Гигиена учебных занятий в школе. Организация учебных занятий продленного дня в 1-х классах общеобразовательных школ.
Гигиенически обоснованный режим дня предусматривает рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха детей и подростков в течение суток с учетом возрастных особенностей.
Исходя из функциональных особенностей, свойственных детскому возрасту, основные принципы построения режима дня сводятся к следующему:
— предусматривается время на различные виды деятельности (учебно-трудовую, прием еды, сон, отдых);
— для каждого вида деятельности установлена определенная длительность;
— предусмотрено определенное время каждого режимного момента в течение дня;
— предусмотрено правильное чередование режимных моментов.
Регулярность и чередование отдельных режимных моментов являются основой для предупреждения утомления.
В силу возрастных особенностей высшей нервной деятельности для учащихся младших, средних и старших классов установлен различный режим школьных занятий, различная продолжительность урока, учебного дня, учебного года.
Продолжительность урока во всех классах установлена 45 мин. В настоящее время многими исследованиями доказано, что для детей 7-летнего возраста уроки продолжительностью 45 мин утомительны. Для них рекомендуется продолжительность урока 35 мин. Однако это возможно только при наличии изолированных учебных и рекреационных помещений для учащихся первых классов.
Большое значение имеет правильное распределение материала на уроке, особенно для детей младших классов. Первые 5—10 мин урока уходят на включение учащихся в умственную работу, а затем наступает период максимальной работоспособности. К концу урока внимание учащихся ослабевает, и это время целесообразно использовать для повторения пройденного материала.
Перерывы между уроками — перемены способствуют отдыху коры головного мозга. Продолжительность перемены от 10 до 30 мин. В хорошую погоду перемены следует проводить на свежем воздухе.
По действующему учебному плану в 1—3-м классах предусмотрено по 4 урока в день, в 4-м классе — по 4—5 уроков, в 5—8-м — по 5—6 уроков, в 9—10-м классах — по 6 уроков в день.
Работоспособность учащихся изменяется в течение недели. Низкая работоспособность отмечается в субботу и понедельник. Снижение работоспособности в субботу объясняется утомлением учащихся к концу недели, а в понедельник — постепенной врабатываемостью организма после воскресного отдыха. Учитывая это, в субботу и понедельник необходимо предусматривать меньшее количество учебных часов и более легкие уроки, не требующие особого умственного напряжения.
При работе на пришкольных сельскохозяйственных участках надо следить за периодической сменой поз. Для предупреждения чрезмерного утомления необходимо, чтобы размеры и вес сельскохозяйственного инвентаря соответствовали пропорциям тела детей и их возрастным возможностям.
В период практики в колхозах, совхозах школьники должны привлекаться к посильной работе, способствующей оздоровлению. Должно быть предусмотрено чередование тяжелой и легкой работы. Нельзя допускать школьников к работе на сельскохозяйственных машинах, к работе с применением ядохимикатов, к уходу за больными животными и птицами. Продолжительность работы во время практики следует рекомендовать для учащихся 5-го класса 2 часа, 6—7-го классов — 3 часа, 8-го класса—4 часа в наименее жаркое время дня. Через каждые 45—50 мин следует устраивать 10-минутный перерыв.
Учебные домашние занятия школьника также должны регламентироваться.
Исследованиями отечественных гигиенистов установлена следующая продолжительность домашних занятий; для учащихся первых классов не более 30 мин — 1 ч, 2-х классов — 1—1,5 ч, 3—4-х классов — 1,5—2 ч, 5—7 классов — 2 ч, 8—10-х классов — 3 ч.
Приготовление уроков дома следует начинать после обеда и отдыха на свежем воздухе, а не сразу после возвращения из школы. Учащимся, занимающимся во вторую смену, целесообразно готовить уроки после утреннего завтрака.
Качество выполнения домашних заданий школьников зависит не только от продолжительности занятий, но и от того, как они организованы. Желательно, чтобы для приготовления уроков у школьника был отдельный стол и стул, соответствующие его росту. В уголке школьника должен быть также шкафчик или полочка для книг и тетрадей. Место занятий должно быть хорошо освещено. Во время приготовления уроков необходимо обеспечить тишину и не отвлекать школьника. Через каждые 30—35
мин занятий младшим школьникам, и каждые 45—50 мин старшим следует делать 10—15-минутный перерыв, используя его для проветривания комнаты и физических упражнений.
Соблюдение режима особенно важно в период экзаменов и подготовки к ним, когда от учащихся требуется собранность, напряжение воли. Работоспособность организма школьников после учебного года понижена, и поэтому нарушения в режиме дня вызывают еще большее ее падение, что уменьшает эффективность подготовки.
