Гигиена умственного и физического труда. Производственные вредности и профессиональные заболевания. Основные направления профилактики профессиональных заболеваний на производстве.
Гигиена труда (или медицина труда) - наука, изучающая трудовую деятельность человека и факторы производственной среды с точки зрения их влияния на здоровье и работоспособность человека и разрабатывающая научные основы и практические рекомендации по предупреждению отрицательных последствий труда, созданию благоприятных и здоровых условий труда и повышению его производительности.
Производственные (профессиональные) вредности - все факторы производственной среды и трудового процесса, способные оказать неблагоприятное влияние на здоровье и работоспособность людей, а именно: вызвать профессиональные заболевания, ухудшить течение имеющихся у работающего непрофессиональных заболеваний, снизить иммунореактивность и повысить частоту инфекционных заболеваний, вызвать более или менее стойкое снижение работоспособности, переутомление, привести к нарушению здоровья потомства.
Современная классификация производственных вредностей
-
Психофизиологические факторы, обусловленные неправильной организацией труда, - чрезмерная физическая тяжесть или нервно-психическое напряжение, вынужденная рабочая поза, нефизиологичный режим и ритм работы, перенапряжение отдельных органов, систем, мышц;
-
Физические факторы - неблагоприятный микроклимат, акустические явления, электромагнитные поля, неионизирующие и ионизирующие излучения, аэрозоли преимущественно фиброгенного действия;
-
Химические факторы - вредные химические вещества в виде пыли (аэрозолей), паров и газов, некоторые вещества биологической природы, получаемые химическим синтезом (антибиотики, витамины и др.);
-
Биологические факторы - вредные биологические компоненты в виде патогенной микрофлоры, ее продуцентов, гельминтов, аэрозолей и паров биологической природы.
Заболевания, возникающие исключительно или преимущественно в результате воздействия на организм работающего человека производственных вредностей, называются профессиональными болезнями.
В ряде случаев профессиональные вредности играют решающую роль в возникновении патологического процесса (развитие силикоза у рабочих, находящихся в зоне с высокой концентрацией пыли, содержащей оксид кремния; свинцовое отравление у рабочих, подвергающихся воздействию паров свинца). Профессиональный фактор может играть существенную, хотя и неосновную роль в развитии некоторых общих заболеваний (атеросклероз при свинцовом отравлении, варикозное расширение вен при длительном стоянии и т. д.) или привести к снижению сопротивляемости организма в отношении заболеваний, возникающих от других причин (повышенная заболеваемость острыми респираторными инфекциями у электросварщиков, ревматизмом - у лиц, работающих в условиях низкой температуры и повышенной влажности воздуха, и т.д.).
Знание профессиональных вредностей важно для профилактики профессиональных болезней и для правильного решения вопросов трудовой экспертизы и трудоустройства лиц с ограниченной трудоспособностью.
Исходя из гигиенических критериев Руководства Р 22.755-99 «Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса», условия труда в зависимости от степени отклонения от гигиенических нормативов действующего на работающих производственного фактора подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
Оптимальные условия труда (1-й класс) - условия, обеспечивающие сохранение здоровья и высокий уровень работоспособности. Нормативы оптимальных условий установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса.
Допустимые условия труда (2-й класс) - условия, при которых не превышаются установленные гигиенические нормативы для рабочей зоны. Условно их относят к безопасным.
Вредные условия труда (3-й класс) характеризуются наличием вредных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомство. По уровню превышения нормативов они подразделяются на 4 степени вредности:
3.1 (1-я степень) - такое превышение нормативов, которое может вызвать функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при достаточно длительном прерывании контакта с вредными факторами;
3.2 (2-я степень) - уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к развитию заболеваний с временной утратой трудоспособности и легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности) после длительного контакта с этими факторами (>15 лет);
3.3 (3-я степень) - уровни вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой или средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности, росту хронической профессионально обусловленной патологии и повышению уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности);
3.4 (4-я степень) - условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), происходит значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
Опасные (экстремальные) условия труда (4-й класс) - условия, работа при которых в течение одной смены или ее части создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе и тяжелых форм.
