Адаптация детей к началу обучения в школе, понятие адаптации, факторы, влияющие на ее успешность. Определение готовности детей к школе.
Адаптация к школе―это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему.
Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных.
По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы.
Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.
Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
Третья группа―дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы.
Определение готовности детей к школе
Первое углубленное обследование детей проходит в октябре-ноябре года, предшествующего поступлению в школу. Углубленный медицинский осмотр (плановая диспанцеризация) проводится в детском саду или детской поликлинике педиатром, отоларингологом, офтальмологом, психо-неврологом, хирургом-ортопедом, стоматологом. В те же сроки в соответствии с инструкцией врачом детского дошкольного учреждения или детской поликлиники проводится психофизиологическое у всех детей развития школьно-необходимых функций. Результаты медицинского и психофизиологического обследований заносят в медицинскую карту развития ребенка (форма 026-у). Детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья, назначается комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий. Дошкольникам, у которых выявлено отставание в развитии моторики и речи, рекомендуется комплекс упражнений по их коррекции. Рекомендованные лечебные и оздоровительные мероприятия осуществляются врачами-специалистами детской поликлиники. Занятия по устранению дефектов звукопроизношения проводятся врачом-логопедом. Упражнения или занятия по развитию моторики (лепка, рисование и т.п.) могут проводиться воспитателями детского сада или родителями.
Повторный медицинский осмотр всех детей теми же специалистами осуществляется перед поступлением в школу (в апреле, мае). Одновременно проводится повторное психофизиологическое обследование детей, признанных неготовыми к школе при первом обследовании. Заключение о степени готовности к обучению дается психолого-медико-педагогической комиссией при детской поликлинике (врач школы, педагог, логопед и педиатр). В порядке исключения может быть проведено дополнительное медицинское или психофизиологическое исследование детей непосредственно перед началом учебного года.
Неготовыми к обучению считаются дети:
-
Имеющие отклонения в состоянии здоровья, указанные в перечне медицинских рекомендаций к отсрочке поступления в школу детей 6-го возраста;
-
Отстающие в биологическом развитии;
-
Выполняющие тест Керна-Ирасека с оценкой 9 и более баллов;
-
Имеющие дефекты звукопроизношения
- Гигиена экзаменационные вопросы
- Роль гигиенической и экологической наук в обеспечении профилактических задач здравоохранения. Факторы, формирующие здоровье населения.
- Солнечная радиация и ее роль в обеспечении жизни на Земле. Биологическое действие различных частей солнечного спектра.
- Почва как фактор внешней среды. Роль почвы в передаче инфекционных и паразитарных заболеваний. Загрязнение и самоочищение почвы.
- Климат и погода. Их влияние на организм человека. Метеотропные реакции организма. Влияние метеорологических факторов на терморегуляцию организма.
- Вода как фактор биосферы и необходимое условие существования жизни на Земле. Требования к качеству источников питьевого водоснабжения.
- Понятие о рациональном питании. Физиологические нормы питания.
- 5 Групп интенсивности труда
- Санитарная гигиеническая оценка и экспертиза пищевых продуктов. Роль экспертизы в обеспечении качества и безопасности питания. Арбитражная экспертиза продуктов питания.
- Инфекционные, паразитарные заболевания и пищевые отравления, вызванные недоброкачественной пищей и их профилактика.
- Пищевые токсиномиграции и интоксикации. Отравления немикробной этиологии. Диагностика, расследование и профилактика.
- Гигиенические экологические проблемы современного города. Размещение городов и др. Населенных пунктов. Основные принципы планировки и застройки.
- Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению помещений. Микроклимат жилых, учебных, лечебных и производственных помещений. (Показатели, нормирование и др.).
- Методы улучшения качества питьевой воды: осветление, обесцвечивание, обеззараживание. Методы специальной обработки воды.
- Факторы внутригородской среды (социальные, психоэмоциональные, химические, биологические и физические), оказывающие неблагоприятное воздействие на человека и их профилактика.
- Гигиена умственного и физического труда. Производственные вредности и профессиональные заболевания. Основные направления профилактики профессиональных заболеваний на производстве.
- Промышленные яды и их классификация. Общие закономерности действия промышленных ядов. Основные направления профилактики.
- Производственная пыль как фактор профессиональной вредности. Основные пылевые производства. Специфические и неспецифические пылевые болезни и их профилактика.
- Влияние на организм человека в условиях производства шума звуковых частот, инфра- и ультразвука. Их нормирование и меры профилактики.
- Вибрация, ее влияние на организм человека в условиях производства. Нормирование и меры профилактики.
- Неионизирующие электромагнитные излучения и поля. Их влияние на организм. Статические электрические поля, постоянные магнитные поля.
- Основные проблемы гигиены труда при работе с радиоактивными веществами и источниками ионизирующего излучения. Дозиметрический контроль. Меры защиты.
- Профессиональные вредности в системе здравоохранения и их профилактика.
- Гигиенические требования к планировке лечебно-профилактических учреждений и созданию в них лечебно-охранительного режима.
- Гигиенические требования к строительству больниц различного профиля: терапевтическое отделение: состав помещений палатной секции.
- Хирургическое отделение больницы. Особенности планировки инфекционного отделения больницы. Боксированное и полубоксовое отделения.
- Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков: критерии группы здоровья. Факторы, формирующие здоровье детей.
- Физическое развитие детей и подростков. Показатели. Методы оценки. Скрининг―тест.
- Адаптация детей к началу обучения в школе, понятие адаптации, факторы, влияющие на ее успешность. Определение готовности детей к школе.
- Гигиенические принципы организации физического воспитания школьников. Медицинский контроль за физическим воспитанием школьников. Закаливание.
- Профессиональная ориентация. Врачебно-профессиональная консультация для подростков с хроническими заболеваниями и некоторыми функциональными отклонениями.
- Гигиенические основы проектирования и строительства учреждений для детей и подростков (детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы).
- Гигиенические вопросы, возникающие при организации летней оздоровительной работы в детских и подростковых коллективах. Роль врача при решении этих проблем.
- Гигиена учебных занятий в школе. Организация учебных занятий продленного дня в 1-х классах общеобразовательных школ.