Физическое развитие детей и подростков. Показатели. Методы оценки. Скрининг―тест.
Термин «физическое развитие», с одной стороны, обозначает процесс формирования и созревания детского организма, с другой – степень этого созревания на каждом данном отрезке времени, т. е. имеет, как минимум, два значения. Исходя из этого под физическим развитием понимают совокупность морфологических, функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития (биологический возраст) организма, характеризующий процесс созревания ребенка на определенном этапе жизни.
Физическое развитие растущего организма является одним из основных показателей здоровья ребенка. Чем более значительны нарушения в физическом развитии, тем больше вероятность возникновения заболеваний.
Исследование физического развития проводится одновременно с изучением состояния здоровья во время углубленных медицинских осмотров, проводимых в детских и подростковых учреждениях. Изучение физического развития ребенка начинается с установления его календарного (хронологического) возраста. У каждого обследуемого ребенка должен определяться точный возраст на момент обследования, выраженный в годах, месяцах и днях. Это необходимо в связи с тем, что скорость изменения показателей физического развития неодинакова в разные периоды жизни ребенка, поэтому с учетом меняющихся темпов развития возрастная группировка проводится с различными интервалами («временным шагом»).
-
Для детей первого года жизни – каждый 1 месяц
-
Для детей от 1 до 3 лет – каждые 3 месяца
-
Для детей от 3 до 7 лет – каждые 6 месяцев
-
Для детей старше 7 лет – каждый год.
Далее в программу унифицированных антропометрических исследований входит определение из всего многообразия морфологических и функциональных признаков ряда основных. К ним относятся соматометрические, соматоскопические и физиометрические признаки.
Соматометрия включает определение длины, массы тела, окружности грудной клетки.
Длина тела является суммарным показателем, характеризующим состояние пластических (ростовых) процессов в организме; этот наиболее стабильный показатель из всех показателей физического развития. Масса тела свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов; в отличие от длины масса тела относительно лабильна и может изменяться под влиянием даже кратковременного заболевания, изменения режима дня, нарушения питания. Окружность грудной клетки характеризует ее вместимость и развитие грудных и спинных мышц, а также функциональное состояние органов грудной полости.
Соматоскопия проводится для получения общего впечатления о физическом развитии обследуемого: типе строения тела в целом и отдельных его частей, их взаимоотношении, пропорциональности, наличии функциональных или патологических отклонений.
Соматоскопическое обследование носит весьма субъективный характер, однако использование единых методических подходов (а в некоторых случаях, и дополнительных инструментальных измерений) позволяет получить максимально объективные данные.
Соматоскопия включает:
-
оценку состояния опорно-двигательного аппарата: определение формы черепа, грудной клетки, ног, стоп, позвоночника, вида осанки, развития мускулатуры;
-
определение степени жироотложения;
-
оценку степени полового созревания;
-
оценку состояния кожных покровов;
-
оценки состояния слизистых оболочек глаз и полости рта;
-
осмотр зубов и составление зубной формулы.
Физиометрия включает определение функциональных показателей. При изучении физического развития измеряют жизненную емкость легких (является показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц) – спирометрия, мышечную силу рук (характеризует степень развития мускулатуры) и становую силу – динамометрия.
Для изучения, анализа и оценки физического развития больших групп детей или отдельных индивидуумов применяют 2 основных метода наблюдения (сбора антропометрического материала).
-
Генерализующий метод (метод поперечного сечения популяции) –
основан на одномоментном обследовании физического развития больших групп детей различных возрастов. Каждая возрастная группа должна состоять не менее чем из 100 человек. Метод позволяет вести наблюдения за динамическими сдвигами в физическом развитии детей данного региона в связи с состоянием здоровья, занятиями физической культурой, условиями жизни, питанием и т. д.
-
Индивидуализирующий метод (продольный срез)
основан на обследовании конкретного ребенка, однократном или в динамике лет, с последующей оценкой его биологического уровня развития и гармоничности морфофункционального статуса с использованием соответствующих оценочных таблиц, давая возможность получить достаточную насыщенность каждой возрастно-половой группы по месяцам или годам жизни при сравнительно небольшом числе наблюдений. Данная методика позволяет определить особенности физического формирования организма из месяца в месяц (или из года в год) наблюдаемой группы детей в однородной совокупности.
При разработке и выборе методов оценки физического развития необходимо прежде всего учитывать основные закономерности физического развития растущего организма:
-
гетероморфность и гетерохронность развития;
-
наличие полового диморфизма и акселерации;
-
зависимость физического развития от генетических и средовых факторов.
