1. Проблемы защиты людей. Какие наиболее вероятные опасности ожидают человечество в связи с его антропогенным воздействием на окружающую среду?
Жизнь – величайшее достижение природы на Планете, для каждого человека собственное здоровье и жизнь являются самым главным смыслом. Человек от рождения имеет неотъемлемое право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Свои права на жизнь, на отдых, охрану здоровья,
на благополучную окружающую среду, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, он реализует в процессе жизнедеятельности.
Проблема защиты человека от опасностей возникла с появлением человека на Земле. На протяжении всей истории развития человечества каждый отдельный человек заботиться о своей безопасности и безопасности своих близких. Первобытный человек был тесно связан с природой, поэтому природные опасности составляли для него главную угрозу.
Другой группой опасностей, которая подстерегает человека на протяжении всей истории его существования, были действия людей: войны, вооружённые конфликты, кражи, убийства, похищение людей и захват заложников, вандализм, терроризм и др.
Французский философ Вольтер (Франсуа- Мари Аруэ) ещё в XVII веке писал: «Хуже всего, что война неизбежный бич человечества» За всю свою историю, человечество пережило 14,5 тысяч войн, в которых погибло
не менее 3,5 миллиарда человек. На протяжении этого времени человечество прожило в мире не более 300 лет, т.е. на каждое столетие, прожитое человечеством, выпадает неделя мирного времени. Затрачено материальных ценностей на 500 квинтиллионов швейцарских франков.
Если бы уничтоженные во время этих войн ценности превратить в золото, то его хватило бы, чтобы опоясать Земной шар (примерно 40 тысяч км. по экватору), линией толщиной 10 метров и шириной 8 километров.
Третей группой опасностей являются объекты основанные людьми, так называемые антропогенные факторы: машины, химические и взрывчатые вещества, источники различного рода излучений, мокро и микроорганизмы и т.п. Эти опасности связаны со стремлением человека глубже познать себя в окружающем мире, создать материальные блага, сделать свою жизнь удобной (комфортной).
Учёные с древнейших времён изучают вопросы безопасности человека, Вот только некоторые имена:
Гиппократ (460-377 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.),
Парацельс (1493-1541), Агрикола (1494-1555), Роммацини
(1633-1714), М. В. Ломоносов (1711-1765), В.И. Вернадский (1863-ё945), Д.П. Никольский (1855-1918) и многие другие.
Трудами этих и многих других учёных созданы научные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей. В XX столетии человечество овладело величайшим научно-техническим потенциалом, но к сожалению не научилось бережно и рационально ими пользоваться.
Так «биосфера» по определению В.И. Вернадского – «живое вещество» (совокупность всех живых организмов – люди, животные, птицы, растения, рыбы, микроорганизмы и т.д.), способна компенсировать любые возмущения, вызванные хозяйственной деятельностью человека до тех пор, пока потребление биологической продукции человеком не превышают 1-го процента. Остальные 99% биота затрачивает на стабилизацию окружающей среды. В настоящее время человек потребляет от 10 до 40% ( по разным оценкам) годовой биологической продукции, что свидетельствует о значительном превышении порога 1-го процента ( этот порог вероятно пройден в начале XX века). Поэтому в настоящее время она не в состоянии обеспечить глобальную устойчивость окружающей среды.
Исходя из трудов «римского клуба», исследований комиссии ООН по окружающей среде и развитию, если не будут приняты экстренные меры состояние катастрофы биосферы на Земле наступит в средине или в конце XXI века.
В ближайшие десятилетия, в связи с антропогенным воздействием человека на окружающую среду, наиболее вероятными опасностями станут.
Кредитно – финансовый экономический кризис *(приблизительно 3
года).
1а. Высокие темпы роста численности населения Земли (2,5 % в год). Его
урбанизация (более 50 % численности населения).
Рост затрат на военные нужды (1,5 триллиона в год).
Медленные темпы роста продуктов питания (1,3 % в год).
Рост потребления и концентрации энергетических ресурсов:
– истощение природных ресурсов (из недр Земли ежегодно извлекается
100 млрд. т);
- в мировом хозяйстве используется 200 видов минерального сырья
различных типов;
- топливо – энергетическое сырьё (нефть, газ, уголь, уран). Если первая половина XX века была «эрой угля», то вторая половина XX века «эрой нефти», а в 2000 году мир стал на пороге «эры газа». Сейчас уголь нефть и газ обеспечивают около 90 % энергетических потребностей в мире ежегодно добывается: угля – 3200 млн. т, нефти более 5 млрд. т; газа около 3 триллиона тонн.