Тяжесть трудового процесса оценивается в соответствии с Руководством Р 2.2.755-99. Тяжесть труда отражает нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную). Условия труда устанавливаются по основным показателям тяжести трудового процесса, характеризующим работу независимо от индивидуальных
К общим принципам профилактики относится:
-
гигиеническое нормирование профессиональных вредностей
(например, установление предельно-допустимых норм концентрации токсических веществ и т.д.) систематический контроль за состоянием производственной среды отвечает лаборатория СЭС, заводские лаборатории;
-
изменение технологии производства;
-
механизация и автоматизация производственных процессов;
-
герметизация температуры, в которой происходит обработка токсических веществ или пылящихся материалов;
-
эффективная и общеобменная вентиляция;
-
использование индивидуальных средств защиты
биологические методы профилактики – общеоздоровительные (рациональная организация труда и отдыха, массовые занятия физкультурой и спортом, рациональное питание) и специальные (проводятся в зависимости от этиологического и патогенетического принципа);
-
предварительные и медицинские осмотры работающих.
- Гигиена экзаменационные вопросы
- Роль гигиенической и экологической наук в обеспечении профилактических задач здравоохранения. Факторы, формирующие здоровье населения.
- Солнечная радиация и ее роль в обеспечении жизни на Земле. Биологическое действие различных частей солнечного спектра.
- Почва как фактор внешней среды. Роль почвы в передаче инфекционных и паразитарных заболеваний. Загрязнение и самоочищение почвы.
- Климат и погода. Их влияние на организм человека. Метеотропные реакции организма. Влияние метеорологических факторов на терморегуляцию организма.
- Вода как фактор биосферы и необходимое условие существования жизни на Земле. Требования к качеству источников питьевого водоснабжения.
- Понятие о рациональном питании. Физиологические нормы питания.
- 5 Групп интенсивности труда
- Санитарная гигиеническая оценка и экспертиза пищевых продуктов. Роль экспертизы в обеспечении качества и безопасности питания. Арбитражная экспертиза продуктов питания.
- Инфекционные, паразитарные заболевания и пищевые отравления, вызванные недоброкачественной пищей и их профилактика.
- Пищевые токсиномиграции и интоксикации. Отравления немикробной этиологии. Диагностика, расследование и профилактика.
- Гигиенические экологические проблемы современного города. Размещение городов и др. Населенных пунктов. Основные принципы планировки и застройки.
- Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению помещений. Микроклимат жилых, учебных, лечебных и производственных помещений. (Показатели, нормирование и др.).
- Методы улучшения качества питьевой воды: осветление, обесцвечивание, обеззараживание. Методы специальной обработки воды.
- Факторы внутригородской среды (социальные, психоэмоциональные, химические, биологические и физические), оказывающие неблагоприятное воздействие на человека и их профилактика.
- Гигиена умственного и физического труда. Производственные вредности и профессиональные заболевания. Основные направления профилактики профессиональных заболеваний на производстве.
- Промышленные яды и их классификация. Общие закономерности действия промышленных ядов. Основные направления профилактики.
- Производственная пыль как фактор профессиональной вредности. Основные пылевые производства. Специфические и неспецифические пылевые болезни и их профилактика.
- Влияние на организм человека в условиях производства шума звуковых частот, инфра- и ультразвука. Их нормирование и меры профилактики.
- Вибрация, ее влияние на организм человека в условиях производства. Нормирование и меры профилактики.
- Неионизирующие электромагнитные излучения и поля. Их влияние на организм. Статические электрические поля, постоянные магнитные поля.
- Основные проблемы гигиены труда при работе с радиоактивными веществами и источниками ионизирующего излучения. Дозиметрический контроль. Меры защиты.
- Профессиональные вредности в системе здравоохранения и их профилактика.
- Гигиенические требования к планировке лечебно-профилактических учреждений и созданию в них лечебно-охранительного режима.
- Гигиенические требования к строительству больниц различного профиля: терапевтическое отделение: состав помещений палатной секции.
- Хирургическое отделение больницы. Особенности планировки инфекционного отделения больницы. Боксированное и полубоксовое отделения.
- Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков: критерии группы здоровья. Факторы, формирующие здоровье детей.
- Физическое развитие детей и подростков. Показатели. Методы оценки. Скрининг―тест.
- Адаптация детей к началу обучения в школе, понятие адаптации, факторы, влияющие на ее успешность. Определение готовности детей к школе.
- Гигиенические принципы организации физического воспитания школьников. Медицинский контроль за физическим воспитанием школьников. Закаливание.
- Профессиональная ориентация. Врачебно-профессиональная консультация для подростков с хроническими заболеваниями и некоторыми функциональными отклонениями.
- Гигиенические основы проектирования и строительства учреждений для детей и подростков (детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы).
- Гигиенические вопросы, возникающие при организации летней оздоровительной работы в детских и подростковых коллективах. Роль врача при решении этих проблем.
- Гигиена учебных занятий в школе. Организация учебных занятий продленного дня в 1-х классах общеобразовательных школ.