Кроме того, при разработке шкал для оценки показателей физического развития необходимо учитывать и особенности статистического распределения этих показателей. Поэтому к методам оценки физического развития должны предъявляться следующие требования:
-
учет гетерохронности и гетероморфности роста и развития индивидуума и полового диморфизма;
-
взаимосвязанная оценка показателей физического развития;
-
учет возможностей асимметрии распределения показателей;
-
малая трудоемкость, отсутствие сложных расчетов.
Рассмотрим методы индивидуальной оценки физического развития.
Метод сигмальных отклонений
Широко распространен метод сигмальных отклонений, когда показатели развития индивидуума сравниваются со средними значениями развития признаков для соответствующей возрастно-половой группы, разница между ними выражается в долях сигмы. Средние арифметические основных показателей физического развития и их сигмы представляют так называемые стандарты физического развития. Поскольку для каждой возрастно-половой группы разрабатываются свои стандарты, метод позволяет учесть гетероморфность физического развития и половой диморфизм.
Метод процентильных (центильных, перцентильных) шкал
Для оценки физического развития индивидуума также используют метод непараметрической статистики – метод центильных шкал или каналов, когда по результатам математической обработки весь ряд делят на 100 частей. Обычно считают, что величины, находящиеся в центильном канале до 25 центиля оцениваются как ниже средних, от 25 до 75 центиля – как средние и свыше 75 центиля – как выше средних. Использование этого метода позволяет избежать искажений результатов оценки показателей, имеющих асимметрию в распределении. Однако, как и метод сигмальных отклонений, метод центильных шкал оценивает антропометрические признаки изолированно, вне их взаимосвязи.
Метод шкал регрессии
Для взаимосвязанной оценки показателей физического развития предложено использовать шкалы регрессии. При составлении шкал регрессии по длине тела определяют методом парной корреляции связь длины тела с массой тела и окружностью грудной клетки. Для оценки отклонений фактических величин от должных используется частная сигма регрессии массы тела и окружности грудной клетки.
Этот метод получил наибольшее распространение, так как дает возможность выделить лиц с гармоничным и дисгармоничным физическим развитием. Его преимущество заключается в том, что он позволяет дать комплексную оценку физического развития по совокупности признаков в их взаимосвязи, поскольку ни один из признаков, взятый каждый в отдельности, не может дать объективную и полную оценку физического развития.
Метод оценки физического развития детей по комплексной схеме
На первом этапе исследования устанавливают уровень биологического развития (биологический возраст), под которым понимают совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.
Биологический возраст ребенка определяют по показателям длины тела стоя, прибавок длины тела за последний год, уровню оссификации скелета («костный возраст»), срокам вторичной дентитации (сроки прорезывания и смены молочных зубов на постоянные), изменению пропорций телосложения, степени развития вторичных половых признаков, сроку наступления первой менструации у девочек. Для этого используют таблицы, в которых представлены средние значения показателей биологического развития мальчиков и девочек по возрастам. Пользуясь этими таблицами и сравнивая данные ребенка со средними возрастными показателями, определяют соответствие биологического возраста календарному (паспортному), опережение или отставание от него. При этом учитывают изменение информативности показателей биологического возраста в зависимости от возраста ребенка.
На втором этапе определяют морфофункциональное состояние по показателям массы тела, окружности груди в дыхательной паузе, мышечной силе кистей рук и жизненной емкости легких (ЖЕЛ). В качестве дополнительного критерия для дифференциации превышения массы тела и окружности грудной клетки возрастно-половых норм за счет жироотложения или развития мускулатуры используется измерение толщины кожно-жировых складок.
Функциональные показатели (ЖЕЛ, мышечная сила рук) оцениваются сопоставлением их с центильной шкалой для данной возрастно-половой группы.
Средними считаются показатели, находящиеся в диапазоне от 25 до 75 центиля, ниже среднего – показатели, чьи значения ниже 25 центиля, выше среднего – выше 75 центиля.
Морфофункциональное состояние может определяться как гармоничное, дисгармоничное и резко дисгармоническое.
Таким образом, при оценке физического развития по комплексной схеме общее заключение содержит вывод о соответствии физического развития возрасту и его гармоничности.
Скрининг (от англ. screening — отбор, сортировка) — стратегия в организации здравоохранения, направленная на выявление заболеваний у клинически бессимптомных лиц в популяции.