5. Интенсивное развитие промышленности и сельского хозяйства.
6. Вышеперечисленные опасности привели к росту экологических проблем, к ним относятся:
А. Загрязнение атмосферы (увеличение различных выбросов, уменьшение содержания кислорода в воздухе). Ежегодно выбрасывается в атмосферу:
- углекислого газа – 20 млрд. т.;
- аэрозолей (зола, сажа, пыль) – 400 млн. т.;
- угарного газа (СО) – 300 млн. т.;
- диоксида серы (30 г) – 150 млн. т.;
- оксида азота – 150 млн. т.;
- серной кислоты – 5 млн. т.
Б. Загрязнение гидросферы (поверхностей океана плёнкой, проблемы обеспечения людей чистой питьевой водой).
Ежегодно сбрасывается в гидросферу:
- промышленных и бытовых отходов (стоков) – 600 млн. т.
- нефтепродуктов 10 млн. т.;
- на разбавление сточных вод расходуется примерно 40 % объёма
расчётных стоков.
В. Загрязнение литосферы (деградация почв, эрозия – за последние 100 лет эти процессы вывели из использования 27 % (2 млрд. га) сельскохозяйственных угодий). Проблема обеспечения экологически чистым продовольствием для людей и кормами для сельскохозяйственных животных.
Ежегодно вносятся в почву:
- минеральных удобрений 100 млн. т.;
- производятся сотни тысяч тонн химических соединений, которые не
встречаются в природе, т. е. весьма устойчивых к разрушению.
Г. Увеличение числа кислотных дождей и смога.
Д. Разрушение озонового слоя Земли
Ж. Уничтожение лесов (ежегодно 600 тыс. га).
З. Потепление климата в следствии парникового эффекта:
- температура атмосферы Земли повысилась в среднем на 0,5 0С за
последние 10 – 15 лет;
- уровень океана из-за таяния ледников за это время повысился на 0,5 – 1 метр и известно, что подъём уровня океана на 6 метров приведёт к затоплению 1/6 части суши Земли (это территория бывшего СССР) т.е. аналогично описанию в библии «О всемирном потопе».
Потепление приводит к росту пустынь, вследствие интенсивного испарения почвы (изменение тепла и влагооборота на Земле). Ежегодно превращается в пустыню 6 млн. га.
Человечеству начала угрожать опасность полного вымирания в следствии беспрерывного ухудшения качества окружающей среды, а так же исчерпания природных ресурсов. Стало понятно, что для устранения этих опасностей необходимо пересмотреть традиционные принципы природопользования и коренным образом перестроить хозяйственную деятельность в большей части Мира. По мнению академика В.И. Вернадского (первого Президента Академии наук Украины), человек стал наимогущественной геологической силой на Планете, человеческая деятельность превышает масштабы найсильнейших стихийных явлений.
Такое состояние окружающей среды побуждало к проведению специальных исследований и проведению мероприятий, которые позволили бы решить двуединую задачу – сбережение равновесия в природе и удовлетворения требований к условиям жизни, которые всё время возрастают. Первое положение, которое получило всемирное признание изложено в трудах « римского клуба», в которых были разработаны научные методы описания Мира, как части биосоциасистемы. 38-ая сессия Гениральной Ассамблеи ООН в 1983 году создала Международную комиссию по окружающей среде и развитию, которая призвана анализировать состояние окружающей среды в контексте глобальных перспектив.
На основе оценок авторитетных экспертов в 1987 году комиссия подготовила фундаментальное исследование « Наше общее будущее».
На современном объективных знаний в нём отображено:
- понимание мировым сообществом остроты социоэкологической проблематики;
- необходимость глобальной переориентации социально-политического, экономического, технического, технологического и культурного развития;
- существования для этого соответствующих национальных и общепланетарных проектов.
В 1993 году в Рио-де-Жанейро проходила конференция ООН посвящённая «Концепции постоянного развития мирового сообщества», конференцией был принят документ «Повестка дня XXI столетия». Он выработал выводы о необходимости глобального партнёрства государств для достижения стабильного социального, экономического и экологического развития человечества.
Украина заявила о поддержке концепции ООН о постоянном развитии человечества. Сегодня структура экономики Украины не соответствует потребностям людей, не обеспечивает им нормальных условий для жизни. Статистика свидетельствует о том, что уровень смертности, травматизма, аварий и катастроф на Украине значительно превышает аналогичные показатели развитых стран. Правда, в последние годы наблюдается чёткое снижение уровня травматизма и гибели людей на производстве, кроме того, несмотря на снижение уровня травматизма на производстве общий уровень смертности людей трудоспособного возраста возрастает. По темпам вымирания людей Украина входит в первую десятку стран Мира, детская смертность является наивысшей в Европе.
