logo search
УМК 2 к 2008г

Пояснительная записка

«Основы социальной медицины» является одним из важных учебных курсов в подготовке специалистов по специальности 040101 «социальная работа». В соответствии с Государственным образовательным стандартом курс «Основы социальной медицины» включен в блок общепрофессиональных дисциплин Федерального компонента.

В основу программы курса положены современная концепция охраны здоровья и организации медико-социальной помощи населению как одного из ведущих механизмов реализации государственной социальной политики, а также требования предъявляемые к будущему социальному работнику в полном соответствии с его квалификационной характеристикой.

При формировании программы учтен отечественный и мировой опыт решения медико-социальных проблем общества, индивидуума с помощью социальных работников, а также тот факт, что данный специалист, находящийся на стыке медицины, социального обеспечения, педагогики, психологии, социальной профилактики, оздоровления, реабилитации и многих других профильных дисциплин должен работать интегрированно с соответствующими службами, общественностью, частными, благотворительными и иными организациями.

Основными целями обучения студентов по программе курса «Основы социальной медицины» являются следующие:

Реализация поставленных целей позволяет получить базисные знания и профессиональные навыки и умения необходимые будущим специалистам для решения медикосоциальных проблем клиентов, а также для организации и проведения социальной работы, направленной на укрепление и сохранение здоровья населения во взаимодействии с органами и учреждениями здравоохранения. Изучение данного курса позволяет решать задачи воспитательного характера, так как участие в обсуждении проблем касающихся образа жизни, планирования семьи, медицинской этики, алкоголизма и наркомании способствует выработке у студентов определенной позиции, формированию мотиваций к самосохранительному поведению, воспитанию нравственно-этических качеств.

Освоение программы «Основы социальной медицины» позволяет студентам использовать полученный материал при изучении других дисциплин, таких как: «социальные девиации», «социальная психология», «экология», «охрана психического здоровья», «социальная геронтология», что свидетельствует о междисциплинарном характере данного курса.

Программа курса состоит из пяти разделов. В первом разделе рассматривается понятие «здоровья», критерии и факторы его определяющие. Особое внимание уделено показателям здоровья, методам их вычисления и оценки. В этом разделе нашли свое отражение теоретические и организационные основы здравоохранения, а также особенности организации медицинской помощи населению в условиях бюджетно-страховой модели здравоохранения.

Второй раздел включает вопросы профилактики основных неинфекционных и инфекционных заболеваний, санитарное законодательство и деятельность учреждений государственной санэпидемслужбы по обеспечению санэпид благополучия населения.

Третий раздел программы посвящен социально-медицинским аспектам планирования семьи и отражает важнейшие факторы, влияющие на репродуктивную функцию женщин и мужчин.

В четвертом разделе дается характеристика основных видов нарушений психического здоровья освящаются социально-медицинские аспекты алкоголизма, наркомании и токсикомании, вопросы организации психиатрической и наркологической помощи населению.

Пятый раздел содержит темы, изучение которых поможет студентам приобрести необходимые знания и умения по оказанию доврачебной помощи при внезапных заболеваниях, несчастных случаях, ожогах, отморожениях и других состояниях, требующих проведения экстренных мероприятий.

Учитывая значительный объем рабочей программы и продолжительность ее изучения (в течение двух семестров) при ее освоении используются все основные формы учебного процесса – лекции, практические занятия, контрольные работы, зачет, экзамен, самостоятельная работа. Применение перечисленных форм и различных образовательных технологий позволяет достичь усвоения учебного материала студентами на различных уровнях – ознакомительном, репродуктивном, креативном. Если изложение теоретического материала преподавателями на лекциях способствует усвоению его студентами в основном на ознакомительном уровне, то проведение практических занятий в большей степени касается репродуктивного уровня усвоения и выражается в привитии и закреплении навыков и умений, способности грамотно и компетентно оценивать проблему, ситуацию и находить возможные пути решения. Не менее важен в результативности учебного процесса и креативный уровень усвоения материала, который достигается при выполнении студентами самостоятельной работы, при решении практических задач.

Большинство тем теоретического курса излагаемые на лекционных занятиях и требующие более глубоких знаний студентов о реальности ситуации в практическом здравоохранении включены в тематику семинарских занятий. Практикоориентированные семинары предполагают использование активных форм для обсуждения вопросов семинара – дискуссии, деловые игры, разборы ситуационных задач и подготовку докладов по предлагаемым темам.

Важным условием успешного усвоения материала студентами является уровень подготовленности к семинару. В связи с этим преподаватель оценивает степень участия всех студентов на каждом семинарском занятии и учитывает эти показатели при итоговом контроле по дисциплине.

Изучение программы курса предполагает проведение студентами самостоятельной работы, которая заключается в изучении теоретического материала по основной и дополнительной литературе, составлении конспектов, подготовке к семинарским занятиям, изготовлении и разработке материалов для гигиенического воспитания (памяток, плакатов, текстов, сказок и др.), оформлении «Глоссария» подготовке таблиц, схем и других заданий предусмотренных рабочей программой курса.

Студенты заочной формы обучения в качестве самостоятельной работы осуществляют подготовку к семинарам, готовят контрольную работу по предложенной тематике и сдают ее для проверки перед сессией, а также самостоятельно изучают теоретический материал, предусмотренный программой.

Контроль и оценка знаний, умений и навыков предусматривает следующие формы:

Для студентов заочного отделения промежуточной формой контроля является «контрольная работа». Темы контрольных работ учитывают программу всего курса «Основы социальной медицины». При оценке контрольных работ учитываются следующие критерии:

Зачтенные контрольные работы дают право студентам заочного отделения сдавать экзамен. Оценка за контрольную работу учитывается преподавателем в итоговой оценке выставляемой студентам во время экзамена.