Цель скрининга — возможно раннее выявление заболеваний, что позволяет обеспечить раннее начало лечения в расчёте на облегчение состояния пациентов и снижение смертности. Несмотря на то, что скрининг способствует ранней диагностике, не все скрининговые методы демонстрируют однозначную пользу. Среди нежелательных эффектов скрининга — возможность гипердиагностики или ошибочной диагностики, создание ложного чувства уверенности в отсутствии болезни. По этим причинам скрининговые исследования должны обладать достаточной чувствительностью и допустимым уровнем специфичности.
Различают массовый (универсальный) скрининг, к которому привлекаются все лица из определённой категории (например, все дети одного возраста) и выборочный (селективный) скрининг, применяемый в группах риска (например, скрининг членов семьи в случае выявления наследственного заболевания).
- Гигиена экзаменационные вопросы
- Роль гигиенической и экологической наук в обеспечении профилактических задач здравоохранения. Факторы, формирующие здоровье населения.
- Солнечная радиация и ее роль в обеспечении жизни на Земле. Биологическое действие различных частей солнечного спектра.
- Почва как фактор внешней среды. Роль почвы в передаче инфекционных и паразитарных заболеваний. Загрязнение и самоочищение почвы.
- Климат и погода. Их влияние на организм человека. Метеотропные реакции организма. Влияние метеорологических факторов на терморегуляцию организма.
- Вода как фактор биосферы и необходимое условие существования жизни на Земле. Требования к качеству источников питьевого водоснабжения.
- Понятие о рациональном питании. Физиологические нормы питания.
- 5 Групп интенсивности труда
- Санитарная гигиеническая оценка и экспертиза пищевых продуктов. Роль экспертизы в обеспечении качества и безопасности питания. Арбитражная экспертиза продуктов питания.
- Инфекционные, паразитарные заболевания и пищевые отравления, вызванные недоброкачественной пищей и их профилактика.
- Пищевые токсиномиграции и интоксикации. Отравления немикробной этиологии. Диагностика, расследование и профилактика.
- Гигиенические экологические проблемы современного города. Размещение городов и др. Населенных пунктов. Основные принципы планировки и застройки.
- Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению помещений. Микроклимат жилых, учебных, лечебных и производственных помещений. (Показатели, нормирование и др.).
- Методы улучшения качества питьевой воды: осветление, обесцвечивание, обеззараживание. Методы специальной обработки воды.
- Факторы внутригородской среды (социальные, психоэмоциональные, химические, биологические и физические), оказывающие неблагоприятное воздействие на человека и их профилактика.
- Гигиена умственного и физического труда. Производственные вредности и профессиональные заболевания. Основные направления профилактики профессиональных заболеваний на производстве.
- Промышленные яды и их классификация. Общие закономерности действия промышленных ядов. Основные направления профилактики.
- Производственная пыль как фактор профессиональной вредности. Основные пылевые производства. Специфические и неспецифические пылевые болезни и их профилактика.
- Влияние на организм человека в условиях производства шума звуковых частот, инфра- и ультразвука. Их нормирование и меры профилактики.
- Вибрация, ее влияние на организм человека в условиях производства. Нормирование и меры профилактики.
- Неионизирующие электромагнитные излучения и поля. Их влияние на организм. Статические электрические поля, постоянные магнитные поля.
- Основные проблемы гигиены труда при работе с радиоактивными веществами и источниками ионизирующего излучения. Дозиметрический контроль. Меры защиты.
- Профессиональные вредности в системе здравоохранения и их профилактика.
- Гигиенические требования к планировке лечебно-профилактических учреждений и созданию в них лечебно-охранительного режима.
- Гигиенические требования к строительству больниц различного профиля: терапевтическое отделение: состав помещений палатной секции.
- Хирургическое отделение больницы. Особенности планировки инфекционного отделения больницы. Боксированное и полубоксовое отделения.
- Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков: критерии группы здоровья. Факторы, формирующие здоровье детей.
- Физическое развитие детей и подростков. Показатели. Методы оценки. Скрининг―тест.
- Адаптация детей к началу обучения в школе, понятие адаптации, факторы, влияющие на ее успешность. Определение готовности детей к школе.
- Гигиенические принципы организации физического воспитания школьников. Медицинский контроль за физическим воспитанием школьников. Закаливание.
- Профессиональная ориентация. Врачебно-профессиональная консультация для подростков с хроническими заболеваниями и некоторыми функциональными отклонениями.
- Гигиенические основы проектирования и строительства учреждений для детей и подростков (детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы).
- Гигиенические вопросы, возникающие при организации летней оздоровительной работы в детских и подростковых коллективах. Роль врача при решении этих проблем.
- Гигиена учебных занятий в школе. Организация учебных занятий продленного дня в 1-х классах общеобразовательных школ.