В этих условиях каждый человек на Украине должен осознавать важность вопросов безопасности жизнедеятельности.
Предметом изучения дисциплины безопасность жизнедеятельности являются вопросы безопасного взаимодействия человека со средой его обитания и защиты населения от опасностей в чрезвычайных ситуациях.
Подготовка студентов в рамках этой учебной дисциплины содержит теоретические вопросы, а так же к практическому профессиональному выполнению различных задач по защите личности, общества, государства, человечества. Специалист, который основательно освоил предмет безопасность жизнедеятельности способен умело действовать в условиях опасностей, как свою жизнь и здоровье, так и жизнь и здоровье других людей.
- Перелік питань та відповіді до виконання модульної контрольної роботи № 1
- Вопросы и ответы
- 1. Проблемы защиты людей. Какие наиболее вероятные опасности ожидают человечество в связи с его антропогенным воздействием на окружающую среду?
- 2.Опреределение и цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
- 3. Задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
- 4. Содержание и общая структура дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
- 5. Сущность и предназначения (определения) «жизнь» «деятельность» «опасность».
- 6. Определение, сущность, составляющие компоненты «жизненной среды» в системе «жизненная середа - человек».
- 7. Происхождение и структура Вселенной, Галактик, Солнечной системы.
- 8. Происхождение, структура, фазы развития Земли. Геохронология Земли
- Образование Земли
- Возникновение жизни на Земле
- Общие сведения о Земле
- 9. Строение и состав Земли (литосферы).
- Земное ядро
- 10. Строение и химический состав атмосферы Земли.
- Размеры магнитосферы, масса и объём атмосферы
- Природный газовый состав атмосферного воздуха и воздействие некоторых его компонентов на здоровье человека
- Чистый воздух
- Строение атмосферы
- Стратосфера
- Мезосфера
- Термосфера
- Экзосфера
- 11. История возникновения, состав и характеристика гидросферы Земли.
- Вода как фактор среды
- 12. Биосфера Земли (основные сведения, границы, вещества составляющие биосферу, главное звено управления – энергия). Основные сведения о биосфере
- Границы биосферы
- Главным звеном управления в биосфере является энергия:
- 13. Техносфера.
- 14. Ноосфера.
- 15. Пищевые вещества и требования предъявляемые к ним.
- 16. Белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества и значение в питании. Белки и их значение в питании
- Жиры и их значение в питании
- Углеводы и их значение в питании
- Витамины и их значение в питании
- Минеральные вещества
- Основные характеристики минеральных веществ.
- Микроэлементы
- Основные характеристики микроэлементов
- 17. Обмен веществ и энергии в процессе питания
- Обмен органических веществ
- 18. Режим питания человека.
- 19. Загрязнения продуктов питания нитратами (нитритами) и радионуклидами.
- 20. Сущность и характеристика здоровья населения (человека).
- Болезнь является вещественной альтернативой здоровья.
- 21. Общая сущность, характер и основные источники опасности.
- 22. Повседневные природные (естественные) опасности, их источники, защита человека от них.
- 23. Техногенные опасности и их источники.
- 24. Опасности человека в быту.
- 25. Антропогенные опасности.
- 26. Классификация опасностей последующим признакам (величине и видам потоков в жизненном пространстве, по официальному стандарту, по вызываемым последствиям, по источникам происхождения).
- 27. Социально-политические опасности и их источники.
- 28. Источники опасностей которые носят комбинированный характер.
- 29. Потенциальные, реальные и реализованные опасности (опасность – причина – нежелательное последствие).
- 30. Риск – как источник опасностей, расчёт общего и группового риска.
- 31. Виды риска. Как разделяется риск по ступеням доступности. Приемлемый риск.
- 32. Природне биотические (факторы неживой природы) опасности. Перечислить, коротко охарактеризовать. Характеристика и классификация биотических опасных явлений
- Опасные насекомые
- Опасные рыбы
- Строение и жизнедеятельность бактерий
- Простейшие
- Паразиты (гельминты)
- 33. Природные литосферные опасные явления – землетрясения извержение вулканов, цунами, оползни, сели, обвалы, лавины.
- 34. Природные гидросферные (гидрологические) опасные явления на суше – наводнения.
