Пояснительная записка
«Основы социальной медицины» является одним из важных учебных курсов в подготовке специалистов по специальности 040101 «социальная работа». В соответствии с Государственным образовательным стандартом курс «Основы социальной медицины» включен в блок общепрофессиональных дисциплин Федерального компонента.
В основу программы курса положены современная концепция охраны здоровья и организации медико-социальной помощи населению как одного из ведущих механизмов реализации государственной социальной политики, а также требования предъявляемые к будущему социальному работнику в полном соответствии с его квалификационной характеристикой.
При формировании программы учтен отечественный и мировой опыт решения медико-социальных проблем общества, индивидуума с помощью социальных работников, а также тот факт, что данный специалист, находящийся на стыке медицины, социального обеспечения, педагогики, психологии, социальной профилактики, оздоровления, реабилитации и многих других профильных дисциплин должен работать интегрированно с соответствующими службами, общественностью, частными, благотворительными и иными организациями.
Основными целями обучения студентов по программе курса «Основы социальной медицины» являются следующие:
овладение теоретическими вопросами организации и управления здравоохранением, особенностей функционирования бюджетно-страховой модели здравоохранения;
овладение знаниями по современным проблемам здоровья населения и концептуальным подходам к их решению;
приобретение практических навыков в проведении гигиенического воспитания и обучения населения, в диагностике неотложных состояний и оказания первой помощи при них, в оценке показателей индивидуального и общественного здоровья;
формирование положительных мотиваций к укреплению и сохранению собственного здоровья и здоровья окружающих.
Реализация поставленных целей позволяет получить базисные знания и профессиональные навыки и умения необходимые будущим специалистам для решения медикосоциальных проблем клиентов, а также для организации и проведения социальной работы, направленной на укрепление и сохранение здоровья населения во взаимодействии с органами и учреждениями здравоохранения. Изучение данного курса позволяет решать задачи воспитательного характера, так как участие в обсуждении проблем касающихся образа жизни, планирования семьи, медицинской этики, алкоголизма и наркомании способствует выработке у студентов определенной позиции, формированию мотиваций к самосохранительному поведению, воспитанию нравственно-этических качеств.
Освоение программы «Основы социальной медицины» позволяет студентам использовать полученный материал при изучении других дисциплин, таких как: «социальные девиации», «социальная психология», «экология», «охрана психического здоровья», «социальная геронтология», что свидетельствует о междисциплинарном характере данного курса.
Программа курса состоит из пяти разделов. В первом разделе рассматривается понятие «здоровья», критерии и факторы его определяющие. Особое внимание уделено показателям здоровья, методам их вычисления и оценки. В этом разделе нашли свое отражение теоретические и организационные основы здравоохранения, а также особенности организации медицинской помощи населению в условиях бюджетно-страховой модели здравоохранения.
Второй раздел включает вопросы профилактики основных неинфекционных и инфекционных заболеваний, санитарное законодательство и деятельность учреждений государственной санэпидемслужбы по обеспечению санэпид благополучия населения.
Третий раздел программы посвящен социально-медицинским аспектам планирования семьи и отражает важнейшие факторы, влияющие на репродуктивную функцию женщин и мужчин.
В четвертом разделе дается характеристика основных видов нарушений психического здоровья освящаются социально-медицинские аспекты алкоголизма, наркомании и токсикомании, вопросы организации психиатрической и наркологической помощи населению.
Пятый раздел содержит темы, изучение которых поможет студентам приобрести необходимые знания и умения по оказанию доврачебной помощи при внезапных заболеваниях, несчастных случаях, ожогах, отморожениях и других состояниях, требующих проведения экстренных мероприятий.
Учитывая значительный объем рабочей программы и продолжительность ее изучения (в течение двух семестров) при ее освоении используются все основные формы учебного процесса – лекции, практические занятия, контрольные работы, зачет, экзамен, самостоятельная работа. Применение перечисленных форм и различных образовательных технологий позволяет достичь усвоения учебного материала студентами на различных уровнях – ознакомительном, репродуктивном, креативном. Если изложение теоретического материала преподавателями на лекциях способствует усвоению его студентами в основном на ознакомительном уровне, то проведение практических занятий в большей степени касается репродуктивного уровня усвоения и выражается в привитии и закреплении навыков и умений, способности грамотно и компетентно оценивать проблему, ситуацию и находить возможные пути решения. Не менее важен в результативности учебного процесса и креативный уровень усвоения материала, который достигается при выполнении студентами самостоятельной работы, при решении практических задач.
Большинство тем теоретического курса излагаемые на лекционных занятиях и требующие более глубоких знаний студентов о реальности ситуации в практическом здравоохранении включены в тематику семинарских занятий. Практикоориентированные семинары предполагают использование активных форм для обсуждения вопросов семинара – дискуссии, деловые игры, разборы ситуационных задач и подготовку докладов по предлагаемым темам.
Важным условием успешного усвоения материала студентами является уровень подготовленности к семинару. В связи с этим преподаватель оценивает степень участия всех студентов на каждом семинарском занятии и учитывает эти показатели при итоговом контроле по дисциплине.
