Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению помещений. Микроклимат жилых, учебных, лечебных и производственных помещений. (Показатели, нормирование и др.).
Рациональное освещение, обеспечивая оптимальную ф-цию зрительного анализатора и ЦНС, способствует повышению производительности труда, отдаляет утомление, снижает производственный травматизм и т.д.
Естественное освещение обладает выраженным биологическим действием, оказывающим влияние на все процессы жизнедеятельности: рост и развитие, регуляцию важнейших физиологических функций, характеризуется тепловым и бактерицидным действием. Использование искусственных источников света требуется в случаях недостаточной/ непостоянной естественной освещенности, также при отсутствии дневного света.
Характеристики освещения:
-
Количественные: уровень освещенности и яркость;
-
Качественные: равномерность распределения яркостей в освещаемом помещении и на рабочих поверхностях; спектральный состав светового потока; контраст между рассматриваемым объектом и фоном; степень блескости и др.
Освещенность― это поверхностная плотность светового потока. Ед. изм. 1 люкс (лк) ― освещенность поверхности 1 м², на которую падает и равномерно распределяется световой поток в 1 люмен (лм). Люмен – это единица измерения светового потока источника света, в нашем случае источником света будет являться светодиодная лампа, лампа накаливания, сам светодиод или любой другой светильник.
Коэффициент естественной освещённости (КЕО) — отношение естественной освещённости, создаваемой в некоторой точке заданной плоскости внутри помещения светом неба (непосредственным или после отражений), к одновременному значению наружной горизонтальной освещённости, создаваемой светом полностью открытого небосвода.
Рациональным освещением считается такое освещение, которое обеспечивает: оптимальные величины освещенности; равномерность освещения в пространстве и во времени; ограничение прямой и отраженной блесткости; правильное цветовосприятие; отсутствие резких теней; увеличение контраста между объектом и фоном; оптимальную биологическую активность света; безопасность и надежность освещения.
Естественное освещение может быть: боковым, верхним, комбинированным.
Искусственное освещение: общее, местное, комбинированное.
Микроклимат жилых, учебных, лечебных и производственных помещений.
Микроклимат помещения - состояние внутренней среды помещения, оказывающее воздействие на человека, характеризуемое показателями температуры воздуха и ограждающих конструкций, влажностью и подвижностью воздуха. (ГОСТ 30494-96)
Микроклимат производственных помещений - метеорологические условия внутренней среды этих помещений, которые определяются действующими на организм человека сочетаниями температуры, влажности, скорости движения воздуха и теплового излучения. (ГОСТ 12.1.005-88)
Условия микроклимата в производственных помещениях зависят от ряда факторов:
- климатического пояса и сезона года;
- характера технологического процесса и вида используемого оборудования;
- условий воздухообмена;
- размеров помещения;
- числа работающих людей и т.п.
Микроклимат в производственном помещении может меняться на протяжении всего рабочего дня, быть различным на отдельных участках одного и того же цеха.
В производственных условиях характерно суммарное (сочетанное) действие параметров микроклимата: температуры, влажности, скорости движения воздуха.
В соответствии с СанПиН 2.2.4.548 – 96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений» параметрами, характеризующими микроклимат являются:
- температура воздуха;
- температура поверхностей (учитывается температура поверхностей ограждающих конструкций (стены, потолок, пол), устройств (экраны и т.п.), а также технологического оборудования или ограждающих его устройств);
- относительная влажность воздуха;
- скорость движения воздуха;
- интенсивность теплового облучения.
Гигиенические требования к микроклимату помещений:
1.средняя температура воздуха должна составлять 18-20. В течении суток колебания температуры воздуха в помещении при центральном отоплении не должны превышать 3 град.
2.относительная влажность может колебаться в пределах 40-60% (зимой 30-50%)
3.скорость движения воздуха в помещениях должна быть 0.2-0.4 м/сек. Особенно важно соблюдение этих условий в больницах.