- Меры предосторожности при раннем ледоставе
- Тропические циклоны
- Суховеи
- Правила поведения при ураганах, штормах, шквалах, бурях, смерчах, метелях и снежных заносах
- Действия спасательной службы
- Морозы и заморозки
- Сильная жара
- Гололед
- Гроза (гром, молния)
- Метели, снежные заносы
- Метель как неблагоприятное явление
- Правила поведения населения при снежных заносах
- Вопрос 4 Охарактеризовать природные пожары (лестные, торфяные, степные)
- 36. Природные специфические опасные явления. Специфические опасные явления Массовые заболевания. Термины и определения
- Особо опасные инфекционные болезни людей
- Особо опасные инфекционные болезни животных
- Инфекционные заболевания животных
- Особо опасные болезни растений
- Инфекционная заболеваемость населения при чс
- 37. Классификация химических веществ в зависимости от практического использования.
- 38. Как химические вещества (яды) различаются по избирательной токсичности?
- 39. Классификация сильнодействующих ядовитых веществ (сдяв) по степени токсичности.
- 40. Как фитоксиканты делятся в зависимости от физиологии действий и названия?
- 41. На какие группы по химическому строению делятся пестициды?
- 42. Хлор (порядок использования, свойства, клиническая картина поражения людей и сельскохозяйственных животных, первая медицинская помощь, защита).
- 43. Аммиак (порядок использования, свойства, клиническая картина поражения людей и сельскохозяйственных животных, первая медицинская помощь, защита).
- 44. Диоксин (свойства, общий характер воздействия на человека и животное, признаки поражения).
- 45. Ртуть (порядок использования, свойства, выведение, накопление в организме, действие населения в случае разлива ртути, защита).
- 46. Воздействие человека на окружающую среду. Антропогенное загрязнение атмосферы, парниковый эффект, кислотные дожди, смог, разрушение озоновой оболочки Земли.
- 47. Антропогенное загрязнение гидросферы.
- 48. Антропогенные загрязнения литосферы.
- 49. Явления радиоактивности, естественные (антропогенные) источники ионизирующих излучений. Радиоактивный радон.
- 50. Искусственные (антропогенные) источники ионизирующих излучений
- 51. Единицы измерения радиоактивных излучений.
- 52. Биологические действия ионизирующих излучений. Заболевания, вызванные действием ионизирующих излучений. Формы и степени лучевой болезни людей и сельскохозяйственных животных.
- 53. Воздействие основных радионуклидов на людей и сельскохозяйственных животных по опыту катастрофы на чаэс
- 54. Режим питания и методы обработки продуктов питания растительного и животного происхождения и воды для выведения из организма радионуклидов.
- 55. Радиационные объекты и аварии на них в мире и на Украине.
- 56. Причины и последствия катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции (чаэс).
- 57. Радиационная безопасность. Нормы радиационной безопасности и основные регламентные величины Украины – нрбу 1997 года. Лимиты доз и допустимые уровни.
- 58. Социальные опасности связанные с психическим воздействием на человека (кража, ограбление, шантаж, мошенничество). Способы поведения во время их возникновения.
- 59. Социальные опасности, связанные с физическим насилием (разбой, бандитизм, терроризм, заложничество, изнасилование, война).
- Коэффициенты преступности в Украине в наиболее развитых странах мира в 2004 г. По данным интертипа (с расчета на 100 тыс. Населения).
- Административное задержание
- Для предотвращения взрывов на улице надо:
- 60. Социальные опасности, связанные с употреблением веществ, разрушающих организм человека (наркомания, курение, алкоголизм). Механизм действия наркотиков на организм.
- Наркомания и наркотики
- История развития наркотиков
- Классификация наркотиков и типы зависимости.
- Психологическая зависимость
- Физическая зависимость
- Опиум и его подобные
- Барбитураты
- Амфетамины
- Галлюциногенны
- Марихуана
- 61. Социальные опасности связанные с болезнями ( грипп, туберкулёз, болезнь Боткина, вирусы, пищевые отравления, вич-инфекция, венерические заболевания).
- Болезнь Боткина, или вирусный гепатит
- Туберкулёз
- Пищевые инфекции
- Пищевые отравления
- Пищевая токсикоифекация
- Венерические болезни – как это было.
- Венерические болезни – враг семейного благополучия
- Спидо – и сифилофобии
- Борьба с венерическими заболеваниями
- Основные венерические заболевания
- Основные пути передачи вич-инфекции
- 1 Декабря – Всемирный день борьбы со спиДом
- Без комментариев
- Спид не спит