Изучение программы курса предполагает проведение студентами самостоятельной работы, которая заключается в изучении теоретического материала по основной и дополнительной литературе, составлении конспектов, подготовке к семинарским занятиям, изготовлении и разработке материалов для гигиенического воспитания (памяток, плакатов, текстов, сказок и др.), оформлении «Глоссария» подготовке таблиц, схем и других заданий предусмотренных рабочей программой курса.
Студенты заочной формы обучения в качестве самостоятельной работы осуществляют подготовку к семинарам, готовят контрольную работу по предложенной тематике и сдают ее для проверки перед сессией, а также самостоятельно изучают теоретический материал, предусмотренный программой.
Контроль и оценка знаний, умений и навыков предусматривает следующие формы:
текущий, включающие проверку знаний на семинарских занятиях и оценку подготовленных заданий;
промежуточный контроль включает написание контрольных работ после завершения изучения первого и второго раздела программы, тестовый контроль по вопросам 5-го раздела, а также зачет по пройденным темам дисциплины за один семестр;
итоговый контроль (выходной). Студенты, успешно справившиеся с учебной программой, получившие положительную оценку в ходе текущего и промежуточного контроля допускаются к сдаче экзамена.
Для студентов заочного отделения промежуточной формой контроля является «контрольная работа». Темы контрольных работ учитывают программу всего курса «Основы социальной медицины». При оценке контрольных работ учитываются следующие критерии:
наличие плана;
правильность постановки проблемы;
раскрытие темы;
логичность и стиль изложения;
используемая литература;
объем не менее 10 – 15 стр. печатного текста.
Зачтенные контрольные работы дают право студентам заочного отделения сдавать экзамен. Оценка за контрольную работу учитывается преподавателем в итоговой оценке выставляемой студентам во время экзамена.
- 040101 «Социальная работа»
- Составлена
- Пояснительная записка
- Требования государственного стандарта специальности
- Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Социальная медицина и управление здравоохранением
- Тема 1. Определение понятия и содержания «Основы социальной медицины». Этапы становления социальной медицины
- Тема 2. Здоровье как комплексная категория и личностная ценность
- Тема 3. Социальная обусловленность здоровья
- Тема 4. Генетическая обусловленность здоровья
- Тема 5. Физическая культура, здоровье и рекреация
- Тема 6. Образ жизни и здоровье. Понятие и сущность здорового образа жизни
- Тема 7. Профилактика заболеваний: цели и задачи. Стратегии Всемирной организации здравоохранения в охране здоровья населения
- Тема 8. Гигиеническое воспитание и обучение населения. Основные направления, формы и средства
- Тема 9. Индивидуальное и общественное здоровье. Показатели здоровья населения
- Тема 10. Системы здравоохранения в России
- Тема 11. Организация лечебно-профилактической помощи населению
- Тема 12. Социальное и медицинское страхование – формы социальной защиты граждан
- Тема 13. Правовые механизмы обеспечения здоровья нации
- Тема 14. Социально-медицинская этика
- Раздел іі. Санитарно-гигиенические и эпидемиологические аспекты охраны здоровья
- Тема 1. Основные направления деятельности санитарно-эпидемиологической службы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарное законодательство
- Тема 2. Влияние условий и характера труда на здоровье работающих
- Тема 3. Гигиена питания и профилактика пищевых отравлений
- Тема 4. Инфекционные заболевания управляемые средствами иммуно- профилактики
- Тема 5. Особо опасные и карантинные инфекционные заболевания. Зоонозы
- Тема 6. Заболевания передаваемые половым путем
- Тема 7. Синдром приобретенного иммунодефицита
- Тема 8. Классификация болезней. Структура заболеваемости населения. Основные неинфекционные заболевания
- Раздел ііі. Социально-медицинские аспекты планирования семьи. Физиология и патология репродукции
- Тема 1. Содержание понятия «планирование» семьи
- Тема 2. Аборт как социально-медицинская проблема
- Тема 3. Профилактика непланируемой беременности. Современные методы контрацепции
- Раздел іv. Основы психического здоровья
- Тема 1. Психическое здоровье и психические болезни. Пограничные состояния
- Тема 2. Современные представления о злоупотреблении алкоголем и алкоголизме
- Тема 3. Современные представления о наркотиках и наркотизме
- Раздел V. Доврачебная помощь при неотложных состояниях
- Тема 1. Общие понятие о первой медицинской (доврачебной) помощи. Первая медицинская помощь при кровотечениях
- Тема 2. Доврачебная помощь при основных повреждениях и травмах
- Тема 3. Способы и методы оказания доврачебной помощи при внезапных заболеваниях и несчастных случаях
- Тема 4. Виды ожогов и тепловых поражений. Оказание доврачебной помощи при них. Отморожение. Основные принципы доврачебной помощи
- Вопросы для контрольной работы по разделу «Социальная медицина и управление здравоохранением»
- Вопросы для контрольной работы по разделу «Санитарно-гигиенические и эпидемиологические аспекты охраны здоровья»
- Вопросы к экзамену по предмету «Основы социальной медицины» для студентов дневного отделения
- Основная литература
- Дополнительная литература