В период экзаменационной сессии распорядок должен быть несколько изменен по сравнению с обычными днями в учебном году, но принципы составления режима дня те же, что и в учебные дни. Наряду с занятиями след/ет регулярно отдыхать на свежем воздухе и соблюдать режим питания. Общая продолжительность подготовки к экзаменам не должна превышать ежедневную продолжительность школьной и домашней нагрузки учащихся в течение года.
Время для прогулок, отдыха, сна, питания не должно меняться. Как и в обычные дни, через каждые 40—50 мин занятий нужно делать перерыв на 10—15 мин.
Между каждым экзаменом должен быть перерыв в 3—4 дня. Экзамены надо проводить в хорошо освещенных помещениях, с нормальным воздушным и тепловым режимом.
В последние годы получили развитие школы-интернаты, в которых воспитанники находятся всю неделю, а на воскресенье, праздничные дни и на каникулы уходят домой.
День в школе-интернате начинается с физзарядки, затем следует уборка постели, туалет, завтрак, прогулка и учебные занятия. После учебных занятий воспитанники обедают, гуляют и готовят домашние задания. После этого проводятся кружковые занятия. Во избежание перегрузки каждому воспитаннику разрешается заниматься не более чем в двух кружках. В свободное время учащиеся читают художественную литературу, рисуют и т. д.
Учебные занятия организуются так же, как и в общеобразовательной школе.
Учащиеся в школе-интернате получают 4-разовое питание. Для каждой возрастной группы установлены нормативы ночного сна. Для учащихся 1—2-х с классов предусматривается дневной сон (1—1,5 ч).
Воспитанники, остающиеся в школе-интернате в выходные и каникулярные дни, соблюдают основные элементы режима дня, но больше времени проводят на воздухе (спорт, игры, посещение музеев, кино и т. д.). В период летних каникул увеличивается время для проведения оздоровительных мероприятий.
Режим дня детей, обучающихся в первом классе, должен приближаться к таковому в детских дошкольных учреждениях. В связи с этим адаптация первоклассников к учебному режиму наилучшим образом осуществляется в случае, когда первый класс занимается на базе детского дошкольного учреждения. При этом дети находятся в привычных условиях, где есть все необходимое для выполнения основных режимных моментов (организация занятий, сна, прогулок и питания детей). При невозможности использования детских дошкольных учреждений необходимо в общеобразовательной школе создать для первоклассников особый режим.
Помещения следует выделять в обособленные учебные секции (не более чем на 2-3 класса), размещенные в отдельном отсеке или блоке на первом или втором этаже и имеющие отдельный вход.
Гигиенические требования к освещению, микроклимату, оборудованию классных комнат, игровых и спальных помещений должны строго соблюдаться.
Организация учебной или игровой деятельности, а также отдыха детей должна основываться на знании их морфофункциональных и психофизиологических особенностей и полностью соответствовать возрастным функциональным возможностям детей.
Обучение должно проводиться только в первую смену. Наилучшее время начала занятий – 9ч. Для облегчения адаптации детей к школьным занятиям рекомендуется осуществление плавного перехода от режима детского сада к учебному режиму в школе. Ступенчатый тренирующий режим учебной работы с постепенным нарастанием нагрузки выглядит так:
-
В первой четверти 3 урока в день по 35 минут
-
Во второй четверти 4 урока по 35 минут
-
Во втором полугодии ежедневно по 4 урока по 45 минут.
Продолжительность перемен между уроками должна быть не более 20 минут. После второго, а иногда третьего урока (в дни наивысшей работоспособности), ежедневно следует организовывать динамическое занятие длительностью 40 минут, представляющее собой подвижные игры и спортивные развлечения на воздухе под руководством учителя. В течение учебного года кроме каникул, предусмотренных для всех учащихся школы, следует прерывать учебные занятия детей дополнительными каникулами в течение одной недели в середине третьей, наиболее продолжительной четверти (3я неделя февраля).
В режиме работы группы продленного дня указывается время для организации самоподготовки воспитанников (выполнение домашних заданий, самостоятельная, дополнительная, творческая работа по общеобразовательным программам), работы в кружках, секциях по интересам, отдыха, прогулок на свежем воздухе, экскурсий.
Режим работы группы продленного дня, сочетающий обучение, труд и отдых, составляется с учетом пребывания воспитанников в общеобразовательном учреждении до... (до 18—20 часов).
Воспитанники группы продленного дня могут заниматься в музыкальных, художественных, спортивных и других учреждениях дополнительного образования детей, в различных кружках и секциях, организуемых на базе общеобразовательного учреждения, участвовать в конкурсах, смотрах, олимпиадах и других массовых мероприятиях для обучающихся.
