Углеводы и их значение в питании
Это группа природных органических соединений, химическая структура которых отвечает формуле Сm(Н2О)n, т.е. углерод + вода, отсюда название.
Элементарный состав углеводов – углерод 44,6%, водород 6,2%, кислород 49,5%.
Углеводы – первичный продукт фотосинтеза.
Они являются основными исходными соединениями для биосинтеза других веществ в растениях. Углеводы составляют существенную часть рациона человека и многих животных. Остатки углеводов входят в состав гликозидов, гликопротеинов, нуклеиновых кислот, ряда антибиотиков, клеточных оболочек и других структур.
Углеводы применяются в пищевой промышленности (глюкоза, крахмал, пектиновые вещества), текстильной промышленности, бумажной промышленности, микробиологической промышленности (получение спиртов,
кислот и других веществ) и других отраслях промышленности. Используется в медицине (гепарин, сердечные гликозиды, глюкоза и др.).
Углеводы делятся на две группы:
- моно – полисахариды (сахароза);
- олиго – полисахариды.
В результате распада углеводов, в организме образуется энергия, необходимая для жизнедеятельности.
Для моно - полисахаридов (сахарозы) всасывание углеводов возможно только тогда, когда они расщепляются до глюкозы. Казалось бы, что питать организм возможно только глюкозой и таким образом освободить его от значительных затрат сил. Но такое питание немыслимо, т.к. вследствие быстрого всасывания глюкозы, последняя попадает в большом количестве в кровь, и клетки не будут усваивать (ассимилировать) её, избыток глюкозы будет выделяться с мочой.
Олиго - полисахариды это крахмал, гликоген, клетчатка, пектиновые вещества.
Клетчатка – пищеварительным трактом почти совершенно не усваивается, но даёт необходимый объём пищи. Она вводится в организм в достаточном количестве с хлебом, овощами, фруктами.
Крахмал – не способен всасываться, но при постепенном переваривании под воздействием ферментов (диастаза, мальтоза) доходит до степени глюкозы. Процесс разложения крахмала и образования глюкозы, идёт постепенно, и глюкоза, полученная из крахмала, поступает в кровь небольшими порциями и успевает ассимилироваться клетками. Главная масса углеводов в пище содержится виде крахмала.
Физиологическое значение углеводов определяется их энергетическими свойствами организма. Они – главный источник энергии организма. Так за счёт углеводов обеспечивается около 60% суточной энергоценности питания. Тогда как счёт белков и жиров, вместе взятых только 40%. В организме человека находится только 2% углеводов.
Что касается нормировки углеводов, то в сутки необходимо вводить 400 – 500 г.
При правильном и рациональном питании количество сахарозы не должно превышать 50 – 80 г.в сутки на человека, клетчатки 50 – 70 г., остальное падает на крахмал 300 – 350 г. в сутки па человека.
На протяжении жизни человек в среднем потребляет около 14 т. углеводов, это примерно в 4 раза больше жиров и белков. Углеводы в организме используются преимущественно как источник энергии для мышечной работы. Чем интенсивней физическая нагрузка, тем больше требуется углеводов. При малоподвижном образе жизни, потребность в углеводах уменьшается.
Основным источником углеводов в пище человека является растительная пища, и только лактоза и гликоген находятся в продуктах животного происхождения.
Источником углеводов являются:
- зерновые продукты (злаки, все хлебопродукты, макароны, вермишель, каши и др.), которые содержат 52 – 55% углеводов;
- сахар, мёд и другие сладости – содержат 15 – 28% углеводов;
- клубне – корнеплоды (картофель, свекла и др.) – содержат 8 – 10% углеводов;
- овощи и фрукты содержат 5 – 7% углеводов.
Чрезмерное потребление углеводов увеличивает вероятность нарушения обмена веществ, что способствует развитию заболеваний. При рациональном питании до 30% углеводов еды переходят в жир.
