logo
УМК 2 к 2008г

Тема 3. Гигиена питания и профилактика пищевых отравлений

Гигиена питания – раздел гигиенической науки о рациональном и здоровом питании. Понятие «рациональное питание». Физиолого-гигиеничекие основы питания. Теории питания: классическая теория сбалансированного питания, теория адекватного питания А.М. Уголева, теория видового питания.

Заболевания связанные с нарушениями питания. Современные основы рационального питания.

Гигиеническая характеристика отдельных пищевых продуктов. Санитарная экспертиза пищевых продуктов. Критерии оценки доброкачественности продуктов. Гигиеническая характеристика методов консервирования пищевых продуктов.

Пищевые отравления. Классификация. Пищевые отравления микробного происхождения (сальмонеллез, стафилококковые токсико-инфекции, ботулизм). Этиология, клиника, профилактика.

Санитарные правила хранения и реализации особо скоропортящихся продуктов.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная

  1. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Учебное пособие для высшей школы. М.: Академический ПРОЕКТ, 2004. С. 242-277.

  2. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия. 2001.

  3. Петровский К.С., Ваиханец В.Д. Гигиена питания. М.: Медицина. 1987.

  4. Чумаков Б.Н. Валеология. Курс лекций: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000.

  5. Шаповалов К.А. Основы безопасности жизни: гигиена и здоровье; профилактика болезней: учебное пособие. Сыктывкар : КГПИ, 2002.

Дополнительная

    1. Горен М., Осава Д. Путь к здоровью. М.: ТОО «Лайела», 1993.

    2. Зумле У. Раздельное питание. М., 1993.

    3. Иенсел Е. Пища, которая поет. М., 1996.

    4. Покровский Л.А., Саисонова М.А. Справочник по диетологии. М.: Медицина, 1981.

Семинарское занятие №11 по теме: Гигиена питания и профилактика пищевых отравлений.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

  1. Роль пищи в обеспечении жизнедеятельности. Теории питания.

  2. Рациональное питание. Принципы организации рационального питания.

  3. Заболевания, связанные с нарушениями питания.

  4. Условия, сроки хранения и реализации особо скоропортящихся продуктов. Ситуационные задачи.

Темы для докладов:

  1. Анализ традиционных и современных взглядов на здоровое питание.

  2. Биологически активные пищевые добавки.

  3. Польза и вред модных диет.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое рациональное питание?

  2. Каково значение для организма основных питательных веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ?

  3. Что означает термин «энергетическая сбалансированность питания»?

  4. Как объяснить понятие «голод», «аппетит»?

  5. Какие анатомо-физиологические особенности желудочно-кишечного тракта необходимо учитывать в организации рационального питания?

  6. В чем отличие лечебных диет и модных диет?

  7. Назовите факторы рациональной организации питания?

  8. Перечислите группы заболеваний связанных с нарушением питания.

  9. Каковы меры профилактики пищевых токсикоинфекций?

Самостоятельная работа

С целью углубления и расширения теоретических знаний предполагаются следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Подготовка к семинарскому занятию с проработкой основной и дополнительной литературы.

  2. Составление ответов на контрольные вопросы.

Для закрепления и систематизации полученных теоретических знаний студентами выполняется аудиторная самостоятельная работа на семинаре, которая заключается в разборе ситуационных задач предназначенных для гигиенической подготовки декретированных контингентов – работников продовольственных магазинов.