидемический процесс? Назовите звенья эпидемического процесса.

  4. Охарактеризуйте механизмы заражения инфекционными заболеваниями.

  5. В чем заключаются основные направления противоэпидемических мероприятий?

  6. Что такое иммунитет? Виды иммунитета.

  7. Какие бывают реакции на прививку? Показания и противопоказания к иммунизации.

  8. Перечислите воздушно-капельные инфекции, которые протекают с высыпаниями на коже. В чем заключаются особенности проявления каждой из них?

  9. Какие вы знаете желудочно-кишечные инфекционные заболевания? Какие особенности течения и исхода этих инфекций.

  10. Приведите примеры гематогенных инфекций и назовите способы их профилактики.

Самостоятельная работа

Для закрепления и систематизации знаний по изучаемой теме предлагаются студентам следующие виды заданий.

  1. Проработка материалов рекомендованной литературы с составлением тезисов ответа на семинаре.

  2. Изучить Федеральный Закон «Об иммунопрофилактике».

  3. Составить схему вакцинации (в виде таблицы) детей от 0 до 18 лет согласно календарю профилактических прививок с указанием сроков вакцинации, ревакцинации и используемых вакцин.

  4. Подготовить ответы на контрольные вопросы.