- Перелік питань та відповіді до виконання модульної контрольної роботи № 1
- Вопросы и ответы
- 1. Проблемы защиты людей. Какие наиболее вероятные опасности ожидают человечество в связи с его антропогенным воздействием на окружающую среду?
- 2.Опреределение и цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
- 3. Задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
- 4. Содержание и общая структура дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
- 5. Сущность и предназначения (определения) «жизнь» «деятельность» «опасность».
- 6. Определение, сущность, составляющие компоненты «жизненной среды» в системе «жизненная середа - человек».
- 7. Происхождение и структура Вселенной, Галактик, Солнечной системы.
- 8. Происхождение, структура, фазы развития Земли. Геохронология Земли
- Образование Земли
- Возникновение жизни на Земле
- Общие сведения о Земле
- 9. Строение и состав Земли (литосферы).
- Земное ядро
- 10. Строение и химический состав атмосферы Земли.
- Размеры магнитосферы, масса и объём атмосферы
- Природный газовый состав атмосферного воздуха и воздействие некоторых его компонентов на здоровье человека
- Чистый воздух
- Строение атмосферы
- Стратосфера
- Мезосфера
- Термосфера
- Экзосфера
- 11. История возникновения, состав и характеристика гидросферы Земли.
- Вода как фактор среды
- 12. Биосфера Земли (основные сведения, границы, вещества составляющие биосферу, главное звено управления – энергия). Основные сведения о биосфере
- Границы биосферы
- Главным звеном управления в биосфере является энергия:
- 13. Техносфера.
- 14. Ноосфера.
- 15. Пищевые вещества и требования предъявляемые к ним.
- 16. Белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества и значение в питании. Белки и их значение в питании
- Жиры и их значение в питании
- Углеводы и их значение в питании
- Витамины и их значение в питании
- Минеральные вещества
- Основные характеристики минеральных веществ.
- Микроэлементы
- Основные характеристики микроэлементов
- 17. Обмен веществ и энергии в процессе питания
- Обмен органических веществ
- 18. Режим питания человека.
- 19. Загрязнения продуктов питания нитратами (нитритами) и радионуклидами.
- 20. Сущность и характеристика здоровья населения (человека).
- Болезнь является вещественной альтернативой здоровья.
- 21. Общая сущность, характер и основные источники опасности.
- 22. Повседневные природные (естественные) опасности, их источники, защита человека от них.
- 23. Техногенные опасности и их источники.
- 24. Опасности человека в быту.
- 25. Антропогенные опасности.
- 26. Классификация опасностей последующим признакам (величине и видам потоков в жизненном пространстве, по официальному стандарту, по вызываемым последствиям, по источникам происхождения).
- 27. Социально-политические опасности и их источники.
- 28. Источники опасностей которые носят комбинированный характер.
- 29. Потенциальные, реальные и реализованные опасности (опасность – причина – нежелательное последствие).
- 30. Риск – как источник опасностей, расчёт общего и группового риска.
- 31. Виды риска. Как разделяется риск по ступеням доступности. Приемлемый риск.
- 32. Природне биотические (факторы неживой природы) опасности. Перечислить, коротко охарактеризовать. Характеристика и классификация биотических опасных явлений
- Опасные насекомые
- Опасные рыбы
- Строение и жизнедеятельность бактерий
- Простейшие
- Паразиты (гельминты)
- 33. Природные литосферные опасные явления – землетрясения извержение вулканов, цунами, оползни, сели, обвалы, лавины.
- 34. Природные гидросферные (гидрологические) опасные явления на суше – наводнения.
- Меры предосторожности при раннем ледоставе
- Тропические циклоны
- Суховеи
- Правила поведения при ураганах, штормах, шквалах, бурях, смерчах, метелях и снежных заносах
- Действия спасательной службы
- Морозы и заморозки
- Сильная жара
- Гололед
- Гроза (гром, молния)
- Метели, снежные заносы
- Метель как неблагоприятное явление
- Правила поведения населения при снежных заносах
- Вопрос 4 Охарактеризовать природные пожары (лестные, торфяные, степные)
- 36. Природные специфические опасные явления. Специфические опасные явления Массовые заболевания. Термины и определения
- Особо опасные инфекционные болезни людей
- Особо опасные инфекционные болезни животных
- Инфекционные заболевания животных
- Особо опасные болезни растений
- Инфекционная заболеваемость населения при чс
- 37. Классификация химических веществ в зависимости от практического использования.