- Гигиена экзаменационные вопросы
- Роль гигиенической и экологической наук в обеспечении профилактических задач здравоохранения. Факторы, формирующие здоровье населения.
- Солнечная радиация и ее роль в обеспечении жизни на Земле. Биологическое действие различных частей солнечного спектра.
- Почва как фактор внешней среды. Роль почвы в передаче инфекционных и паразитарных заболеваний. Загрязнение и самоочищение почвы.
- Климат и погода. Их влияние на организм человека. Метеотропные реакции организма. Влияние метеорологических факторов на терморегуляцию организма.
- Вода как фактор биосферы и необходимое условие существования жизни на Земле. Требования к качеству источников питьевого водоснабжения.
- Понятие о рациональном питании. Физиологические нормы питания.
- 5 Групп интенсивности труда
- Санитарная гигиеническая оценка и экспертиза пищевых продуктов. Роль экспертизы в обеспечении качества и безопасности питания. Арбитражная экспертиза продуктов питания.
- Инфекционные, паразитарные заболевания и пищевые отравления, вызванные недоброкачественной пищей и их профилактика.
- Пищевые токсиномиграции и интоксикации. Отравления немикробной этиологии. Диагностика, расследование и профилактика.
- Гигиенические экологические проблемы современного города. Размещение городов и др. Населенных пунктов. Основные принципы планировки и застройки.
- Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению помещений. Микроклимат жилых, учебных, лечебных и производственных помещений. (Показатели, нормирование и др.).
- Методы улучшения качества питьевой воды: осветление, обесцвечивание, обеззараживание. Методы специальной обработки воды.
- Факторы внутригородской среды (социальные, психоэмоциональные, химические, биологические и физические), оказывающие неблагоприятное воздействие на человека и их профилактика.
- Гигиена умственного и физического труда. Производственные вредности и профессиональные заболевания. Основные направления профилактики профессиональных заболеваний на производстве.
- Промышленные яды и их классификация. Общие закономерности действия промышленных ядов. Основные направления профилактики.
- Производственная пыль как фактор профессиональной вредности. Основные пылевые производства. Специфические и неспецифические пылевые болезни и их профилактика.
- Влияние на организм человека в условиях производства шума звуковых частот, инфра- и ультразвука. Их нормирование и меры профилактики.
- Вибрация, ее влияние на организм человека в условиях производства. Нормирование и меры профилактики.
- Неионизирующие электромагнитные излучения и поля. Их влияние на организм. Статические электрические поля, постоянные магнитные поля.
- Основные проблемы гигиены труда при работе с радиоактивными веществами и источниками ионизирующего излучения. Дозиметрический контроль. Меры защиты.
- Профессиональные вредности в системе здравоохранения и их профилактика.
- Гигиенические требования к планировке лечебно-профилактических учреждений и созданию в них лечебно-охранительного режима.
- Гигиенические требования к строительству больниц различного профиля: терапевтическое отделение: состав помещений палатной секции.
- Хирургическое отделение больницы. Особенности планировки инфекционного отделения больницы. Боксированное и полубоксовое отделения.
- Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков: критерии группы здоровья. Факторы, формирующие здоровье детей.
- Физическое развитие детей и подростков. Показатели. Методы оценки. Скрининг―тест.
- Адаптация детей к началу обучения в школе, понятие адаптации, факторы, влияющие на ее успешность. Определение готовности детей к школе.
- Гигиенические принципы организации физического воспитания школьников. Медицинский контроль за физическим воспитанием школьников. Закаливание.
- Профессиональная ориентация. Врачебно-профессиональная консультация для подростков с хроническими заболеваниями и некоторыми функциональными отклонениями.
- Гигиенические основы проектирования и строительства учреждений для детей и подростков (детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы).
- Гигиенические вопросы, возникающие при организации летней оздоровительной работы в детских и подростковых коллективах. Роль врача при решении этих проблем.
- Гигиена учебных занятий в школе. Организация учебных занятий продленного дня в 1-х классах общеобразовательных школ.