По письменной просьбе родителей воспитатель группы продленного дня может отпускать воспитанника для посещения учебных занятий в учреждении дополнительного образования в сопровождении взрослого (по договоренности с родителями).
При самоподготовке воспитанники могут использовать возможности читального зала школьной библиотеки.
Учебная и справочная литература воспитанников может храниться в определенном месте для использования при самоподготовке.
Во время самоподготовки педагогическими работниками могут быть организованы консультации по учебным предметам.
Время, отведенное на самоподготовку, нельзя использовать на другие цели.
- Гигиена экзаменационные вопросы
- Роль гигиенической и экологической наук в обеспечении профилактических задач здравоохранения. Факторы, формирующие здоровье населения.
- Солнечная радиация и ее роль в обеспечении жизни на Земле. Биологическое действие различных частей солнечного спектра.
- Почва как фактор внешней среды. Роль почвы в передаче инфекционных и паразитарных заболеваний. Загрязнение и самоочищение почвы.
- Климат и погода. Их влияние на организм человека. Метеотропные реакции организма. Влияние метеорологических факторов на терморегуляцию организма.
- Вода как фактор биосферы и необходимое условие существования жизни на Земле. Требования к качеству источников питьевого водоснабжения.
- Понятие о рациональном питании. Физиологические нормы питания.
- 5 Групп интенсивности труда
- Санитарная гигиеническая оценка и экспертиза пищевых продуктов. Роль экспертизы в обеспечении качества и безопасности питания. Арбитражная экспертиза продуктов питания.
- Инфекционные, паразитарные заболевания и пищевые отравления, вызванные недоброкачественной пищей и их профилактика.
- Пищевые токсиномиграции и интоксикации. Отравления немикробной этиологии. Диагностика, расследование и профилактика.
- Гигиенические экологические проблемы современного города. Размещение городов и др. Населенных пунктов. Основные принципы планировки и застройки.
- Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению помещений. Микроклимат жилых, учебных, лечебных и производственных помещений. (Показатели, нормирование и др.).
- Методы улучшения качества питьевой воды: осветление, обесцвечивание, обеззараживание. Методы специальной обработки воды.
- Факторы внутригородской среды (социальные, психоэмоциональные, химические, биологические и физические), оказывающие неблагоприятное воздействие на человека и их профилактика.
- Гигиена умственного и физического труда. Производственные вредности и профессиональные заболевания. Основные направления профилактики профессиональных заболеваний на производстве.
- Промышленные яды и их классификация. Общие закономерности действия промышленных ядов. Основные направления профилактики.
- Производственная пыль как фактор профессиональной вредности. Основные пылевые производства. Специфические и неспецифические пылевые болезни и их профилактика.
- Влияние на организм человека в условиях производства шума звуковых частот, инфра- и ультразвука. Их нормирование и меры профилактики.
- Вибрация, ее влияние на организм человека в условиях производства. Нормирование и меры профилактики.
- Неионизирующие электромагнитные излучения и поля. Их влияние на организм. Статические электрические поля, постоянные магнитные поля.
- Основные проблемы гигиены труда при работе с радиоактивными веществами и источниками ионизирующего излучения. Дозиметрический контроль. Меры защиты.
- Профессиональные вредности в системе здравоохранения и их профилактика.
- Гигиенические требования к планировке лечебно-профилактических учреждений и созданию в них лечебно-охранительного режима.
- Гигиенические требования к строительству больниц различного профиля: терапевтическое отделение: состав помещений палатной секции.
- Хирургическое отделение больницы. Особенности планировки инфекционного отделения больницы. Боксированное и полубоксовое отделения.
- Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков: критерии группы здоровья. Факторы, формирующие здоровье детей.
- Физическое развитие детей и подростков. Показатели. Методы оценки. Скрининг―тест.
- Адаптация детей к началу обучения в школе, понятие адаптации, факторы, влияющие на ее успешность. Определение готовности детей к школе.
- Гигиенические принципы организации физического воспитания школьников. Медицинский контроль за физическим воспитанием школьников. Закаливание.
- Профессиональная ориентация. Врачебно-профессиональная консультация для подростков с хроническими заболеваниями и некоторыми функциональными отклонениями.
- Гигиенические основы проектирования и строительства учреждений для детей и подростков (детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы).
- Гигиенические вопросы, возникающие при организации летней оздоровительной работы в детских и подростковых коллективах. Роль врача при решении этих проблем.
- Гигиена учебных занятий в школе. Организация учебных занятий продленного дня в 1-х классах общеобразовательных школ.