- 38. Как химические вещества (яды) различаются по избирательной токсичности?
- 39. Классификация сильнодействующих ядовитых веществ (сдяв) по степени токсичности.
- 40. Как фитоксиканты делятся в зависимости от физиологии действий и названия?
- 41. На какие группы по химическому строению делятся пестициды?
- 42. Хлор (порядок использования, свойства, клиническая картина поражения людей и сельскохозяйственных животных, первая медицинская помощь, защита).
- 43. Аммиак (порядок использования, свойства, клиническая картина поражения людей и сельскохозяйственных животных, первая медицинская помощь, защита).
- 44. Диоксин (свойства, общий характер воздействия на человека и животное, признаки поражения).
- 45. Ртуть (порядок использования, свойства, выведение, накопление в организме, действие населения в случае разлива ртути, защита).
- 46. Воздействие человека на окружающую среду. Антропогенное загрязнение атмосферы, парниковый эффект, кислотные дожди, смог, разрушение озоновой оболочки Земли.
- 47. Антропогенное загрязнение гидросферы.
- 48. Антропогенные загрязнения литосферы.
- 49. Явления радиоактивности, естественные (антропогенные) источники ионизирующих излучений. Радиоактивный радон.
- 50. Искусственные (антропогенные) источники ионизирующих излучений
- 51. Единицы измерения радиоактивных излучений.
- 52. Биологические действия ионизирующих излучений. Заболевания, вызванные действием ионизирующих излучений. Формы и степени лучевой болезни людей и сельскохозяйственных животных.
- 53. Воздействие основных радионуклидов на людей и сельскохозяйственных животных по опыту катастрофы на чаэс
- 54. Режим питания и методы обработки продуктов питания растительного и животного происхождения и воды для выведения из организма радионуклидов.
- 55. Радиационные объекты и аварии на них в мире и на Украине.
- 56. Причины и последствия катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции (чаэс).
- 57. Радиационная безопасность. Нормы радиационной безопасности и основные регламентные величины Украины – нрбу 1997 года. Лимиты доз и допустимые уровни.
- 58. Социальные опасности связанные с психическим воздействием на человека (кража, ограбление, шантаж, мошенничество). Способы поведения во время их возникновения.
- 59. Социальные опасности, связанные с физическим насилием (разбой, бандитизм, терроризм, заложничество, изнасилование, война).
- Коэффициенты преступности в Украине в наиболее развитых странах мира в 2004 г. По данным интертипа (с расчета на 100 тыс. Населения).
- Административное задержание
- Для предотвращения взрывов на улице надо:
- 60. Социальные опасности, связанные с употреблением веществ, разрушающих организм человека (наркомания, курение, алкоголизм). Механизм действия наркотиков на организм.
- Наркомания и наркотики
- История развития наркотиков
- Классификация наркотиков и типы зависимости.
- Психологическая зависимость
- Физическая зависимость
- Опиум и его подобные
- Барбитураты
- Амфетамины
- Галлюциногенны
- Марихуана
- 61. Социальные опасности связанные с болезнями ( грипп, туберкулёз, болезнь Боткина, вирусы, пищевые отравления, вич-инфекция, венерические заболевания).
- Болезнь Боткина, или вирусный гепатит
- Туберкулёз
- Пищевые инфекции
- Пищевые отравления
- Пищевая токсикоифекация
- Венерические болезни – как это было.
- Венерические болезни – враг семейного благополучия
- Спидо – и сифилофобии
- Борьба с венерическими заболеваниями
- Основные венерические заболевания
- Основные пути передачи вич-инфекции
- 1 Декабря – Всемирный день борьбы со спиДом
- Без комментариев
- Спид не спит