logo
Модуль 1 (вопр

Метель как неблагоприятное явление

Автомобильный и железнодорожный транспорт наиболее часто подвергается воздействию метелей из-за заносов дорог снегом. Снегопады при ветре менее 7 м/с дают равномерный снежный покров толщиной примерно в 10 раз больше количества водных осадков, то есть при осадках 10 мм – 10 см снега, при осадках 20 мм – 20 см снега. Мокрый (при Т больше -5оС) и слежавшийся снег дает меньшую толщину покрова, но уборка его усложняется из-за большой плотности.

Чем сильнее ветер, тем неравномернее ложится снег; местами заносы (сугробы) могут достигать метровой толщины и быть непроходными для транспорта. Снегозащитные и даже своевременные снегоуборочные мероприятия не всегда способны предотвратить остановку движения транспорта, особенно, если не учитывается прогноз снегопада и сильной метели.

В районах с редкими населенными пунктами остановка движения, особенно грузовых автомобилей, при сильной продолжительной метели и последующем морозе (ниже -20оС) чревато опасностью для жизни водителей и пассажиров. Сильные метели в сельской местности заносят местные дороги целиком. Они не часты, поэтому прогностические предупреждения о них крайне важны, с тем чтобы люди имели возможность заранее подумать о надежном укрытии или переждать метель в населенном пункте.

Снегопады и метели могут стать опасными для транспорта также из-за часто сопровождающих их оттепелей, выпадения мокрого снега или дождя, переходящего в снег быстрым его замерзании. Возникающие при этом гололедные явления на авто- и железных дорогах осложняют обстановку из-за скользкости наката, нарушения работы железнодорожных стрелок и т.д.

В настоящее время во многих странах при прогнозе снегопада и метели (обычно сильных) заранее, до их начала, принимаются предупредительные меры, такие как применение соли на дорогах, приостановка транспорта, профилактическое усиление служб, в том числе медицинских, увеличение количества и своевременный ремонт уборочных средств. Особенно важен прогноз метели за несколько часов, поскольку он наиболее точен и позволяет принимать окончательное решения и начинать реальные профилактические работы. Важны также и ориентировочные предупреждения о возможности сильной метели за сутки или несколько суток до её начала, особенно в ночное время, выходные и праздничные дни.

Сильная метель очень опасна для авиации, как из-за низкой сплошной облачности, турбулентности, так из-за сочетания интенсивного заноса полосы с плохой и временами очень плохой видимостью (менее 200 м) или порывистым боковым ветром.

При общем уменьшении видимости, временами при сильной метели наступают многократные резкие ухудшения видимости до 100-50 м, т.е. практически до полной ее потери, что может парализовать движение транспорта и вызвать аварии.

см Реймерс – шкала видимости стр. 299

Ущерб метелей в целом может быть следующих видов:

- заносы, в результате которых замедляется движение или простаивает транспорт (авиационный, железнодорожный, автомобильный), задерживаются пассажиры и грузы, идут затраты на расчистку (ущерб относительно небольшой или средний); сюда же относятся затраты на защитные сооружения;

- приостановка работ (средний ущерб);

- разрушение строений, нарушения в работе линии электропередачи и связи, гибель скота, посевов, плодовых деревьев (существенный ущерб);

- дорожно-транспортные и иные происшествия с человеческими жертвами (чрезвычайный ущерб).

По ряду оценок существенный и чрезвычайный ущерб от снегопадов или метелей бывает в 20% по отдельности и примерно в 35% случаев при их совместном действии. Гибель людей отмечается соответственно в 1 и 6% случаев. По данным из США, в очень редких случаях при сильной метели и сильном снегопаде, наблюдавшихся одновременно в плотно заселенной местности, ущерб доходил до 1 млрд. долларов.